Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Обучение дошкольников сочинению сказок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 TЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК.. 7

1.1.   Особенности
развития речи детей в дошкольном возрасте. 7

1.2. Значение сказок в развитии речи дошкольников. 9

1.3. Методика обучения старших дошкольников сочинению
сказок. 13

Выводы по 1 главе. 18

ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК.. 19

2.1 Проведение исследования способности старших
дошкольников к сочинению сказок, изучение особенностей восприятия сказок,
уровня развития связной речи у старших дошкольников. 19

2.2 Формирование связной речи в процессе сочинения детьми
сказок о. 28

животных. 28

2.3. Анализ результатов работы.. 33

2.4. Рекомендации для педагогов по обучению старших
дошкольников сочинению сказок. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Последние годы в современном обществе происходит переосмысление культурных и
педагогических идей, ценностей благодаря этому происходит модернизация системы
образования. Все больше и больше внимания уделяют дошкольному образованию.

Так как в дошкольном возрасте
приходится период интенсивного формирования и становления важнейших систем
организма, происходит физическое развитие и совершенствуется интеллектуальный
потенциал детей. Дошкольный период детства – существенный период в развитии
ребенка его личностных качеств, так как в это время он познает мир, который его
мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходят первые этапы
взросления. Также в дошкольный период происходит развитие всех психических
процессов, в том числе речи.

Многие умения и навыки ребенок
приобретает после рождения и одним из приобретенных умений является речь. Речь
человека развивается в ходе индивидуального развития и это неврожденная
способностью. Развивая речь ребенка, педагог способствует развитию всех
психических процессов и способствует формированию личности ребенка и человека
вообще.

Речь выступает своеобразным
проводящим звеном в становлении личности ребенка. Речевое общение является
основным средством передачи различной информации, благодаря речи человек знает
мир, находящийся рядом с ним приобщается к исторической культуре, а также
способствует благополучному воспитанию и обучению.

В условиях ФГОС, проблема развития
речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с
изменением взглядов на воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с
введением ФГОС, в привычной работе направленной на развитие речи ребенка
происходят разные изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые
помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой,
правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития детской
деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения. Невозможно
не согласиться с тем, что речевое развитие дошкольника стала одной из
злободневных проблем в деятельности педагогов ДОО. «Речевое развитие» в ФГОС ДО
выделена как основная образовательная область [30].

В настоящее время особенно актуальна проблема развития словаря детей дошкольного
возраста, ведь именно дошкольное детство 
является наиболее благоприятным временем для его развития. Если в
дошкольном учреждении и дома не ведется достаточная работа в этом направлении,
большинство детей на момент поступления в школу, не владея достаточным
словарным запасом, испытывает трудности в общении, а это в свою очередь
является одной из причин школьной неуспешности.

Содержание словарной работы в различных возрастных группах
определяется различными программами воспитания и развития в детском саду. В
программах работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку
в педагогическом процессе сообщение детям знаний соответствующих слов
происходит в единстве. Проблеме развития и активизации словаря детей
дошкольного возраста посвящены труды многих ученых педагогов и психологов таких
как:  М.А. Васильева [5], Г.М. Лямина
[28], А. Н. Гвоздев [8], Ф.А. Сохина [21], Л. П. Федоренко[31] и многих других.
Вместе с тем, ничто так не обогащает словарь детей, как малые фольклорные
жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества сказки занимают особое
место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать
порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность проблемы и личный интерес авторов
определили выбор темы дипломной работы «Обучение дошкольников сочинению сказок».
Для начала нами были сформулированы параметры работы.

Цель: изучить
влияние сказки на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект:
личность ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет: развитие связной речи детей
старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинения сказок.

Задачи:

1. Осуществить
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2.
Провести психологическую диагностику уровня
развития связной речи  у детей старшего
дошкольного возраста

3. Составить и внедрить программу, направленную
на развитие связной речи , у детей старшего дошкольного возраста, используя
сказки.

4. Сформулировать теоретические и практические
выводы по проблеме исследования.

Гипотеза:
мы предполагаем, что
сказки
будут влиять на развитие связной речи 
детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении следующих условий:

учет возрастных и
индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

создание благоприятных условий для
проведения организованной образовательной деятельности по развитию речи
;

– организована планомерная,
целенаправленная работа по обучению сочинению сказок детей старшего дошкольного
возраста.

Теоретико-методологическую
основу составили исследования: по теории изучения речи с точки зрения
эмоционального переживания (О.С. Ахманова, А.Н. Гвоздев [10].
А.А. Леонтьев, В.К. Харченко, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин
и др.); по теории эмоциональной выразительности речи (Л.С. Выготский,
С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев [23], Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин и др.); по теории художественной
выразительности слова (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,
Н.С. Карпинская [8], Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская,
М.М. Конина и др.).

На различных этапах работы и при решении отдельных задач,
поставленных в исследовании, в нашей работе были использованы следующие методы:

а) анализ литературы по педагогике и психологии,
учебно-методической литературы;

б)
экспертная оценка развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

в)
наблюдение за детьми в процессе образовательной деятельности.

Практическая значимость работы
заключается в том, что представленный опыт работы будет познавателен родителям
дошкольников, психологам и воспитателям. Программа позволит обогащать словарь
детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное
исследование проводилось на базе

Структура и объем работы: состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь – это один из важных процессов развития человека,
на основе формирования речи происходит становление его как личности. Речь
является  важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, у человека появляется
потребность приобщения к ценностям духовной культуры, а также развитие речи
выступает необходимым условием воспитания и обучения.
Ребенок
с появлением на свет нуждается в непременном общении с окружающими его
взрослыми, эта та потребность, которая постоянно находится в стадии развития,
сначала появляется потребность в эмоциональном контакте, затем это потребность
выражается в личностном общении и сотрудничестве.
Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте
закладывает фундамент успешного обучения в школе.

Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования и высокая социальная
значимость интегрированного подхода в образовании заставляет по-иному взглянуть
на вопросы воспитания и обучения в детском саду [20]. Художественная литература
играет большую роль в личностном развитии человека. Огромно ее воспитательное,
познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об
окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко
чувствовать образность и ритм родной речи, немаловажную роль  играет и в развитии речи, пополнении
словарного запаса ребенка.

Освоение
речи ребенком начинает происходить в период дошкольного детства, идет активное
усвоение ребенком разговорного языка, 
становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической.

В методике развития речи старших
дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в
развитии речи детей: М. М. Алексеевой [3], Л. П. Федоренко [31], А. Н. Гвоздева
[8], В. И. Яшиной [3] и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного
использования сказки для обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Сказки
раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как
богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная
простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же
речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор обогащения
связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки
способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка

Педагогический
эксперимент, проведенный в соответствии с целью и гипотезой исследования,
проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В начале
эксперимента были определены критерии уровня развития словаря у дошкольников,
подобран диагностический материал и проведена диагностика уровня развития словаря
у детей дошкольного возраста в экспериментальной  и контрольной группах.

На
основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения
психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена
программа действий по успешному обогащению словаря детей  дошкольного возраста посредством сказки в
экспериментальной группе. Развитие словаря у дошкольников осуществлялось в ходе
организации дидактических игр, совместной деятельности педагогов, детей и
родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности
детей.
Разработанный комплекс мероприятий может
успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса
педагогических условий:
повышение компетентности педагога в вопросах
речевого развития дошкольников, единство требований к детям от педагогов и
родителей в вопросах речевого развития, организация предметно-развивающей
среды.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 TЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК

1.1.  
Особенности развития речи детей в дошкольном
возрасте

 

Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские
наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по
значению, чем способность владеть речью [17,с. 23].

 Поэтому
систематическое  обучение речи, методическое развитие речи и языка 
лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного
детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их
кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и
умения, а значит, совершенствуется и речь [17,с.35].

Развитие связной речи
происходит постепенно вместе с развитием мышления.
У младших
дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции,
указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь
начинает становиться не только средством общения, но и источником получения
знаний, по средством словесных объяснение взрослого.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина
считают, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития дошкольников [3
,с. 57]. В ходе
развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи
стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем
языка.

Для детей 3 лет доступна
простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают
овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна,
преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при
построении предложений, определении действия, качества предмета. Чаще
используют короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в
предложении). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является
основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном
возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация
словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов.

Структура речи так же
несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная
часть [11,
c. 135].

Дети постепенно переходят к
самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке.
Однако их рассказы в большинстве своем копирует образец взрослого, они еще не
могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность
речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи
которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного
возраста развитие связной речи достигает высокого уровня.

Г. М. Лямина подчеркивает,
что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и
что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают
основу столь интенсивно идущего процесса [18
,с. 66].
Происходит активный процесс усвоения родного языка.

Развитие детских представлений
и формирование общих понятий является основой совершения мыслительной
деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и
умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким
и развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере появляется
умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять
ответ товарища.

Под влиянием
совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании
и форме детской речи, появляется умение вычленять наиболее существенное в
предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или
разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение,
убеждают товарища. Появляющиеся умения устанавливать некоторые связи,
зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит
прямое отражение в монологической речи детей [12,
c. 201].

Появляется умение довольно
последовательно и четко составлять описательный и сюжетные рассказы на
предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в
предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое
эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно
развито.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы