Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Оценка роли пенсионного фонда Российской Федерации в социальном обеспечение граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Этапы становления Пенсионного фонда РФ 5
1.1. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России 5
1.2. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции 17
1.3. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации 23
Глава 2. Основные направления деятельности, перспективы развития 30
2.1. Основные направления деятельности ПФР 30
2.2. Анализ деятельности ПФР за 2018 год 34
2.3. Долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ 39
Заключение 45
Список использованных источников 50
Введение:
Актуальность темы. Все вопросы функционирования пенсионной системы в России являются вопросами благополучия и достойной жизни людей пожилого возраста. Для любой страны мира пенсионная система, ее реформирование, совершенствование – это важнейший социальный выбор, эффект от которого рассчитан на десятилетия вперед.
Сегодня в России около 43 миллионов пенсионеров, при том что все население страны — 146 миллионов. Каждый год страна теряет 1 миллион трудоспособного населения, и численность пенсионеров в стране растет стремительно без замещения равноценным количеством трудоспособных граждан. Поэтому если сейчас на одного пенсионера приходится чуть меньше двух работающих граждан (1,7), то уже скоро этот показатель может достичь соотношения один к одному. Такого пенсионная система просто не выдержит. Бюджет Пенсионного фонда и так дефицитный. Для предотвращения его банкротства и предпринята новая реформа, законодательные основы которой вступили в силу с 1 января 2015 года.
Затрагивая вопрос о пенсии и обо всем, что с ней связано, общество в наши дни в большинстве случаев не только не задумываются, но и откровенно говоря, не понимают, зачем сейчас думать о пенсионном страховании, и отдавать какие-то проценты от нынешнего заработка, теряя при этом прибыль на такое далекое понятие как пенсионное страхование. Откладывая вопрос на потом, и надеясь на решение этой проблемы по мере ее поступления, создаются огромные проблемы для государства и пенсионного обеспечения в целом, что создает дефицит в бюджете на пенсионное обеспечение и трудность в поиске путей ее решения.
В большинстве случаев работодатель никак не заинтересован в пенсии будущих работников, а работники в свою очередь сами создают эту незаинтересованность, тем, что хотят получать большую зарплату с наименьшими потерями, то есть, что бы государство не забирало ее часть на их же будущую пенсию, тем самым создавая теневые занятости, зарплату в «конвертах», которые не попадают под пенсионное страхование.
Принципы, на которых было основано пенсионное страхование привело к тому, что в стране высокие пенсионные взносы, но отношение пенсий к зарплатам ниже примерно в 1.5-2 раза, чем в сопоставимых развитых и развивающихся странах.
Актуальность выбранной темы обуславливается также продолжающейся пенсионной реформой. В середине июня 2018 года было одобрено постепенное повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет и для мужчин до 65 лет. Затем по инициативе президента проект реформы был смягчен. В частности, для женщин решено было повысить возраст выхода на пенсию до 60 лет вместо 63-х. Реформа пенсионной системы, которую Госдума окончательно утвердила 27 сентября, началась с 2019 года, а полностью должна завершиться к 2034-му.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Предмет работы – нормы законодательства, регулирующие пенсионную систему и деятельность Пенсионного фонда РФ, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – оценить роль Пенсионного фонда Российской Федерации в социальном обеспечении граждан.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития пенсионного обеспечения в России.
2. Охарактеризовать вопросы создания, структуру, задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Изучить особенности правового регулирования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
4. Исследовать основные направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
5. Проанализировать основные показатели деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год.
6. Выявить долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Активные пенсионные реформы проводятся в мире уже более четверти века. В конце 90-х годов прошлого века и в начале нынешнего мирового и регионального уровней была проведена серия серьезных исследований результатов и перспектив национальных реформ, многие мифы, сформированные вокруг них, были развенчаны, некоторые инновации были внедрены в концепции и практики реформ, внимание было уделено политическим аспектам реформ.
Основная проблема заключается в подсчете имеющихся пенсионных баллов, а также в получении информации о стоимости одного подобного очка. Эти составляющие ежегодно меняются.
Пенсионные накопления в России индексируются ежегодно. Это своеобразная мера по поддержанию нетрудоспособного населения в жизнеспособном состоянии. Как правило, индексация проводится 2 раза в год. На назначение пенсии никак не влияет, все перерасчеты вступают в силу автоматически.
В 2018 году индексация не проводилась. Подобная мера вынужденная. Она была принята в условиях царящего в стране кризиса. Тем не менее полностью индексацию не отменили. На нее можно рассчитывать вновь. Перерасчет пенсий проводится государством. Задумываться о том, как это делается, не следует.
Назначение и выплата пенсий производится в кратчайшие строки. Перечень необходимых бумаг меняется в зависимости от ситуации. Чаще всего необходимо прикладывать справки об инвалидности.
Нынешний возрастной предел для выхода на пенсию, который «прошел» от нас из советской бюджетно-распределительной пенсионной системы, далек от западного уровня, поскольку он охватывает около 2/3 мужского населения, что относительно адекватно Конвенции ОЭСР (при условии, что существует другой существующий пенсионный возраст).
Ситуацию с оставшимся в живых женщинами можно считать оптимальной, если одна треть женщин проживает до указанного возраста.
Если мы приближаем возраст выхода на пенсию стран ОЭСР к сопоставимым условиям в сопоставимых условиях, мы можем понять, почему они повышают пенсионный возраст еще более наглядно.
Отсюда логический вывод о том, что даже нынешний возраст нашей пенсионной системы требует активизации позитивных демографических тенденций, что позволит нам внедрить механизмы страхования в пенсионной системе в соответствии с международными требованиями: все развитые страны повышают пенсионный возраст только тогда, когда абсолютное большинство населения — небольшая его часть) в полной мере реализуют свои пенсионные права.
В противном случае правительство должно признать преждевременным принятие страховой стратегии для реформирования нашей пенсионной системы и восстановления советской бюджетной пенсионной модели, которая справедливо позволяет повысить возраст до любого уровня непосредственно в зависимости от государственного бюджета, а не от накопленного страхования пенсионные права.
Неопределенность правового статуса ПФР всегда вызывала много вопросов, а споры о его полномочиях периодически становились предметом судебных разбирательств. За всю историю существования Пенсионного фонда его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения — страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Вместе с тем на основе проведенного анализа отдельных нормативных правовых актов и ряда законопроектов можно сделать вывод, что на сегодняшний день ПФР является государственным учреждением, а точнее — российским юридическим лицом с организационно-правовой формой «государственное учреждение», учредителем которого является Российская Федерация. Однако в силу наделения особыми государственно-властными полномочиями ПФР нельзя ставить в один ряд с иными государственными учреждениями. Об этом свидетельствуют выводы, сделанные в результате изучения некоторых норм гражданского законодательства.
Главными отличительными чертами Пенсионного фонда РФ являются: во-первых, то, что ПФР представляет собой определенную совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства. ПФР существует только в том случае, когда финансовые ресурсы концентрируются в рамках единого правового режима. Это касается как доходов, так и расходов указанного фонда.
Во-вторых, создание Пенсионного фонда для финансирования вполне определенных, конкретных задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на иные цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда. Иначе говоря, ПФР имеет целевой характер.
В-третьих, накопленные в ПФР ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создается для выполнения этой задачи (Пенсионный фонд РФ).
В-четвертых, важным признаком ПФР является нахождение его денежных средств в собственности Российской Федерации.
В-пятых, источники формирования и направления расходования средств ПФР ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти, т.е. все расходы и доходы ПФР, их размер ежегодно устанавливаются в законах о бюджетах этого фонда.
И, наконец, в-шестых, важным признаком ПФР наличие собственных источников доходов. Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ являются страховые взносы.
Наибольшей суммой расходов Пенсионного фонда являются выплаты гражданам пенсий и пособий, а также пенсии и пособия, которые затем возвращаются в федеральный бюджет (расходы на выплату пенсий).
В последние годы бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации основывается на деятельности по нормативным и правовым актам, с каждым годом формируется бюджетный кодекс и бюджетная политика для последующих операций на следующий год.
Мировой опыт пенсионных реформ позволяет сделать три важных вывода для России.
Первая — пенсионные реформы, как и любые другие социальные реформы, затрагивают жизненно важные интересы людей и требуют успешной реализации доверия и одобрения.
Вторая — объяснительная работа, одно из важнейших условий успеха пенсионной реформы. Люди должны знать и понимать предлагаемые изменения, осознавать их необходимость и приспосабливаться к ним.
И третий вывод состоит в том, что необходимо провести пенсионную реформу в сочетании с другими реформами системы социальной защиты. Для успешного функционирования новой пенсионной системы в социальной сфере не было соответствующей среды.
Считаем, что для того, чтобы пенсии продолжали расти, необходимо поменять стратегию развития пенсионной системы. К 2030 году в России планируется реализовать новую трехступенчатую модель формирования пенсионных выплат. Первый уровень составит трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Вторым уровнем станет пенсия корпоративная, которая будет формироваться работодателем на основании трудового договора. Третья составляющая новой системы — частная пенсия, которую будет формировать сам работник. При этом общеустановленный пенсионный возраст повышаться не будет.
Необходимо сделать механизм начисления пенсий более простым, прозрачным, понятным и доступным всем, а не только кандидатам и докторам наук. Любой работающий человек в таких условиях может быстро прикинуть, а какую же при таких-то условиях он получил бы пенсию сегодня, через год, через три года и т.д. Тогда будущая пенсия уже в трудоспособном возрасте человека начала бы выполнять важнейшую для него, организации и страны в целом стимулирующую функцию, так как работник четко увидел бы, что если он будет работать больше и лучше сейчас, то возрастет не только заработная плата, но и его будущая пенсия. А через двойную заинтересованность — через зарплату и пенсию — можно получить кратно повышенные конечные результаты.
Но для этого потребуется обеспечить жесткую зависимость зарплаты от конечных результатов работы и квалификации человека, а его будущей пенсии — от размера оплаты труда. Сейчас зависимости слишком формальны, иллюзорны и уравнительны. Поэтому пенсионную реформу логично сопровождать соответствующими изменениями в оплате труда и ее организации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Этапы становления Пенсионного фонда РФ
1.1. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России
Современная российская пенсионная система, построенная на основе принципа социальной справедливости и ставящая целью соответствовать рыночной модели организации общества, начала формироваться в 1990 году в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» [12]. Его преимущества перед действовавшим до этого Законом СССР «О государственных пенсиях», принятым Верховном Советом СССР 14 июля 1956 г. [13], неоднократно отмечались в научных публикациях.
В 1993 году была принята Конституция РФ [1], которая в ст. 39 установила, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Реализация данной конституционной нормы осуществляется прежде всего системой обязательного пенсионного страхования, которая не только является основной формой социальной защиты пожилого населения, но и стала в дальнейшем важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современной России [39, с. 102].
Российская пенсионная система, созданная на основе Закона 1990 г., охватила все категории населения и предоставила всем им равные возможности в приобретении прав на пенсионное обеспечение. В частности, исчезли от дельные правила назначения пенсий членам колхозов, которые содержались в Законе СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов», принятом Верховным Советом СССР 15 июля 1964 г. [14], была отменена система персональных пенсий, при назначении которых имели значение не только фактические заслуги отдельных лиц, но и занимаемые ими должности в государственных, партийных и профсоюзных органах.
Равную правовую оценку получили не только периоды работы граждан по трудовому договору, но и периоды иной общественно-полезной деятельности. Особенно привлекательным стало включение в общий трудовой стаж времени обучения в средних и высших учебных заведениях, пребывания в ординатуре, докторантуре, клинической ординатуре без каких-либо условий; периодов ухода за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом, престарелым (в соответствии с медицинским заключением); ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до дня его рождения, но не более 9 лет; проживания жен (мужей) военнослужащих по контракту вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; времени получения пособия по безработице и др., (ст. 91, 92, 93 Закона 1990 г.). С помощью указанных правил происходило выравнивание возможностей всех граждан в приобретении необходимого для пенсии трудового стажа [42, с. 55].
Впервые у граждан России появилось право обращаться в суд за защитой своих пенсионных прав (ст. 129 Закона 1990 г.). В соответствии со ст. 5 Закона 1956 г., решение комиссии по назначению пенсий можно было обжаловать только в исполнительный комитет районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
По признанию тогдашнего вице-премьера РФ В. Шумейко, одной из существенных ошибок правительства можно было назвать то, что на начальном этапе радикальных экономических преобразований (1992 г.) основной упор был сделан на макроэкономическую стабилизацию народного хозяйства, а социальные задачи были отодвинуты на второй план.
Одновременно, государство сняло с себя обязанность гарантировать каждому рабочее место, компенсируя свое решение введением статуса безработного и открытием регистрации безработных. С образованием Фонда занятости началась выплата пособий зарегистрировавшимся в региональных отделениях. Однако правительственные прогнозы роста безработицы не оправдались.
Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 годы) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.
Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые, например, позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию. По новым правилам, чтобы увеличить размер будущей пенсии, достаточно было найти более доходное место службы за пару лет до пенсионного возраста.
Изменилось и соотношение размера пенсии и оплаты труда.
Впервые было введено понятие нижней границы минимальной пенсии, которая устанавливалась исходя из индексируемого размера прожиточного минимума.
Уровень предельно допустимой дифференциации пенсий также изменился: Максимальный размер пенсии мог превышать минимальный в 3 раза, в то время как в советский период допускалась разница максимального и минимального размера пенсий не больше чем в 2,5 раза. Что отвечало принципам распределительной пенсионной системы, но в условиях накопительно-страховой системы становилось явным анахронизмом.
При том уровне дифференциации доходов, который возник в России уже в начале 90-х годов, сохранение жесткого ограничения максимального размера пенсии не могло бы стимулировать работников к участию в страховой пенсионной системе.
В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.
Но, тем не менее, главной проблемой пенсионного закона стало то, что кардинальные изменения в жизни россиян происходили гораздо быстрее, чем можно было предусмотреть в законодательстве 1990 года.
Поэтому первые поправки к нему стали вноситься еще до того, как пенсионным правом в России успели воспользоваться новые категории граждан, которые стали пенсионерами в результате лишь устранения прежних пробелов в пенсионном законодательстве.
Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты.
Спецификой реформирования пенсионной системы России было то, что ранние редакции закона о пенсиях, и последующие поправки к ним продолжали в той или иной форме наследовать прошлые стереотипы социальной справедливости, нередко вступая в противоречия друг другу и самим себе.
Подобной проблемы не было в ходе реформирования пенсионного обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Там реформы происходили в более сжатые сроки, поскольку были более строгими и последовательными.