Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Общая характеристика пенсионного законодательства РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5
1.1. История развития пенсионного законодательства в России 5
1.2. Структура системы пенсионного законодательства 16
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ 21
2.1. Федеральные законы о пенсионном обеспечении 21
2.2. Иные правовые акты о пенсионном обеспечении 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 33
3.1. Проблемные аспекты пенсионного законодательства в России 33
3.2. Перспективы развития пенсионного законодательства 42
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что для эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения необходимо развитое пенсионное законодательство. Следует понимать, что от уровня пенсионного обеспечения в том числе зависит показатель продолжительности жизни, качество жизни пожилых людей, инвалидов. Вместе с этим растет социальная ответственность государства за решения, которые оно принимает в пенсионной сфере.
В России проблемы пенсионного обеспечения всегда были в центре внимания, отличались повышенной актуальностью, поскольку затрагивают жизненно важные интересы широкого слоя населения, в особенности престарелых, инвалидов и др.
На этом фоне пенсионная система РФ постоянно подвергается изменениям. Сегодняшний момент – не исключение. Российская пенсионная система продолжает реформироваться, вместе с ней стремительно меняется российское пенсионное законодательство, так что различные субъекты не успевают осваивать эти изменения. Эту проблему можно считать одной из наиболее актуальных в социально-общественной жизни России. Её освещают ведущие рубрики в СМИ, обсуждают ученые и практики, болезненно реагируют на неё российские граждане.
Теоретические и практические вопросы совершенствования пенсионного законодательства исследованы в работах известных отечественных ученых в области права социального обеспечения, таких как В.В. Ильин, Е.Е. Мачульская, В.Д. Роик, А.В. Соловьев и др. Специфика пенсионного законодательства отражена в работах К.Ю. Дудко, Е. Четыркина, О.Н. Чернышова и др.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе создания и функционирования пенсионного законодательства.
Предмет исследования представлен нормативными актами, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.
Цель исследования состоит в проведении комплексного анализа пенсионного законодательства, тенденций и проблем его развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторические аспекты развития пенсионного законодательства в России.
2. Определить структуру системы пенсионного законодательства.
3. Охарактеризовать современное состояние пенсионного законодательства и его отдельных элементов.
4. Выявить проблемные аспекты пенсионного законодательства в России.
5. Наметить дальнейшие пути развития пенсионного законодательства в России.
Методологическая база исследования представлена диалектическим методом познания социальных явлений, общенаучными методами, такими как синтез, анализ, сравнение, системно-структурный метод, которые использовались для разработки определений. Использовались и частнонаучные методы: сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-логического анализа, статистический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Пенсионное законодательство прошло в своем развитии длительный путь, сопровождавшийся кардинальными реформами и многочисленными изменениями, вносимыми в нормативную базу. В целом свой современный вид пенсионное законодательство приобрело в 2015 году. Но и сегодня оно продолжает активно реформироваться.
Правоотношения в области пенсионного обеспечения граждан России регламентируют более 30 федеральных закона, ряд Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, причем большая часть этих актов снабжена гарантиями пенсионных выплат тем или иным категориям граждан.
Законодательство о пенсионном обеспечении одновременно составляет часть законодательства о социальном обеспечении.
Пенсионное законодательство можно разделить на части по различным критериям. Так, с учетом того, что нормативные акты о пенсионном обеспечении могут издавать органы власти всех трех уровней, то внутри системы пенсионного законодательства можно выделить акты федерального, регионального и муниципального уровней.
По юридической силе источники представлены различными нормативными правовыми актами российской правовой системы, начиная от Конституции РФ и заканчивая локальными актами, в том числе международного характера.
При анализе пенсионного законодательства обнаруживается, что пенсионное обеспечение населения в нашей стране — сложная социально-экономическая система, обладающая существенной спецификой. Действующая пенсионная система имеет смешанный характер.
С учетом содержательной части можно утверждать, что законодательство о пенсионном обеспечении состоит из трех самостоятельных частей:
1. государственное пенсионное обеспечение (пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная пенсия и государственная пенсия за выслугу лет),
2. пенсии по социальному страхованию (страховая пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Возможно назначение досрочной страховой пенсии),
3. накопительное пенсионное обеспечение.
Соответствующим образом строится и система пенсионного законодательства.
В составе федерального блока законодательства РФ о пенсионном обеспечения, прежде всего, Конституция РФ, ряд законов о пенсионном страховании, законы об отдельных видах пенсий. Отдельно идут законы об индивидуальном (персонифицированном) учете, о негосударственных пенсионных фондах. Особую группу актов, относимых к пенсионному законодательства представляют кодифицированные акты (НК РФ, ТК РФ, ГК РФ).
Подзаконный уровень законодательства о пенсионном обеспечении составляют принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты РФ Президента РФ, Правительства РФ, акты Минфин России. В качестве примера можно привести Приказ Минфина России, акты ПФР РФ
Предусмотрена возможность принятия нормативных актов в сфере пенсионного обеспечения на уровне регионов и субъектов местного самоуправления. Важно упомянуть и об актах международного характера в данной сфере.
Нами выделены проблемные аспекты пенсионного законодательства в России:
1) расхождение между пенсионным законодательством и плановыми документами, определяющими государственную политику в сфере пенсионного обеспечения;
2) сложная структура пенсионного законодательства, что делает невозможным понимание её населением,
3) нестабильность законодательной базы,
4) индексация пенсии сверх уровня инфляции оставлена на усмотрение Правительства РФ и находится в зависимости от наличия свободных средств в бюджете,
5) система пенсионного обеспечения в основном ориентирована на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, и при довольно высоких тарифах страховых взносов пенсии находятся на очень низком уровне,
Фрагмент текста работы:
1.1. История развития пенсионного законодательства в России
Характеристика и проблемы современной системы пенсионного законодательства более наглядными и понятными, если обратиться к изучению истории развития такой системы. Отметим сразу, что этот вопрос относится к разряду слабо изученных, особенно если дело касается отдельных видов пенсий
Первые упоминания о пенсии по старости в России относятся к древнейшему периоду существования нашего государства. Уже в летописях того времени указывается, что князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих воинов в случае достижения ими старости. Таким образом, как становление пенсионного обеспечения нужно связывать с пенсионным обеспечением военнослужащих.
Говорить о предыстории пенсионного законодательства можно, начиная с XVII в., в это время начинают оформляться отношения по обеспечению нетрудоспособных служилых людей. Само по себе такое первоначальное обеспечение имело вид наделения землей в виде прожиточного поместья и выслуженной вотчины, но считать это пенсией не следует.
Уже первая четверть XVIII в. ознаменовалась дальнейшим развитием пенсионного законодательства, которое приобретает все большую четкость. В это время закладываются основы законодательного регулирования пенсий по старости. В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.
Пенсионное законодательство предусматривало пенсионное обеспечение государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по старости. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.
Уже с первых дней прихода большевиков к власти новое российское правительство стало проводить активную политику в области пенсионного обеспечения. Первыми нормативными актами, регламентирующими пенсионное обеспечение, вводилось всеобщее страхования и максимальное обеспечение рабочих в случае нуждаемости. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г. Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». Так, Декретом СНК РСФСР «Об увеличении пенсий» (ноябрь 1917 г.) «всем пенсионерам по несчастным случаям, по 1917 год включительно, пенсия немедленно увеличивается с 1 января 1917 г. на 100% за счет пенсионного фонда».
Условия гражданской войны и последующая разруха не дали возможности реализовать продекларированные нормы, а последующий НЭП создал проблемы со сбором средств на социальное страхование. Миллионы советских граждан были лишены возможности получать какую-либо пенсию. В условиях гражданской войны был осуществлен переход и от социального страхования (система которого так и не сложилось) к государственному социальному обеспечению трудящихся.
В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи. Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам. Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.