Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Народные игры в ДОО как средство развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредствам организации народных игр в ДОО
1.1 Особенности формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
8
1.2 Характеристика народных игр для детей старшего дошкольного возраста……………………
16
1.3 Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредствам организации народных игр в ДОО………………….
24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа в старшей группе ДОО по формированию нравственных чувств у детей посредствам организации народных игр.
2.1 Диагностика уровня развития нравственных чувств у детей старшей группы ДОО……………………………………………………………………
31
2.2 Организация народных игр в старшей группе ДОО с целью формирования нравственных чувств у детей………………………………..
43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………….. 48
Заключение…………………………………………………………………….. 56
Список литературы……………………………………………………………. 58
Приложение…………………………………………………………………… 65

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития общества вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста приобретает особую значимость с позиций научного рассмотрения. Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в контексте ФГОС ДО в соответствии с задачами социально-коммуникативного развития дошкольников: усвоение моральных и нравственных норм и ценностей; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, и т.д. Важнейшей задачей в контексте духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование представлений о гуманизме и воспитание гуманных чувств.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания нравственных чувств: в этом возрасте пробуждаются сочувствие, сопереживание, забота о другом. На данном этапе происходит последовательное становление ценностно-смысловой сферы личности, формируются способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе и окружающим.
Игра, являясь ведущим видом деятельности, создает благоприятный фон для проявления нравственных чувств у детей. В играх создаются возможности для формирования этических норм, гуманных проявлений, формируются способности к сопереживанию и содействию.
Народные игры являются одним из важнейших средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Она не только способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, но и создают возможности для формирования этических норм, гуманных проявлений, в играх формируются способности к сопереживанию и содействию. Дети начинают лучше ориентироваться в отношениях между людьми, осваивают нравственные нормы поведения. Помимо этого, народные игры являются неотъемлемой частью народной педагогики, обладают социально-педагогической ценностью. Народная игра, выступая в качестве феномена народной культуры, служит средством приобщения дошкольников к народным традициям, что, в свою очередь, является одним из аспектов нравственного воспитания, а возможности игры предоставляют возможность наблюдать динамику социально-нравственных качеств и чувств дошкольников, а также закреплять у детей устойчивые навыки нравственного поведения. Народные игры несут в себе символическую информацию о прошлом народа, транслируют от поколения к поколению исторические черты национального менталитета. Имея нравственную основу, народные игры содействуют не только приобщению детей к национальной культуре и традициям, но и помогают установлению доброжелательных гуманных взаимоотношений в детском коллективе. В настоящее время в связи с урбанизацией образа жизни, падением престижа народной национальной культуры, исчезновением из детского обихода многих жанров игрового фольклора, заимствования чуждых русской культуре игр и стандартизацией воспитания детей народные игры постепенно вытесняются из детской жизни, что делает актуальной их изучения, особенно в контексте нравственного воспитания.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
— между готовностью детей старшего дошкольного возраста к освоению нравственных норм и недостаточным использованием потенциала игровой деятельности как средства воспитания нравственных чувств и качеств у ребенка в условиях дошкольной организации;
— между возможностями педагогически организованной народной игры в социально-нравственном развитии ребенка, и сокращением этнокультурного содержания игровой деятельности подрастающего поколения.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические возможности народных игр в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?
В исследованиях ученых (Р.С. Буре, Р.А. Иванкова, В.М. Холмогорова, Д.Б. Эльконин и др.) затрагиваются лишь отдельные вопросы воспитательного потенциала детской игры как средства формирования у старших дошкольников гуманных отношений. Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е. А.Тимофеевой и др. С позиций социально-педагогического значения народные игры рассмотрены такими исследователями, как Л.В. Былеева, Ю.В. Василькова, Г.С. Виноградов, М.Ф. Литвинова, Л.В. Мардахаев, В.А. Николаев, Л.Я. Олифененко, А.Г. Оршанский, А.Г. Пашков, Е.А. Покровский, A.B. Черная, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами народных игр в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные игры как средство развития нравственных чувству детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами народных игр будет эффективным, если будут соблюдены соответствующие психолого-педагогические условия:
— создание воспитывающей среды, воссоздающей обстановку, игровую атмосферу и особенности взаимоотношений участников традиционных игровых практик;
— комплексное сочетание народных игр с традиционными дидактическими методами и приемами;
— обеспечение психолого-педагогического руководства за игровой деятельностью дошкольников;
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр;
2. выявить возможности применения народных игр как средства формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений;
3. обобщить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных чувств у детей посредством организации народных игр в ДОО.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез научной и учебно-методической литературы по вопросам исследования; эмпирические методы – педагогический эксперимент, наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется раскрытием педагогических условий, способствующих воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр. Результаты исследования могут быть использованы педагогами ДОО в рамках организации образовательного процесса.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы. Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что особенностями нравственного развития дошкольников являются: зарождение первичных моральных оценок и суждений, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастание действенности нравственных представлений; формирование сознательной направленности поведения (поведение опосредуется нравственной нормой).
Воспитание нравственных чувств у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявления по отношению друг к другу отзывчивости, сострадания, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей. Анализ научных трактовок позволяет констатировать, что понятие «гуманные чувства» связаны с понятием «моральные чувства». Основываясь на современных классификациях нравственных чувств, к ним относят такие чувства, как доброжелательность, взаимопонимание, альтруизм, справедливость, эмпатию, привязанность и др. Для формирования нравственных чувств и отношений у дошкольников следует развивать сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность, дружелюбие, внимание.
Игровая деятельность создает условия для воспитания нравственных чувств через совместную игровую деятельность. В ходе народных игр дети осваивают мир взаимоотношений, модели нравственного поведения. Показателями наличия нравственных чувств является доброжелательное взаимодействие со сверстниками в игре; знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками, оказание помощи, содействия сверстникам.
Ведущими направлениями при организации народных игр в качестве средства формирования нравственных чувств у дошкольников являются такие, как согласование действий детей с игровыми партнерами; побуждение детей к использованию в игре новых способов решения задач в ходе совместного обсуждения и принятия решений; эмоциональная ориентация ребенка на сверстника и развитие готовности оказывать помощь участникам игры, оценивать целесообразность советов; обогащение игр нравственным содержанием; ориентация игр на приоритет гуманных чувств во взаимоотношениях между детьми; формирование у детей социально желательных качеств; внесение правил позитивного отношения к сверстнику; демонстрация образцов ролевого поведения и т.д. Нравственное содержание игры предопределяет ее огромную воспитательную ценность, а педагогический потенциал народных игр безграничен.
Реализован на практике опыт использования народных игр как средства воспитания нравственных чувств у детей и дана оценка его эффективности. В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и дружелюбию, терпению, выдержке.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению влияния народных игр на воспитание нравственных чувств у детей в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание будет уделяться методам руководства игрой детей с опорой на правила совместной игровой деятельности и опыт нравственного поведения детей; поиску и апробации новых способов поведения; практике освоения детьми способов сопереживания, доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредствам организации народных игр в ДОО

1.1 Особенности формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Анализ содержания основ воспитания нравственных чувств дошкольников диктует необходимость научного рассмотрения относительно содержательного аспекта самого понятия «нравственные чувства», что приводит к выделению таких категорий, как «эмоции» и «чувства». А.Б. Бураковой эмоция рассматривается в качестве переживания, которое связано с выражением предвзятого отношения к чему-либо, обусловленного конкретной ситуацией и состоянием человека в данный момент времени, и характеризующегося изменчивостью[4].
Понятие «Нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности человека. Под «нравственностью» следует понимать внутреннюю потребность индивида следовать в соответствии с принятыми в социуме моральными принципами и этическими нормами. Это система моральных убеждений, принятых в обществе и усвоенных человеком [20].
Л.А. Григоровичем нравственность определяется как «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм»[10].
Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре [5], Л. С. Выготского [9], Р.И. Жуковской [16], В.Г. Нечаевой [39], и других. В работах C.А. Козловой [22], Д.Б. Эльконина [65] подчеркивается необходимость развития у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[11].У С.И. Ожегова «Нравственность — это внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения»[41].
По мнению В.А. Сластенина, нравственность представляет собой личностную характеристику, представленную совокупностью качеств: добротой, честностью, порядочностью, правдивостью, справедливостью, трудолюбием, дисциплинированностью, которые выступают в качестве регуляторов поведения индивида[49]. Еще В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [54]. Т.И. Пониманская в качестве нравственного воспитания определяет взаимодействие ребенка и взрослого, имеющего целью воспитание нравственных чувств и качеств, моральных норм и правил, нравственных мотивов и навыков поведения [45].
С.А. Козлова итогом нравственного воспитания рассматривает закрепление в личности определенного набора нравственных качеств.
Воспитание у детей нравственности и морали в контексте нравственного воспитания можно охарактеризовать как комплексный процесс становления нравственного облика (гуманность, добродушие, сострадание к ближним), нравственной позиции (способность к проявлению силы воли и бесстрашия, благородства и бескорыстия, умение различать границу между хорошим и плохим; нравственных чувств (честь, чувство долга, ответственность, уважение к старшим и т.д.); нравственного поведения (благовоспитанность, умение себя вести, проявление послушания и т.д.) [58].
А.Б. Бураковой выделены составляющие гуманного отношения к человеку, которые связаны со следующими чувствами:
– доброжелательным отношением, проявляющимся в умении проявлять доброту, любовь к другому, умении оказывать услугу;
– чутким отношением, которое выражается в умении откликаться на просьбы, преодолевать отрицательные переживания, актуализации сочувствия и сопереживания;
– внимательным отношением, основанным на умении оказать помощь и поддержку другим, выражении сострадания к другим [3].
В отечественной дошкольной педагогике проблема воспитания нравственных, гуманных чувств анализировалась с различных позиций: отношение ребенка к сверстникам и взрослым (С.П. Выговская, В.А. Старчикова); развитие коммуникативных навыков (А.Г. Арушанова, Н.В. Клюева). В качестве средств воспитания гуманных чувств и отношений выступают художественная литература (А.М. Виноградова, Л.П. Стрелкова); изобразительное искусство (Л.В. Компанцева); игра (Р.И. Жуковская); труд (В.Г. Нечаева), и т.д.
Развитие гуманных чувств у детей дошкольного возраста основано на тесной взаимосвязи с нравственной сферой личности. Анализ научных трактовок позволяет констатировать, что понятие «гуманные чувства» связаны с понятием «моральные чувства». Основываясь на современных классификациях нравственных чувств, к ним относят такие чувства, как чувство правды, доверие, добросовестность, доброжелательность, взаимопонимание, альтруизм, справедливость, эмпатию, привязанность.
А.В. Запорожец отмечает, что в старшем дошкольном возрасте существенно возрастает как доброжелательность, так и готовность прийти на помощь сверстникам [17]. Постепенно снижаются отношения конкуренции, с сохранением соревновательности в коммуникациях. Дети уже способны учитывать не только ситуативные проявления, но и желания, предпочтения и настроения другого, что способствует развитию гуманных чувств и отношений [43]. О наличии у ребенка гуманных чувств свидетельствуют проявления доброты, отзывчивости, выражение стремления прийти на помощь, пожертвовать ради другого [24]. А.В. Запорожцем, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович подчеркивается, что свои моральные чувства дети проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способностях выражать сочувствие и сопереживание чужим проблемам [17].
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Воспитание нравственных чувств происходит по мере развития интеллекта, самосознания, интеллектуального обогащения эмоционального опыта. Нравственное воспитание содействует воспитанию у личности следующих черт: нравственные чувства, нравственный облик, нравственные позиции и нравственное поведение. Опыт нравственных взаимоотношений формируется в условиях коллективных действий и переживаний. Дети учатся соотносить собственные усилия и знания с усилиями и знаниями товарищей, учатся слушать и понимать других, принимать и оказывать помощь, отстаивать собственное мнение.
Нравственное развитие дошкольников затрагивает три сферы: в когнитивной сфере происходит формирование моральных знаний и представлений, понимание детьми моральных требований, выработка критериев моральной оценки, в итоге дети учатся соблюдать моральные нормы. Сфера морально ценных переживаний основана на формировании морально ценных и одобряемых отношений к окружающим, альтруистических, гуманистических чувств и отношений — дети учатся внимательному отношению к нуждам других, учатся считаться с интересами других.
Н.И. Цукановой подчеркивается, что для формирования гуманных отношений у дошкольников следует развивать важные личностные качества: сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность, дружелюбие, внимание [63]. В отечественной педагогике в работах Р.С. Буре, И.С. Хомяковой обнаруживается взаимосвязь гуманных отношений дошкольников с такими нравственными качествами, как ответственность, организованность, инициативность [6].
По мнению А.Д. Кошелевой, развитию гуманных отношений у детей способствуют проблемные ситуации, в которых у детей воспитывается привычка обдумывать собственные поступки и проявлять самостоятельность [17]. Зарубежными авторами отмечается, что старшие дошкольники в большей степени проявляют альтруизм, доброжелательность, сочувствие друг к другу (С. Кисси, А. Маннарино и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить такие нравственные качества дошкольников, как гуманизм, коллективность, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду.
Сущность гуманизма заключается в отношении к человеку как к высшей ценности, что основывается на альтруизме, потребности совершать добро, оказывать помощь, уметь проявлять сочувствие. Гуманность в сознании представлена состраданиями, переживаниями, сорадованиями, и способна реализовываться в общении и деятельности выражением помощи, содействия и соучастия. Воспитание у подрастающего поколения качеств гуманистической направленности и выработка определенной нравственной позиции является сложным педагогическим процессом, основанным на гармоничном развитии чувств, выработке эмоционального отношения к окружающему миру [48]. С. Русовой, В. Сухомлинским, К. Ушинским подчеркивается, что ребенка с как можно более раннего возраста необходимо знакомить с гуманистическими и моральными представлениями, учить доброте.
В.А. Сластенин считает, что формирование гуманных взаимоотношений происходит через проявление доброжелательности у детей, через развитие готовности прийти на помощь [49].
А.Б. Бураковой выделены составляющие гуманного отношения к человеку, которые связаны со следующими чувствами:
– доброжелательным отношением, проявляющимся в умении проявлять доброту, любовь к другому, умении оказывать услугу;
– чутким отношением, которое выражается в умении откликаться на просьбы, преодолевать отрицательные переживания, актуализации сочувствия и сопереживания;
– внимательным отношением, основанным на умении оказать помощь и поддержку другим, выражении сострадания к другим.
Выделяют три взаимосвязанные стороны нравственного развития ребенка: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения[15].
Формирование у детей дошкольного возраста гуманных чувств происходит постепенно – первоначально развивается способность к сопереживанию, сочувствию, отзывчивости, милосердию, которая развивается постадийно: переживание – сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание – утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу»), переживание – действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).
Одно из ведущих мест в становлении гуманности ребенка принадлежит совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве ребенка со сверстниками и взрослыми. В ходе совместной деятельности у детей создается общность эмоциональных переживаний, а формирование гуманного отношения к значимым другим подкрепляется сменой позиций в игре и общении. При этом у ребенка постепенно непосредственные проявления эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию, сорадование успехам) сменяются опосредованными моральными актами соучастия в совместной деятельности [47]. Поскольку формирование нравственных качеств происходит в единстве с нравственным и культурным поведением, в качестве проявлений нравственных качеств дошкольников выступает сознательное выполнение правил поведения, готовность к согласованным коллективным действиям ради достижения общей цели.
Другой важной составляющей системы нравственных качеств дошкольников является воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, Родине, воспитание уважения к людям разных национальностей. Задачей воспитания является формирование у ребенка действенности моральных чувств, выработка потребности совершать поступки, основанные на нравственно ценных побуждениях.
Самостоятельность как нравственно-волевое качество основана на умении ребенка управлять собственным поведением, проявлять инициативность и настойчивость для получения результатов деятельности. Самостоятельность также предусматривает способность ребенка руководствоваться в своих действиях нравственными представлениями относительно общепринятых правил и норм поведения (учитывать интересы других, проявлять взаимопомощь, не подавлять инициативу сверстников). Важную роль в развитии самостоятельности выполняет самоконтроль.
Коллективизм представляет собой нравственное качество, основанное на формировании положительных, доброжелательных коллективных взаимоотношений. Ведущими характеристиками коллективных взаимоотношений служит оказание взаимопомощи, отзывчивость, дружбы. Сами отношения детей регулируются нравственными правилами и нормами.
Ценностное отношение к труду представляет собой осознание значимости трудовой деятельности в жизни человека. Особенность ценностного отношения к труду состоит в том, что именно это нравственное качество дошкольника интегрирует в себе такие нравственные качества как толерантность, эмпатия и готовность помочь. Ценностное отношение к труду у дошкольников предполагает также уважение других.
Кроме того, в большинстве исследований основными нравственными качествами являются доброта, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность. К числу базовых нравственных качеств личности относятся: чувство правды (стремление к истине; соответствие представление ребенка об окружающем и самом себе реальности); чувство доверия (позитивное восприятие, поддержка других); чувство справедливости (поиск ребенком правды, с основой на представления о хорошем и плохом, дозволенном и запретном, наличие объективной самооценки для объективного восприятия происходящего); чувство эмпатии (способность к сочувствию, состраданию, сопереживанию); чувство симпатии (благосклонность); чувство собственного достоинства (способность защитить свое «Я», руководствуясь нормами морали и нравственности); чувство самоуважения.
При планомерном формировании нравственных чувств и качеств дошкольников их взаимоотношения с окружающими будут основываться на нравственной направленности, а выработка способности к произвольному управлению своими поступками будет основана на моральных требованиях. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется самостоятельность, дисциплинированность, появляются элементы ответственности, самоконтроля, привычки культурного поведения. Дети стремятся к установлению положительных отношений со сверстниками, проявляют уважение к старшим, происходит развитие основ патриотических чувств.
Таким образом, особенностями нравственного развития дошкольников являются: зарождение первичных моральных оценок и суждений, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастание действенности нравственных представлений; формирование сознательной направленности поведения (поведение опосредуется нравственной нормой).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы