Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Обогащение уточнения словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над составлением синквейна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного
возраста 7
1.1. Слово как основная лексическая единица языка 7
1.2. Цель и задачи словарной работы в детском саду 14
1.3. Содержание альтернативных современных программ по разделу «Словарная работа» 19
1.4. Методика обогащения, уточнения и активизации словаря 27
Выводы по 1 главе 36
Глава II. Синквейн как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Особенности словарного запаса старшего дошкольного возраста 38
2.2. Методика обучения сочинению синквейна детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Влияние синквейна на обогащение слов запаса детей старшего дошкольного возраста 52
Выводы по 2 главе 57
Заключение 60
Литература 63
Приложение 1. 68
Приложение 2 74
Приложение 3 79
Приложение 4 83

 

  

Введение:

 

Введение
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов развития личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Оно тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой обучения и воспитания в дошкольном детстве является овладение речью.
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на дальнейших возрастных этапах. Слово – материальная оболочка мысли, и за каждым словом ребенка стоит образ предмета. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него открывается с новой стороны. Ребенок использует речь для того, чтобы выразить свои чувства, мысли, тем самым воздействовать на окружающих людей.
Речь является главным условием и необходимым компонентом для осуществления любой деятельности. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, в Российской Федерации одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
В соответствии со ФГОС ДО: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии и, напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.
Проблемой развития словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Дидактический синквейн открывает новые возможности взаимодействия с ребенком, а что самое главное, органично вписывается в работу по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста. Дети воспринимают синквейн как игру, как особый вид творчества, как возможность выразить свои мысли и эмоции.
Эффективность использования дидактического синквейна в развитии словаря у детей дошкольного возраста доказывают результаты итогового обследования речи детей, проведенного Букаевой Т.И.: 1) у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания; 2) в меньшей степени наблюдается стериотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов; 3) грамматические конструкции стали употребляться детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивая их логическую завершенность.
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время имеется достаточно много методических разработок по обогащению словаря дошкольников посредством синквейна. Однако синквейн как средство обогащения словаря дошкольников используется фрагментарно, бессистемно.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Обогащение уточнения словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над составлением синквейна».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать целесообразность и эффективность использования синквейна с целью обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: словарь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогический процесс, направленный на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством синквейна.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование синквейн, как средств будет способствовать обогащению словаря старших дошкольников если:
— учитывать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста;
-учитывать индивидуальные речевые особенности каждого ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс мероприятий для дошкольников посредствам синквейна.
Методологическую основу исследования составили работы по методике обучения детей родному языку (К. Д. Ушинского, Т.И. Гризик, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Е.И Тихеевой).
В ходе исследования предполагается использовать следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования: наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ полученных результатов, обобщение собственного опыта.
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный и практически проверенный комплекс мероприятий, способствующий обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста посредствам синквейна, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. И, напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы: «Обогащение уточнения словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над составлением синквейна».
Таким образом, проводя теоретические и практические исследования по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста посредствам синквейна в соответствии с задачами исследования, мы пришли к следующим выводам:
Старший дошкольный возраст – это новая ступень в развитии ребенка. На данной ступени происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с обогащением жизненного опыта ребенка его окружения, взрослыми и сверстниками.
Анализируя содержание наиболее распространенных программ для дошкольных образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что в каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи на каждом возрастном этапе.
Главным условием развития словаря детей старшего дошкольного возраста является игра. Одним из часто применяемых средств в обогащении словаря является синквейн. Синквейна является одним из методов активного обучения, благодаря которому реализуется ряд задач в словарной работе, они используются для обогащения и уточнения словаря детей. Развивается речь, память, зрительная память, внимание, логическое мышление. Обогащается культура поведения, навыки общения.
Была поставлена задача – проведение диагностики по выявлению уровня словарного запаса у детей. Полученные результаты показали, что объем активного словаря детей ниже уровня допустимой нормы. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.
Проанализировав результаты диагностики, мы обнаружили, что дети показали низкие результаты, из этого мы сделали выводы и разработали мероприятий для обогащения и активизации словаря старших дошкольников посредствам синквейна.
Синквейн поможет быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна велась поэтапно: I этап – подготовительный — уточнения, расширения и совершенствования словаря. II этап – основной – знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). III этап практический — формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Таким образом, синквейн эффективным средством развития словаря детей старшего дошкольного возраста. И главное в этом – участие воспитателей и родителей, которые могут правильно и грамотно организовать игры посредствам синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Также было раскрыто значение синквейна для дошкольников, их роль в развитии детей.
Из всего вышеизложенного следует, что синквейна объединена со всеми сторонами образовательной и воспитательной работы дошкольного учреждения. Посредствам синквейна отражаются и развиваются умения и знания, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников:
— Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все.
— Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.
— Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.
Таким образом, была доказана гипотеза о том, что использование синквейн, как средств будет способствовать обогащению словаря старших дошкольников если: учитывать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста; учитывать индивидуальные речевые особенности каждого ребенка. Синквейн, направленный на всестороннее формирование, расширение и активизацию словаря, будет способствовать повышению эффективности педагогического воздействия при подготовке к школе, т.к. определит углубленный подход в образовательной работе.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в совершенствовании методов и приемов развития словаря у дошкольников разных групп.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста

1.1. Слово как основная лексическая единица языка
Слово является основной структурно-семантической единицей языка, служащей для именования предметов, их свойств, отношений, обладающей совокупностью фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка. Неотделимым свойством слова как единицы языка является значение слова. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Для обеспечения семантической точности использования слова необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова. Благодаря этому ребенок осваивает умение использовать слова в соответствии с контекстом, учится связывать их по смыслу.
В.В. Виноградов видит проблему в определении слова в существенной разнице между современным понятием слова и его пониманием на других стадиях исторического развития языка [6]. По его мнению, компоненты слова не могут быть одинаковыми в системах разных языков, о чём он пишет в своих работах, в частности в «Грамматическом учении о слове», выпущенном в 1986 г [6, с.16]. В этом же труде учёный цитирует высказывание Ф. де Соссюра о слове, суть которого в том, что мы используем в языке единицы, которые до конца не определены [6, с.17]. А. Норейн давал определение слову как «независимой морфемы», которую мы в процессе коммуникации воспринимаем как целое. Но А. Норейн не учитывал в своём определении значения составных частей каждого слова, которые порой имеют очень большое значение для понимания смысла. Например, открыть – приоткрыть, где добавление префикса существенно меняет смысл слова [6, с.18]. Сепир считал слово мельчайшей самодостаточной смысловой единицей предложения, но и его определение не смогло вместить все типы слов, так как есть слова, являющиеся лишь морфемами. Для А.И. Смирницкого слово интересно с точки зрения его формальных, грамматических признаков [6, с.19].
В.В. Виноградов, анализируя данные подходы к определению слова, пришёл к выводу, что в русском языке слишком большое многообразие типов слов без наличия в них каких-либо устойчивых признаков, чтобы все слова имели смысл или являлись членами предложения. По его словам, определение слова как формы отношений морфем и предложений, являющейся основной функциональной единицей речи удобно, но не включает в себя ни смысловое содержание слова, ни способы выражения значений [6, с.23-24].
Другой крупный учёный, занимающийся вопросами лингвистики, Н.М. Шанский в «Лексикологии современного русского языка» пишет, что сложности в определении слова как единицы лингвистики заключаются в том, что для того, чтобы дать правильное определение слова, необходимо учитывать все его основные признаки, необходимые для отграничения слова от других лингвистических единиц. Такими основными признаками он называет, в числе прочих, семантическую валентность, лексико-грамматическую соотнесённость, постоянство звучания и значения, номинативность [45, с.181-183]. Но, как правило, при попытках дать определение слову используют лишь некоторые из данных признаков (компонентов), что не отражает полный характер слова. М.А. Кронгауз доказывает, что слово по праву можно считать базовой единицей языка. Несмотря на то, что оно не является минимальной единицей и делится на различные морфемы, именно на слове основаны все языковые описания, входящие в различные словари, которые являются списком слов [15, с.73-74].
Говоря о слове, как об основной лексической единице, учёные имеют ввиду, что помимо основной лексической единицы, в русском языке присутствуют так называемые элементарные единицы, которые определяют слово в одном конкретном его значении. О том, что нужно выделить основные и элементарные лексические единицы говорили такие учёные как В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, А.М. Пешковский, который делил лексические единицы на «слово-тип» и «слово-член» [25, с.96]. Они пытались разграничить понятия слова как языковой единицы, имеющей формальный признак и слова как единицы, обладающей значением. Слово они называли основной единицей в лексикологии, а лексико-семантический вариант слова, которым является «слово-понятие» – элементарной лексической единица языка. В.В. Виноградов у самых истоков своей работы со словом и его составляющими разграничивал понятия лексема и слово, потом объединил лексему и слово в одно понятие «слово» и добавил лексическую форму слова [2, с. 21-23].
По мнению Л.А. Новикова лексико-семантический вариант слова представляет собой соотношение всех грамматических форм слова и его базового значения [23, с.109]. Основная лексическая единица (слово) – система элементарных лексических единиц, имеющих одинаковое грамматическое значение, но часто различающиеся в лексическом значении. Учёные сходятся во мнении касательно того, что слово первично как знак, потому что другие лингвистические знаки могут существовать в языке только как производные слова. В большинстве своём все определения слова сводятся к описанию внешних (фонетических) и внутренних (грамматических и лексико-семантических) свойств слова.
М.А. Кронгауз считает, что все свойства, которые выделяют у слова как у знака, можно применить и к его значению. Ведь значение одной конкретной морфемы в слове мы можем выяснить, только сделав полный семантический анализ всего слова, как и значение предложений мы устанавливаем, разбирая значение каждого слова в этом предложении [15, с.187].
Вопрос о семантике слова является основным при изучении свойств слова у таких крупнейших учёных-лексикологов как В.В. Виноградов, Е. Курилович, Д.Н. Шмелев, Н.М. Шанский, М.А. Кронгауз и других. В.В. Виноградов первым обратил внимание на то, что под значением слова нужно понимать не только узкое понятие, выражающееся конкретным словом, но также брать в расчёт зависимость слова от признаков части речи и грамматической категории, к которым оно относится [6]. И абсолютно всегда, давая слову определённое лексическое значение, нужно руководствоваться характером культурных особенностей времени и опытом носителей языка. Эту идею поддержал Н.М. Шанский, говоря о том, что при определении лексического значения слова неверно брать во внимание только лишь его номинативные признаки, потому что они определяют лишь базу значения слова. В процессе употребления эти же номинативные признаки могут характеризовать и другие объекты действительности. Именно поэтому определение слова только лишь по его номинативным признакам является расплывчатым, в то время как реальное значение слова должно носить конкретный характер [45, с.106].
Е. Курилович в «Очерках по лингвистике» касается проблемы лексического значения слова при изучении частей речи. Частями речи он называет категории слов, которые имеют общее лексическое значение и конкретную роль в структуре предложения. Проблему в определении лексического значения слова учёный видел в проблеме метода, так как если мы принимаем для слова одно общее базовое значение, то должны быть готовы к тому, что оно всегда будет содержать в себе одно или более дополнительных значений. Сама проблема метода заключается в определении этого базового значения на материале таких данных о языке как памятники и диалектические записи [16, с. 293].
Каждый из вышеназванных учёных в своих работах говорил о важности контекста для правильного определения лексического значения слова, так как полное значение слова состоит из самостоятельных элементов слова и элементов, которые придаёт ему контекст. Вне контекста, по мысли Н.М. Шанского, значение слова можно определить только приблизительно [45, с.95].
В.В. Виноградов понимал под лексическим значением предметно-вещественное содержание слова, зависящее от законов грамматики конкретного языка и являющееся частью семантической системы лексики этого языка [6], но в более позднем труде Д.Н. Шмелёв конкретизирует эту мысль, говоря, что общее лексическое значение часто является совокупностью нескольких возможных значений, которые характеризуют слово как единое смысловое целое [48]. В современных лексикологических исследованиях часто встречаются термины «семантика слова», «семантическое значение слова», что является синонимичным понятию лексического значения слова.
В.И. Логиновой выделяется шесть определяющих признаков, в набольшей степени, на ее взгляд, характеризующих слово как единицу системы языка:
1. «номинативность – название явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения;
2. информативность – объем знаний о явлении мира действительности;
3. индивидуальность лексического значения – отражение в значении слова одного, определенного класса явлений реальности;
4. материальность – существование слова в звуковой/графической форме;
5. воспроизводимость – повторяемость слова в готовом, несоздаваемом каждый раз виде;
6. структурная цельнооформленность – целостность лексического, фонетического/графического и грамматического единства слова» [18].
В качестве главного признака слова В.В. Гербова рассматривается номинативность, которая, по мнению исследователя, неразрывно связана с лексическим значением слова в силу того, что именно лексическое значение отражает в слове явления реальной действительности [8].
Лингвистами выделяются обязательные свойства слова: фонетическая выраженность; грамматическое оформление; семантическая валентность (наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами). Выделение данных свойств позволяет исследователям сделать важный методический вывод «о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи» [9].
Как правило, слово определяется по двум критериям: грамматическому и лексическому. Оба эти критерия тесно взаимосвязаны: одним (грамматическим) учитывается форма выражения единицы, другим (лексическим) форма ее содержания. Также выделяется третий критерий – фонетический, т.к. каждое слово включает, по меньшей мере, одну фонему, а чаще всего несколько фонем, расположенных в каждой форме слова.
Следовательно, слово представляет собой и фонетическое, и морфологическое, и лексико-семантическое целое.
Самую обширную по объему своих членов организацию слов, объединенную базовым семантическим компонентом, называют лексико-семантической группой. Семантическим компонентом обобщаются несколько различных гиперсем (родовых сем), обозначая класс предметов, признаков, процессов, отношений.
Более широким объединением, по сравнению с лексико-семантической группой, является лексико-семантическое поле, представляющее собой иерархическую структуру множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу. Следовательно, можно вести речь о семантическом поле родства, движения, чувств, еды, посуды и т. д.
В лингвистической литературе выделяются два вида словаря:
1) активный (продуктивный) – представлен лексическими единицами, используемыми носителем языка для продуцирования (составления) собственного высказывания;
2) пассивный словарь (рецептивный) – представлен лексическими единицами, адекватно воспринимаемыми носителем языка при восприятии чужого высказывания.
Под лексическим значением слова понимается «способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько)» [11].
Язык представляется особой системой синтагматико-парадигматических отношений. Парадигматические отношения являются прямым следствием системности языка, синтагматические же отношения связаны с линейностью речи.
Под парадигматическими отношениями понимаются отношения, объединяющие единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд. Именно парадигматические отношения в процессе использования языка позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии. Парадигма рассматривается в качестве отношений между единицами, которые могут занять место друг друга в одной позиции.
Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, простые и сложные предложения (как совокупности членов предложения).
Правилам лексической сочетаемости присущ словарный характер, они индивидуальны для каждого слова. В связи с чем достаточно распространенными ошибками в речи являются нарушения норм лексической сочетаемости.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слов соединяться друг с другом. Лексическая сочетаемость определяется семантическими особенностями слова.
Таким образом, слово является основной структурно-семантической единицей языка, служащей для именования предметов, их свойств, отношений, обладающей совокупностью фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы