Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Образовательная ситуация как условие формирования представлений о времени у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста представлений о времени 5
1.1. Проблема формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений 12
1.3. Анализ современных программ ДОУ по теме исследования 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о времени у дошкольников 28
2.1. Изучение начального уровня сформированности представлений о времени у детей дошкольного возраста 28
2.2. Система работы по формированию представлений о времени у дошкольников 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 45
Заключение 49
Список литературы 51
Введение:
Актуальность темы. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм «не видно и не слышно»).
Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.
Большой вклад в решение проблемы формирования временных представлений у дошкольников внесли исследования Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой, Т.А. Мусейибовой, Р. Чудновой, Э.А. Рамазановой, Р.Р. Абдуллаева и др.
Представления о времени можно отнести к одному из самых сложных и в то же время важных педагогических навыков для детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, гласит, что познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичных представлений о времени. Формирование и развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательного направления «Познавательное развитие». То, насколько ребенок сможет понять представления о времени, во многом будут зависеть его способности планировать свое время и дальнейшее усвоение образовательной программы.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и практики формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста позволил выявить противоречие между разработанностью теоретических основ формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем овладения дошкольниками представлениями о времени
Выявленное противоречие определило проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста посредством образовательной ситуации. В рамках указанной проблемы была определена тема исследования «Образовательная ситуация как условие формирования представлений о времени у дошкольников».
Объект исследования – процесс формирования у дошкольников представлений о времени.
Предмет исследования – использование образовательной ситуации как условия формирования у дошкольников представлений о времени.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически апробировать возможности образовательной ситуации как условия формирования представлений о времени у дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени будет осуществляться более эффективно, а навыки у детей будут более прочными, если использовать в работе разнообразные дидактические средства и методы обучения.
Задачи исследования:
рассмотреть проблему формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ;
изучить особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений;
сделать анализ современных программ ДОУ по теме исследования;
изучить начальный уровень сформированности представлений о времени у детей дошкольного возраста;
реализовать систему работы по формированию представлений о времени у дошкольников;
сделать анализ результатов экспериментальной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы и положения таких педагогов как Т.Д. Рихтерман, Е.И Головаха, А.А. Кроник. Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане, К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Эльконин, Л.С. Метлина и др.
Методы исследования: анализ педагогической, методической и научной литературы, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, проведение экспериментального исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента), наблюдение, беседа.
Научная новизна исследования. Выявлены дидактические возможности образовательной ситуации как условия формирования представлений о времени у дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы повышения квалификации в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в целом и формирования представлений о времени у дошкольников.
База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В научной психолого-педагогической литературе широко исследуется проблема формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Подобные исследования веками активно проводились в России и за рубежом.
Основными задачами развития представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста являются: формирование первичной практической ориентации во времени; формирование чувства времени; ознакомление с индивидуальными «временными» эталонами; формирование исходных представлений и представлений о некоторых свойствах времени (объективности, периодичности, одновременности).
Особенности формирования у детей среднего дошкольного возраста временных представлений заключаются, прежде всего, в необходимости учета детского восприятия и комплексного использования методов, а особенно дидактических игр и технологии моделирования.
Формирование представлений о времени у дошкольников осуществляется дошкольными образовательными учреждениями в рамках формирования элементарных математических представлений в рамках образовательного поля «когнитивное развитие». Как правило, дошкольные учреждения разрабатывают собственную комплексную программу развития на основе программ, подготовленных авторскими коллективами, но и с обязательным учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Изучены и проанализированы основные примеры образовательных программ дошкольных образовательных учреждений с точки зрения формирования представлений детей о времени. Проведенный анализ примерных образовательных программ показал, что в плане формирования представлений о времени у детей многие программы очень похожи. В то же время существуют некоторые программы, которые существенно отличаются, а потому представляют особый интерес (например, программа «Золотой ключик»). Считается целесообразным применять ряд положений и идей этих программ в практической деятельности педагогов.
Формирование временных представлений у дошкольников возможно практически во всех видах деятельности. Однако существуют основные виды деятельности, в которых формирование представлений о времени наиболее эффективно: учебная, игровая деятельность.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом и третьем этапах исследования использовалась методика диагностики, разработанная И. К. Куроптевой, Г. Г. Хазиевой. Сравнение результатов начальной и конечной диагностики свидетельствует о наличии выраженной положительной динамики.
Цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста представлений о времени
1.1. Проблема формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Вопросы формирования и развития временных представлений у детей дошкольного возраста достаточно подробно рассматриваются в психолого-педагогической литературе. Сначала, до проведения обзора научной литературы, необходимо рассмотреть понятие «время» и раскрыть значение его познания.
Время является достаточно сложным объект познания. Оно относится к философской категории и рассматривается как форма существования материи, которая отражает непрерывное развитие природы, общества, человеческого сознания. Все события окружающей действительности мира происходят во времени. Оно дисциплинирует жизнь и деятельность человека, люди подчинены его ходу, хотя порой это и остается не замеченным [37].
Ориентирование во времени жизненно необходимо ребенку как будущему члену социума. Умение ориентироваться во времени позволяет ребенку успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающую среду, и, таким образом, осуществлять подготовку к школе. Уровень развития временных представлений у детей можно отнести к одному из значимых показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе [27].
Многие положительные качества получают свое развитие посредством планирования ребенком своей деятельности во времени, к примеру, целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности ребенок учится регулировать темп, ритм своих действий, с учетом фактора времени.
Слово «время» имеет свое происхождение от древнерусского слова «веремя», что значит «вращение». Время обладает рядом особенностей, необходимых для их учета в ходе педагогической работы [23]:
1) для него характерна текучесть: ни одна, даже самая маленькая единица времени не может восприниматься сразу: «одномоментно», а только в своем последовательном течении;
2) время является необратимым: нельзя возвратить тот момент, который уже прошел. Прошедшее, настоящее и будущее нельзя поменять местами;
3) время нельзя непосредственно созерцать: его нельзя ни увидеть, ни услышать. Оно не обладает наглядными формами;
4) со временем нельзя осуществлять какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем, время можно только прожить;
5) словесные обозначения времени являются условными, относительными, нестабильными и обладают переходным характером (утро переходит в день, а день, соответственно – в вечер).
Определение времени классифицирует по общепринятой системе мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Каждая из этих единиц обладает определенным числовым выражением. Отправной точкой, от которой начинается отсчет времени, является настоящее, которое разделяющее время на прошлое и будущее [19].
В восприятии времени ведущая роль принадлежит кинестетическому и слуховому анализаторам. В различении времени большую роль имеют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы, и многие другие явления. Важнейшие системы организма человека также функционируют циклично.
Таким образом, сам жизненный процесс, который осуществляется в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом можно считать основой для переживания времени.
В восприятии времени можно выделить следующее: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. На восприятие времени существенное влияние оказывают различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние индивидуума, его возраст, личностные особенности. Вспоминая прошлое, мы можем оценивать его по-разному: если оно было богато на события, то кажется длительным; если время было однообразным, то оно кажется коротким [1].
Отношение к настоящему времени является несколько иным: чем меньше событий, тем более продолжительным оно кажется; чем насыщенней его содержание, тем незаметнее оно проходит. Будущее время переживается следующим образом: ожидание желательного события увеличивает время, а не желательного – его сокращает.
Дети и подростки по сравнению со взрослыми людьми более склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки времени. Одни имеют склонность недооценивать время, другие – переоценивают его. Для ребенка незаметно проходит время, которое является заполненным творческой деятельностью с богатым и интересным содержанием. Длительность такого времени кажется детям короче. Время, которое заполняется однообразной, неинтересной деятельностью, кажется более длительным.
Освоение времени ребенком проходит медленно и трудно. Причинами такого сложного освоения являются следующие [7]:
своеобразие времени как формы проявления реальности;
несформированность у дошкольников механизмов познания времени;
специфика детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;
незначительный опыт проживания детьми жизни во времени.
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста имеет достаточно продолжительный путь своего развития. В 17-18 вв. вопросы содержания методов формирования представлений о времени получили свое отражение в новейших педагогических системах воспитания, которые были в то время разработаны