Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Нормативно-правовая база в сфере земельно-имущественных отношений»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений 6
1.1. Понятие и признаки земельного участка как объекта права 6
1.2. Земельный участок как объект в гражданском и земельном праве 12
Глава 2. Содержание нормативно-правовой базы в сфере земельно-имущественных отношений 20
2.1. Нормативно-правовая база отношений по предоставлению земельных участков из государственной и муниципальной собственности 20
2.2. Нормативно-правовая база в сфере оборота земельных участков 27
2.3. Нормативно-правовая база в сфере государственной регистрации и кадастрового учета земельных участков 42
Заключение 50
Список использованных источников 55
Введение:
Актуальность темы. В течение тысячелетней истории развития человечества земля играла и продолжает играть важнейшую экономическую, политическую и социальную роль в жизни людей. Актуальность земельного вопроса можно считать исторической традицией России, поскольку возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран. Здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений. Крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие земельных отношений по сравнению с западноевропейскими и другими странами.
Возврат рыночных отношений в землепользование начался с 1987 года, когда после длительного запрета была, наконец, разрешена возможность арендных отношений в земледелии. Следует отметить, что консервативные традиции советской власти тормозили сферу товарно-денежных земельных и хозяйственных отношений в стране.
Радикальный перелом наступил в 1990 году. В законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. В эти изменения вносятся новые правовые отношения собственности на землю; изменения производственных отношений; включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности; создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами; обеспечение свободного хозяйствования на земле.
Следует отметить весьма многогранные правовые изменения, направленные на устранение монополистического давления; на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений, а также введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель и через арендную плату.
Законодательство в данный период исходит из приоритетного правового статуса сельскохозяйственного использования земель; создания эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель, принятия ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности, производимой сельхозпродукции.
Непосредственное отношение к реформированию земельного строя России является разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель и дополнение земельного законодательства новой категорией земель – земель природоохранного, историко-культурного и рекреационного назначения.
В связи представляется актуальным обратить внимание на вопросы нормативно-правовой базы в сфере земельно-имущественных отношений на современной этапе.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с обладанием и реализацией имущественных прав на земельные участки.
Предмет работы – нормы земельного права, иные нормы права, регулирующие земельно-имущественные отношения, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности нормативно-правовой базы в сфере земельно-имущественных отношений.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки земельного участка как объекта права.
2. Охарактеризовать особенности регулирования земельно-имущественных отношений нормами земельного и гражданского права.
3. Исследовать нормативно-правовую базу отношений по предоставлению земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
4. Рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере оборота земельных участков.
5. Проанализировать нормативно-правовую базу в сфере государственной регистрации и кадастрового учета земельных участков.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Земельные реформы на территории современной России происходили неоднократно, с разным успехом и разными последствиями для различных слоев населения. Рассмотрим один из последних периодов преобразования земельного законодательства - период от становления новой России, к той в которой мы сейчас живем. Начало этого периода датируется декабрем 1991 года, когда прекратил свое существование СССР, а вместе с ним были прекращены, существовавшие до этого, обязательства и правила. Началась эпоха преобразований социальных, политических и экономических устоев общества, поспешное, и не всегда продуманное, принятие новых нормативно-правовых актов. Можно с уверенностью констатировать, что и сейчас, по прошествии четверти века процесс реформирования земельного законодательства не завершен. 
Вопрос о земле - один из принципов мировоззрения российских аграрных реформ на протяжении последних двух столетий. Именно вопрос о частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения, а также связанный с ним вопрос о возможности включения их в рыночный оборот вызывает вплоть до настоящего времени не просто оживленные дискуссии, но и противостояние различных политических сил. 
Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области. 
Земельный участок - часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости.
Элементами правового режима земельного участка являются: определенная категория земли, на которую распространяется соответствующий режим; государственное управление и контроль использования земель; круг лиц, являющихся субъектами земельных правоотношений; правовой статус субъектов земельных правоотношений; наличие эффективного юридического инструмента, обеспечивающего защиту земельного участка от незаконного использования.
Основу оборота земельных участков составляют сделки, в подавляющем большинстве случаев – это многосторонние сделки (договоры). Различные классификации гражданско-правовых сделок полностью применимы и к сделкам с земельными участками, поскольку земля наряду с иными вещами является одним из объектов гражданских прав. Так, к договорам, направленным на передачу земельного участка в собственность, можно назвать договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты. К договорам, направленным на передачу земельного участка в пользования, относятся договоры ссуды, аренды.
Участниками гражданско-правовых сделок с земельными участками могут быть любые субъекты гражданского права, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Отдельные ограничения по субъектному составу сделок с земельными участками установлены действующим земельным законодательством. Так, например, иностранные физические и юридические лица не могут приобрести в собственность (т.е. не могут выступать покупателями по договору купли-продажи) земли, отнесенные к территориям, имеющим особое значение (в частности, приграничные земли). Особенности субъектного состава установлены также для сделок, предметом которых являются земли сельскохозяйственного назначения.
Нормативное регулирование земельных правоотношений в Российской Федерации представлено в виде ряда федеральных законов, нормативных актов субъектов РФ, а также международных актов и договоров, совокупность которых представляет собой земельное законодательство.
Особенности использования земли порождают различные правоотношения и, соответственно, регулирование различными правовыми актами. Так, поскольку земля является частью окружающей среды, она может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Одновременно земельные участки относятся к объектам недвижимости, находящимся в гражданском обороте и в отношении которых может возникнуть право собственности.
Поэтому землю как объект права допустимо рассматривать в качестве природного ресурса и недвижимого имущества.
Соответственно земельные правоотношения разделяются на природоресурсные и имущественные, что подразумевает регулирование данных правоотношений соответствующими отраслевыми законами.
Таким образом, земельные правоотношения регулируются различными институтами права в зависимости от характера отношений.
В частности, институты собственности на землю, ограничения вещных прав, оборота участков, управления земельным фондом, экологических требований и ответственности за допущенные правонарушения определяют правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых гражданам или юридическим лицам органами государственной и муниципальной власти по целевому назначению.
Исходя из положений ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом субъекты земельных правоотношений подразделяются на категории: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута.
Гражданско-правовой режим земельного участка как разновидности недвижимости можно определить как установленный законодательством и обеспеченный государством, с учетом особенности и специфичности признаков объектов недвижимости, способ правового регулирования, состоящий из юридических средств, предназначенный для регулирования общественных отношений по обороту недвижимости, государственной регистрации прав, совершения иных действий с недвижимостью, создающий определенную степень благоприятности или ограничения для субъектов данных отношений.
В результате признания земельных участков объектами недвижимого имущества, гражданского оборота вопрос о соотношении норм гражданского и земельного законодательства при регулировании земельных имущественных отношений и, в частности, вещных прав на земельные участки стал вызывать острые и непрекращающиеся дискуссии в российской юридической науке.
Сущность же данной проблемы состоит в том, что земельный участок, представляя собой основной объект недвижимости, является соответственно объектом гражданских правоотношений, однако в отличие от остальных объектов недвижимости земельный участок выступает еще и в качестве природного ресурса и природного объекта, а также составной части окружающей среды.
В настоящее время можно предложить следующие основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования зельных отношений.
1. Необходимо более полно и четко установить понятие «земельный участок» в законодательных актах и объявить его следующим образом: Земельный участок является частью поверхности земли и имеет характеристики, которые позволяют определить его как нечто индивидуально определенное: граница и местоположение. Также необходимо закрепить понятие «земля», поскольку его отсутствие, конечно, усложняет и приостанавливает процесс, определяющий вопрос земельного законодательства. Он должен отражать случаи, в которых будет понятно, когда необходимо применять понятие «земля» и когда «земельный участок».
2. Полагаем, что на законодательном уровне необходимо закрепить официальное понятие «предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Это поможет уяснить точный смысл данного процесса, а также развеет мысли о равнозначности процессов предоставление и приватизация. Предлагаем закрепить в Земельном кодексе РФ следующее понятие: «предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности – это процесс передачи земельных участков в собственность или в аренду гражданам или юридическим лицам как на возмездной, так и без такового, основе посредством проведения особой процедуры.
3. Представляется необходимым рассмотреть возможность проведения торгов по продаже и предоставлению в аренду земельных участков в форме конкурса, что позволит выбрать вариант наиболее рационального использования земельных участков. В данном случае торги в форме конкурса представляются более привлекательными с точки зрения соотношения цены и условий. При аукционе главным фактором является цена. В конкурсе же внимание может быть уделено целой совокупности факторов: цена, выгодные и интересные предложения по улучшению земельных участков и благоустройству территорий, в том числе эффективное размещение объектов капитального строительства.
Анализируя рассматриваемый в настоящем исследовании временной промежуток, можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация пережила тяжелые годы: смена власти; большое количество законов, которые даже противоречили конституции; непонятные итоги приватизации; очередное новое земельное законодательство. Сейчас земельная реформа находиться в стадии совершенствования законодательства, которое постепенно занимает свое постоянное место.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений
1.1. Понятие и признаки земельного участка как объекта права
Вопросы, которые связанны с регулированием и развитием земельных отношениями в Российской Федерации, в настоящее время становятся актуальнее. У России огромные земельные ресурсы, но ее национальное богатство используется неэффективно. В 90-х годах прошлого столетия земельная реформа, начатая в 1991 году, не была завершена, и система аграрного законодательства не была создана, а земельный рынок и его инфраструктура находились в зачаточном состоянии.
Рынок земли создает условия, которые стимулируют эффективное землепользование и заставляют отдельные организации отказаться от части или всей земли, если она не функционирует эффективно.
Земля всегда считалась важнейшим природным (основным) фактором производства, и это связано с ее особой ролью в хозяйственной деятельности. Земля является основным источником материальных благ. В разных сферах общественного производства роль почвы не одинакова. Так, в сельском хозяйстве производственный процесс напрямую связан с плодородием почвы. В связи с сокращением площади орошаемых и осушаемых территорий вопрос грамотного землепользования становится актуальным.
Земля — это особый экономический ресурс, стоимость которого постоянно растет. Это связано с двумя обстоятельствами:
1) увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию (как продовольствие, так и сырье для промышленности) из-за роста населения и его потребностей;
2) сокращение природных ресурсов из-за эрозии почвы и приобретения земли для промышленного и городского строительства. В результате наблюдается тенденция сокращения сельскохозяйственных угодий на душу населения.
Земля является невоспроизводимым фактором производства. Одним из основных объективных факторов, приводящих к снижению продуктивности сельскохозяйственных земель, является увеличение засухи.
Земля абсолютно ограничена поверхностью Земли на планете. Кроме того, оно имеет относительное ограничение как объект хозяйственного использования. Земля не теряет своих полезных свойств в процессе эксплуатации, а при рациональном потреблении она не только не портится, но и может улучшаться.
Экономические отношения, связанные с использованием земли, формируются и развиваются под влиянием вышеуказанных характеристик и под влиянием землепользования.
Право собственности на землю означает признание права человека на определенную собственность по историческим причинам. Право собственности на землю осуществляется собственниками.
История возникновения современных земельных отношений прошла долгий путь от полной национализации страны и запрета частной собственности в 1917 году до развития рыночных отношений в земельном секторе и возвращения к частной собственности в 1990-2001 гг.
Истоки проблемы, связанной с определением круга объектов, связанных с недвижимыми вещами, лежат главным образом в недостаточности критериев, разработанных ст. 130 ГК РФ, позволяющих отнести прямо не указанное в ней имущество к недвижимому.
Правила ст. 130 ГК РФ, в некоторых случаях объективно не может ответить на вопрос, относится ли данный объект к недвижимости или это все еще движимое имущество?
В этом смысле на практике возникают споры относительно отношений собственности с недвижимостью. При этом правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации формируются.
В частности, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, для признания имущества в качестве недвижимого с отсутствием признаков самовольной постройки заявитель должен представить доказательства наличия прав на земельный участок, разрешение на строительство, доказательства соблюдения градостроительных норм и правил. Верховный Суд Российской Федерации также установил, что стационарные торговые и складские помещения, такие как здания (части здания) и сооружения, соответствуют признакам недвижимости.
Несмотря на долгую историю правового регулирования земельных отношений в России, национальное законодательство не предусматривало понятие земельного участка. В дореволюционной России земли существенно различались по своему правовому режиму, поскольку территориальные отношения были классовыми.
После революции 1917 года все предыдущие достижения, связанные с развитием территориальных отношений в России, были упразднены. Радикальные преобразования привели к ликвидации большинства крестьянских хозяйств и возникновению крупных колхозов в сельской местности. В то же время земля стала национальным достоянием, управляемым только государственными структурами.
Земельный кодекс РСФСР 1991г. предусматривал различные формы собственности и другие права на использование земли, но не определял понятие земли.
Впервые юридическое понятие «земельный участок» было закреплено в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Несколько позднее в ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок был определен как часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. 
В настоящее время в качестве правовой категории в соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земля является недвижимой, является частью поверхности земли и обладает характеристиками, позволяющими определять ее как нечто индивидуально определенное. Нетрудно заметить, что законодатель после внесения изменений исключил из определения характеристику земли как слоя почвы. Следовательно, согласно изменениям, указанным в земельном законодательстве, почва больше не является обязательным компонентом земли.
Правовая основа земельного участка как объекта права собственности изложена в разделе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права на землю». Этот правовой институт в соответствии с гражданским правом в основном представлен следующими правилами:
1) общие правила о праве собственности на участок (статья 261 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) правила о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком (статьи 265-267 ГК РФ) и о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статьи 268-269 ГК РФ);
3) правила о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитутом) (статьи 274-276 ГК РФ).
Гражданский оборот земли, по нашему мнению, должен быть представлена как совокупность сделок и других юридических фактов, предназначенных для осуществления полномочий по распоряжению землей (ее отчуждение, передача в пользование, залог и т.д.). Детали оборота земельного участка должны учитывать тот факт, что в очень значительном числе случаев для оборота земельного участка не требуется один юридический факт (сделка), а сложный фактический состав. Основой отношений по гражданско-правовому обороту земельных участков могут быть не только сделки, но и административные акты, случаи универсального правопреемства.
Основой оборота земель являются сделки, в подавляющем большинстве случаев это многосторонние сделки (соглашения). Несколько классификаций гражданско-правовых сделок полностью применимы к земельным сделкам, поскольку земля, наряду с другими вещами, является одним из объектов гражданских прав. Затем к договорам, предназначенным для передачи земли в собственность, можно назвать договоры купли-продажи, обмена, дарения, аренды.
Особенности правового режима участков уже проявляются в конкретных гражданско-правовых сделках, к которым также применяются нормы земельного законодательства и других федеральных законов. Прежде всего, речь идет о купле-продаже, аренде земли.
Земельный участок как предмет сделки может быть определен как часть земельной площади, пределы которой определяются в соответствии с федеральными законами, которые имеют индивидуальный кадастровый номер, местоположение, площадь, назначение, другие физические и юридические характеристики в соответствии с действующим законодательством.
Не все категории и типы земель находятся в обращении. Так, в ст. 27 ЗК РФ, описаны пределы ротации земель, установленные принципами земельного права (с учетом важности земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет защиты земли как важнейший компонент окружающей среды и средств производства, приоритет защиты жизни и здоровья человека, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, сочетающий интересы общества и законные интересы граждан).
Таким образом, юридическим препятствием для приобретения прав на землю является наличие обстоятельств, которые исключают или ограничивают ее обращение.
Необходимость разработки правового регулирования сделок с землей в современном мире очень актуальна в связи с процессами урбанизации, в соответствии с которыми наблюдается рост городского населения и сокращение сельского населения. В связи с этим, крупные компании или сельскохозяйственные компании становятся пользователями земли, происходит постоянное снижение количества индивидуальных покупателей земли.
Важно рассмотреть эту проблему в рамках научно-теоретического управления, что подразумевает интенсификацию разработки общей концепции землепользования, в которой представлено несколько подходов к землепользованию.
По нашему мнению, в земельных отношениях общественные интересы должны преобладать над частными, и поэтому именно земельное законодательство должно определять степень, в которой земля входит в сферу обращения гражданское.
В то же время, с включением земли в гражданский оборот, участок начинает становиться субъектом гражданско-правовых отношений. Исходя из этого, необходимо установить баланс между гражданским и территориальным законодательством.
Большой проблемой остается отсутствие в Земельном кодексе РФ понятия «земля». В юридической литературе существует много разных толкований понятия «земля», но в определенном контексте (в зависимости от их категории): могут существовать резервные земли специального назначения и другие. Но разрыв заключается в том, что не существует единого, фиксированного и точного термина «земля».