Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Юридическая специальность

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Нормативное регулирование организации муниципального управления социальным обеспечением в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 6
1.1. Значение и сущность социального обеспечения в России 6
1.2. Понятие и содержание муниципального управления в сфере социального обеспечения 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование муниципального управления социальным обеспечением в России 15
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В МОСКВЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 21
2.1. Организация муниципального управления социальным обеспечением в Москве 21
2.2. Проблемы и перспективы развития муниципального управления социальным обеспечением в Москве 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

 

  

Введение:

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством.
Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.
Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
Муниципальный уровень власти призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий.
Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.
Однако на этом пути у органов муниципальной власти возникает немало сложностей, что связано с нехваткой финансирования, в том числе для реализации различного рода программ, дефицитом квалифицированных кадров, несовершенством нормативно-правовой базы.
Поддержка социально незащищенных категорий граждан – приоритетное направление государственной политики.
Основная нагрузка по решению проблем социального обеспечения ложится на органы муниципальной власти и от того, насколько эффективно они будут функционировать, зависит качество жизни граждан, соответственно, чем совершеннее будет правовое регулирование рассматриваемых вопросов тем скоординированнее и адреснее будет оказываться помощь.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение нормативного регулирования организации муниципального управления социальным обеспечением в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить значение и сущность социального обеспечения в России,
— раскрыть понятие и содержание муниципального управления в сфере социального обеспечения,
— проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие муниципальное управление социальным обеспечением в России,
— рассмотреть организацию муниципального управления социальным обеспечением в Москве,
— выявить проблемы и перспективы развития муниципального управления социальным обеспечением в Москве.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере нормативного регулирования организации муниципального управления социальным обеспечением в России.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие особенности правового регулирования организации муниципального управления социальным обеспечением в России.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель и решены поставленные задачи.
В качестве заключения сделаем несколько выводов по проделанной работе.
1. Социальное обеспечение – это специальная форма распределения ресурсов, которая гарантирует гражданам нормальный уровень культурного и жизненного стандарта при наступлении старости, потери трудоспособности или кормильца. Также сюда относят создание системы материального обслуживания и обеспечения граждан по возрасту, инвалидности, безработице, болезни и иным случаям, установленным на законодательном уровне.
2. Этот механизм используется обществом и государством для того, чтобы решать проблему неравенства личных доходов людей. При этом она обязательно не должна быть следствием различия их производительности труда. То есть органы социальной защиты могут помочь, но только в тех случаях, если такая потребность возникла по не зависимым причинам.
3. Муниципальное управление социальным обеспечением основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральных и региональных нормативных правовых актах.
4. В Москве вопросами социального обеспечения занимается Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Данный государственный орган имеет многочисленные функции в сфере поддержки социально незащищенных слоев населения
5. Управления соцзащиты населения районов города Москвы являются территориальными подразделениями Департамента социальной защиты населения г. Москвы, и находятся в ведомственном подчинении управлений социальной защиты населения административных округов Москвы. (УСЗН).
Управления соцзащиты населения расположены в следующих районах города Москвы:
— Центральный округ;
— Северный округ;
— Северо-Восточный округ;
— Восточный округ;
— Юго-Восточный округ;
— Южный округ;
— Юго-Западный округ;
— Западный округ;
— Северо-Западный округ;
— Зеленоградский округ.
Также Департамент имеет многочисленные подведомственные учреждения, такие как, например, государственное предприятие «Моссоцгарантия», Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский», Московская служба психологической помощи населению, Московский Дом ветеранов.
6. Среди проблем управления в рассматриваемой сфере в ходе исследования выявлены следующие:
— недостаточно проводится борьба с профилактикой коррупционных правонарушений,
— существуют кадровые проблемы
— нехватка финансирования и пробелы в правовой базе не позволяют качественно и своевременно выполнять поставленные задачи.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

1.1. Значение и сущность социального обеспечения в России

Сегодня, в отсутствие нормативного определения в российском законодательстве понятия «социальное обеспечение» существует множество научных определений.
Иванова Р.И. рассматривает социальное обеспечение как форму распределения социальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе, правовых, нормах.
Гусов К.Н. и Буянова М.О. под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» .
Определения социального обеспечения как реально существующего общественного явления законодателем не дано; нет единства взглядов ученых и в науке права социального обеспечения .
Это объясняется тем, что данное явление многоаспектно и любое данное ему определение не может быть универсальным, поскольку неспособно в форме дефиниции одновременно охватить все его сущностные признаки и функции. Если абстрагироваться от частностей, то в самом общем виде можно предложить следующее определение.
Социальное обеспечение — это система экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью перераспределения валового внутреннего продукта посредством предоставления гражданам в случаях наступления социальных рисков материальных благ для выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса, за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством.
Ряд ученых, давая определение социального обеспечения, понимают под ним систему общественных отношений, «складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и не страховых случаев».
Социальное обеспечение представляет систему временного или постоянного обеспечения граждан, чье состояние здоровья или возраст не позволяют самостоятельно зарабатывать .
Законодательством РФ определен ряд категорий лиц, которым предусмотрено предоставление помощи: пенсионеры, беременные и кормящие женщины, временно нетрудоспособные работники, инвалиды, многодетные семьи, ветераны, безработные, малоимущие.
Рассмотрим, какие правоотношения подразумевает это обеспечение.
1. Пенсионные (по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет и т.п.).
2. По поводу пособий и компенсаций (по временной нетрудоспособности, безработице и т. д.).
3. По поводу социального обслуживания (льготное или бесплатное медобслуживание, лекарственная помощь, содержание в учреждениях соцзащиты).
Все эти виды правоотношений по социальному обеспечению имеют место в РФ, поэтому возможность получения социальной помощи в ситуациях, которые регламентированы законодательно, есть у каждого гражданина.
В качестве основных признаков, присущих социальному обеспечению, выделяют:
-Ряд социальных рисков, наступление которых влечет обязанность по предоставлению помощи или содержания, определен в законодательном порядке.
-Установление минимального стандарта уровня обеспечения, ниже которого размер выплат, компенсаций и другой помощи опускаться не должен. Виды обеспечения, порядок их предоставления, а также объем закреплены на законодательном уровне.
-Социальная помощь и обеспечение финансируются из государственного фонда, а также внебюджетных фондов.
-Перечень лиц, которым предусмотрено предоставление социального обеспечения, утвержден законом РФ.
Основная функция социального обеспечения состоит в материальной поддержке граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и неспособных содержать себя и своих детей самостоятельно без помощи государства.
Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством. Это подразумевает, что социальные права граждан, в том числе права на социальное обеспечение не только должны быть прописаны в Конституции, но и эффективно защищаться на практике. Обеспечить такую защиту может юридическая ответственность в социальном обеспечении.
К сожалению, многие эксперты в отрасли социального права отмечают, что место норм юридической ответственности в социальном обеспечении ещё конкретно не определено, что вызывает проблемы при попытках граждан отстоять свои права и привлечь к ответственности нарушившую их сторону.
В общем и целом под такой ответственностью понимают имущественную санкцию по отношению к нарушившей право на социальное обеспечение стороне. При этом никакие другие виды правовой ответственности (уголовная, административная, трудовая) не могут быть применены к стороне-нарушителю взамен имущественной ответственности.
Судить о том, работает ли закон о социальном обеспечении однозначно достаточно проблематично, учитывая, что проблема юридической ответственности в этой сфере ещё толком не проработана.
В теории закон о социальном обеспечении всегда находится на стороне граждан, нуждающихся в таком обеспечении, однако практика показывает, что для того, чтобы доказать, что гражданин имеет на неё законное право, ему чаще всего приходится приложить массу усилий, которые далеко не всегда приводят к желаемому результату.
Также проблематично доказать, что права на социальное обеспечение гражданина были нарушены, и добиться возмещения ущерба, особенно если ответчиком выступает государственное учреждение.
Значение юридических фактов в праве социального обеспечения трудно переоценить, поскольку именно они являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений по социальному обеспечению.
Другими словами, юридические факты определяют, имеет ли гражданин право на социальное обеспечение, когда рассматривается вопрос о его предоставлении, а в дальнейшем, при возникновении спорных ситуаций именно совокупность тех или иных юридических фактов может стать основанием для изменения порядка предоставления такого обеспечения или его отмены.
Социальная защита и социальное обеспечение – схожие понятия, между которыми существует тесная связь, однако они не совсем тождественны. Социальное обеспечение является одним из видов социальной защиты, наряду с социальным страхованием. В свою очередь, социальное обеспечение подразумевает в большей степени формирование компенсационных выплат, пособий, стипендий и другую финансовую помощь имеющим на неё законное право гражданам .
Значение социального обеспечения, то оно является ключевым в жизни многих граждан. Взять, к примеру, пенсионеров. Пенсия, как форма социального обеспечения является для них единственным средством к существованию, поэтому гарантия её предоставления жизненно важна для этой категории граждан.
То же самое можно сказать о детях, которые пока нетрудоспособны и инвалидах, которые также не могут сами себя обеспечивать. Из этого можно сделать простой вывод – гарантии социального обеспечения являются ключом к доверию граждан государству.
Таким образом, метод права социального обеспечения позволяет не только предоставлять финансовую помощь в виде пенсий, пособий и т. д., сохраняя некоторую автономность между сторонами, но и обеспечивать гарантии защиты прав граждан на эту помощь в административном и судебном порядке.
Разумеется, ключевое значение здесь имеет не столько теоретическое регламентирование, сколько практическое предоставление различных видов социального обеспечения.
Таким образом, можно констатировать, что для многих граждан государственное социальное обеспечение является единственным способом выжить, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации. При соблюдении установленных правил, граждане имеют право на ежемесячные выплаты, помощь в натуральной форме, поддержку социальных работников.
К сожалению, в России сфера социального обеспечения является достаточно проблемной, вечный недостаток финансирования на социальные программы, отсутствие лекарств, медикаментов, технических средств, отсутствие квалифицированных социальных работников – все это вызывает многочисленные нарекания со стороны населения, в связи с чем социальная сфера постоянно подвергается реформированию: принимаются многочисленные нормативные акты, перераспределяются бюджетные средства, заимствуется опыт зарубежных стран в целях повышения качества оказания социальной помощи и социального обслуживания.
1.2. Понятие и содержание муниципального управления в сфере социального обеспечения

Социальная политика государства определяет уровень жизни населения, его обеспеченность, а также гарантирует защиту некоторых категорий граждан, которые не в состоянии предоставить ее себе самостоятельно.
Социальные гарантии положены пенсионерам, детям-инвалидам, малоимущим, людям с тяжелыми заболеваниями, ветеранам войны, матерям, многодетным семьям, детям, потерявшим кормильца, женщинам, воспитывающим детей в одиночестве, и т.д.
Исполнительная ветвь государственной власти подразделяется на множество комитетов и управлений, но наиболее значимым в общественном плане является орган социальной защиты населения. В памяти граждан сохранилось простое слово «собес», оставшееся в нашем обиходе еще с советских времен.
Эта аббревиатура означает как само явление социального обеспечения, так и название отдела, который функционирует в любом населенном пункте. Граждане России претендуют на предоставление данных услуг, если они действительно нуждаются, то есть самостоятельное обеспечение в полной мере невозможно .
Необходимо отметить что несмотря на то, что местное самоуправление является элементом общей системы управления, оно имеет высокую степень самостоятельности с учётом интересов населения, существующих целей задач и ресурсной базы.
Социальная сфера является одним из приоритетных направлений муниципального управления, так как она направлена на повышение уровня жизни населения, увеличение доступности социальных благ, повышение качества медицинского обслуживания, уровня образования.
Поскольку органы местного самоуправления работают, что называется «на земле» они не понаслышке знают, сколько сирот и инвалидов проживают на территории определенной местности, сколько требуется жилья и инвалидных колясок, а соответственно и средств на решение указанных проблем.
Анализируя управление социальным развитием муниципального образования, можно отметить что под социальной политикой понимается деятельность субъектов управления различного уровня, которая направлена на обеспечение материальных и социальных потребностей граждан.
Как и любая другая система управления разработка муниципальной социальной политики должна исходить из основополагающих методологических принципов.
Социальная сфера включает в себя комплекс отраслей – это образование, здравоохранение, культура, занятость и т.д. и при этом, все они соединены единой целью.
Реализация местной социальной политики занимаются муниципальные учреждения, которые финансируются за счёт бюджета.
При этом выделяется два участника управления – субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.
Местное управление в социальной сфере состоит в том, что деятельность органов местного самоуправления направлена на поддержание и развитие отраслей социальной сферы муниципального образования в соответствии с установленными полномочиями и задачами.
Муниципальное управление социальной сферы стоит в наличии двух видов воздействия — административного (государственного) и непосредственно самоуправления, задача состоит в достижении целостности этих видов.
Таким образом, задача управления в социальной сфере на местном уровне состоит в развитии местного сообщества муниципального образования, обеспечении приятных, комфортных и безопасных условий жизнедеятельности населения.
Для реализации поставленных задач органами местного самоуправления используются методы убеждения и принуждения, которые реализуются различными способами .
Необходимо отметить, что несмотря на то, что органы местного самоуправления в высокой степени обладают самостоятельностью, реализация многих, как муниципальных, так и государственных программ за свой счёт не представляется возможным в связи с чем наблюдается зависимость от субъектов Федерации и федерального центра.
Такая зависимость хорошо просматривается на примере необходимости обеспечить детей-сирот жилыми помещениями, после того, как они покидают образовательные учреждения.
Соответствующие обязанности возложены на субъект Федерации, однако непосредственная реализация осуществляется органами местного самоуправления за счет финансовой помощи, оказываемой субъектом, местные органы опеки и попечительства также осуществляют контроль за тем, каким образом в дальнейшем это жилье используется.
Как уже было отмечено, органы местного самоуправления являются наиболее близкими к народу, их руководители не понаслышке знают проблемы населения и возможные способы их решения, связи с чем осуществляет тесное взаимодействие с руководством субъекта Федерации и федеральным центром, для решения поставленных задач.
Однако, в данной сфере существуют и злоупотребления предоставленной самостоятельностью, когда руководитель органа местного самоуправления воспринимает ее как вседозволенность, и не только не реализует имеющиеся полномочия, но и сознательно не устанавливает связи с иными органами власти, чтобы сохранять свою мнимую самостоятельность даже за счёт не решения поставленных задач, отсюда возникают проблемы равнодушия, халатности, коррупции, безответственности, что самым негативным образом сказывается на жизни населения этого муниципального образования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы