Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Наглядные методы обучения в развитии внимания младших школьников на уроках ИЗО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Пояснительная записка: Теоретические основы использования наглядных методов обучения на уроках ИЗО 3
1.1 Классики педагогики о роли наглядности в обучении младших школьников 4
1.2 Характеристика наглядных методов обучения и приемов развития внимания на уроках ИЗО 8
1.3 Методы, средства и условия реализации проекта 15
2. Проектная часть 18
2.1 Содержание проекта «Наглядность не ради наглядности» (методический сборник) 18
2.2 Памятка учителю по использованию наглядных средств на уроках ИЗО 40
Заключение 42
Список литературы 44
Введение:
Пояснительная записка: Теоретические основы использования наглядных методов обучения на уроках ИЗО
Актуальность исследования. Современное общество и государство предъявляет достаточно высокие требования к качеству образования и уровню усвоения детьми знаний. Эти требования затрагивают все направления образовательной деятельности и все возрастные категории учащихся. В связи с этим встает вопрос выбора максимально эффективных методов и средств обучения. С данной точки зрения перспективными признаются методы и средства наглядности. Особенно важно применение подобных методов в обучении младших школьников, когда еще сохраняется большая роль наглядно-образного мышления.
Практическая значимость: практическая значимость данного проекта заключается в том, что упражнения, приведенные в данном проекте, а также наглядный материал могут быть использованы учителями ИЗО в своей работе.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Проблема исследования. Наглядность можно считать необходимым условиям формирования художественно-эстетической сферы ребенка на уроках ИЗО. Однако следует отметить, что не все педагоги способны корректно применять данный метод, правильно определять объем используемой наглядности, оптимальные средства и приемы. Зачастую наглядность на уроках превращается в самоцель для учителя, хотя ее значение – содействовать в достижении целей образовательной деятельности, помогать ребенку в освоении содержания.
Цель проекта – определить условия и специфику применения наглядного метода на уроках ИЗО в начальной школе.
Задачи, решаемые для достижения цели; на основе анализа литературных источников:
1) Проанализировать педагогические представления о наглядном методе обучения;
2) Охарактеризовать специфику применения наглядного метода и средств наглядности на уроках ИЗО;
3) Разработать и реализовать на практике систему заданий и упражнений с использованием средств наглядности на уроках ИЗО;
4) Сделать выводы и обобщения о роли наглядного метода на уроках ИЗО в начальной школе.
Проблемой наглядного метода обучения занимались известные педагоги, философы: работы Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, В. И. Водовозова, Ф. А. Дистервега Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других убеждают нас в уникальном значении наглядности для обучения, воспитания и развития ребенка. На них, а также на труды современных педагогов (П.И.Пидкасистый, С.Ф.Егоров и другие) мы ссылаемся в нашем исследовании.
Методы исследования – теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические – изучение продуктов детского творчества, наблюдение, беседа и изучение опыта использования наглядного метода обучения в начальной школе на уроках ИЗО.
Текст работы:
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Анализ научной и методической литературы показал следующее.
Методы и средства наглядности рассматриваются педагогами в качестве эффективного способы обучения уже достаточно давно. На значимость данного метода указывали Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие классики педагогики, а также ряд современных ученых и педагогов. Данные исследователи говорят не только о важности применения метода наглядности, но и о том, что применение таких средств должно быть грамотным, продуманным и целесообразным.
Большое значение имеет применение наглядного метода для развития внимания младших школьников на уроках ИЗО. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, формирование навыков изобразительной деятельности и представлений об искусстве непосредственно связано с визуальным каналом восприятия информации, поэтому предлагаемая в русле данной дисциплины информация обязательно должна подкрепляться наглядностью.
Во-вторых, внимание младших школьников несовершенно. В данном возрасте отмечается достаточно низкий объем внимания, высокий уровень рассеянности и переключаемости внимания, низкая концентрация внимания. Такие характеристики внимания обусловлены тем, что в данном возрасте произвольность внимания находится на начальной стадии формирования, следовательно, ребенок еще не способен целенаправленно организовывать собственную волевую активность. Наглядность в данном случае предстает определенным ярким моментом, фокусирующем на себе внимание, а игровая форма работы позволяет обеспечить эмоциональную заинтересованность ребенка в таких формах деятельности.
Перечисленные факторы обуславливают необходимость применения средств наглядности на уроках ИЗО для развития внимания младших школьников.
Нами был предложен сборник упражнений для развития внимания младших школьников с помощью средств и метода наглядности. Данный сборник сформирован с учетом возрастных особенностей рассматриваемой категории детей, тематики занятий ИЗО, предлагаемых на данном этапе обучения. В упражнениях используется как раздаточная, так и демонстрационная наглядность.
Помимо непосредственно сборника упражнений также были приведены методические рекомендации и педагогические условия, повышающие эффективность применения средств наглядности для развития внимания младших школьников на уроках ИЗО.
Так, например, важно, чтобы наглядность была хорошо видна детям на разных местах в классе, в противном случае, утрачивается смысл ее использования. Дети, которые не видят наглядности, быстро утрачивают интерес к происходящему, снижается концентрация внимания и не усваивается материал.
Наглядность должна сопровождаться адекватными и интересными комментариями и пояснениями. Следует помнить, что в случае использования наглядности «много» не тождественно «хорошо». Занятие не должно быть перегружено средствами наглядности, т. к. внимание ребенка рассеивается между большим количеством материалов, что снижает его качество, и, соответственно, качество усвоения материала.
Применение предложенных упражнений и соблюдение выделенных условий использования наглядности является фактором успешного освоения ребенком программного материала по ИЗО, а также эффективного развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
Заключение:
Пояснительная записка: Теоретические основы использования наглядных методов обучения на уроках ИЗО
Актуальность исследования. Современное общество и государство предъявляет достаточно высокие требования к качеству образования и уровню усвоения детьми знаний. Эти требования затрагивают все направления образовательной деятельности и все возрастные категории учащихся. В связи с этим встает вопрос выбора максимально эффективных методов и средств обучения. С данной точки зрения перспективными признаются методы и средства наглядности. Особенно важно применение подобных методов в обучении младших школьников, когда еще сохраняется большая роль наглядно-образного мышления.
Практическая значимость: практическая значимость данного проекта заключается в том, что упражнения, приведенные в данном проекте, а также наглядный материал могут быть использованы учителями ИЗО в своей работе.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Проблема исследования. Наглядность можно считать необходимым условиям формирования художественно-эстетической сферы ребенка на уроках ИЗО. Однако следует отметить, что не все педагоги способны корректно применять данный метод, правильно определять объем используемой наглядности, оптимальные средства и приемы. Зачастую наглядность на уроках превращается в самоцель для учителя, хотя ее значение – содействовать в достижении целей образовательной деятельности, помогать ребенку в освоении содержания.
Цель проекта – определить условия и специфику применения наглядного метода на уроках ИЗО в начальной школе.
Задачи, решаемые для достижения цели; на основе анализа литературных источников:
1) Проанализировать педагогические представления о наглядном методе обучения;
2) Охарактеризовать специфику применения наглядного метода и средств наглядности на уроках ИЗО;
3) Разработать и реализовать на практике систему заданий и упражнений с использованием средств наглядности на уроках ИЗО;
4) Сделать выводы и обобщения о роли наглядного метода на уроках ИЗО в начальной школе.
Проблемой наглядного метода обучения занимались известные педагоги, философы: работы Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, В. И. Водовозова, Ф. А. Дистервега Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других убеждают нас в уникальном значении наглядности для обучения, воспитания и развития ребенка. На них, а также на труды современных педагогов (П.И.Пидкасистый, С.Ф.Егоров и другие) мы ссылаемся в нашем исследовании.
Методы исследования – теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические – изучение продуктов детского творчества, наблюдение, беседа и изучение опыта использования наглядного метода обучения в начальной школе на уроках ИЗО.
Список литературы:
1.1 Классики педагогики о роли наглядности в обучении младших школьников
Из истории педагогики известно, что на ранних стадиях становления общества в качестве главного метода обучения применялся репродуктивный метод – демонстрация образца и многократное воспроизведение действий детьми по принципу «делай как я». С появлением книг (средние века) распространенным стал догматический метод – обучающимся предлагалось механически зазубривать книжный материал. Однако представители гуманистических взглядов периода Возрождения выступали против использования данного метода, они придерживались точки зрения о том, что образовательный процесс должен быть интересным для детей и начинаться с развития в детях чувственного восприятия.
Выдающееся произведение Я. А. Коменского «Великая дидактика» (1632) стало источником развития науки о процессе обучения, и его во всем мире по праву считают «энциклопедией методики». Коменский сформулировал тезис о всеобщем начальном образовании и разработал собственный метод обучения – природосообразный, суть которого состоит в том, что основания обучения заключаются непосредственно в самой природе вещей. Согласно Коменскому, цель метода обучения – обучить наукам, искусствам, языкам, нравам и благочестию. Вторым критерием метода обучения выступает способ усвоения знания. Я. А. Коменский сформулировал для будущих поколений «золотое правило» обучения: «всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно, видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Педагог Я. А. Коменский был твердо уверен в том, что те объекты во всех областях знаний, которые не могут быть представлены в натуре в образовательном процессе, должны быть выполнены в виде соответствующих наглядных средств и постоянно доступны детям и педагогам. Великий педагог представил подробную характеристику того, каким образом необходимо представлять предметы для обозрения, в каком порядке (по частям, подробно останавливаясь на каждой).
Именно Я. А. Коменский возвел наблюдение в статус метода обучения, отделив его от остальных методов, по той причине, что одним из главных критериев освоения тайн науки он считал восприятие, по сути – организованное и целенаправленное наблюдение.
Я. А. Коменский также указывал на то, что рисунок на классной доске также следует считать общедоступным методом наглядного обучения, который активно используется в образовательной деятельности
Великий русский педагог К. Д. Ушинский (1824-1870) причислял к наглядным средствам обучения также образное слово. В его педагогической системе использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка.
Целью применения наглядности выступает формирование чувственного образа, который, согласно представлениям К. Д. Ушинского, представляет собой основное в обучении, т. к. активизирует мыслительную деятельность. Необходимо, чтобы под контролем педагога «ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». По К. Д. Ушинскому, в структуру наглядного обучения должны входить непосредственные наблюдения за предметами и явлениями, беседы по конкретному образу, по картине, однако наглядные средства в деятельности педагога не должны представлять собой самоцель.
Кроме того, согласно представлениям К. Д. Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, содействует более качественному овладению знаниями [6, с. 655]. Наглядность увеличивает степень интереса обучающихся к знаниям и упрощает непосредственно процесс обучения. Многие сложные теоретические положения при грамотном применении наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям можно причислить следующие: реальные предметы и явления в их натуральном виде; модели и муляжи; иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии); графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы); различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).
В современной ситуации осуществляется внедрение в образовательный процесс по изобразительной деятельности разнообразных средств и методов наглядности, имеющих к этому самое прямое отношение. Максимально часто используются таблицы и рисунки в виде схем; образцы скульптур, их слепки и проволочные модели; иллюстрированные таблицы технологии работы над изображением; демонстрационные модели и приборы для показа перспективы и светотени; таблицы поэтапного методического выполнения работы с выполнением задания, рисунки; иллюстрации произведений мастеров живописи и графики, ДПИ; репродуктивные копии картин, рисунки мастеров; видеоматериалы, интернет-ресурсы, показывающие технику выполнения графическими материалами и кистью; наглядные пособия «цветовой круг» и «круг тонов» для знакомства и ознакомления учащихся, необходимые для обучения и развития у детей цветовой грамотности.
Большой вклад в процесс развития теории начального обучения внес В. П. Вахтеров (1853 – 1924). Он указывал на необходимость применения метода обучения, который обозначал, как предметный: «Предметные уроки – это уроки о предметах непосредственно наглядных, — это предметное обучение в тесном смысле слова с предметом в руках или перед глазами. Чувствам детей представляются, — как говорил Дистервег, — действительные предметы; их наблюдают и рассматривают; а что наблюдалось – о том и рассуждают». В. П. Вахтеров делал акцент на том, что слух, обоняние, мускульное чувство имеют такое же значение при знакомстве с природными явлениями, как и зрение. Соответственно, согласно его представлениям, термин «наглядное обучение» неверно выражает то, что так обыкновенно называют. Более корректным будет определение «предметный метод обучения».
О значении наглядности в обучении указывал В. И. Водовозов (1825 – 1886) ,(«Предметы обучения в народной школе») писал: «При всяком объяснении предмета нужно обращаться к чувствам ребенка: преподавание должно быть наглядное в обширном смысле этого слова, т.е. следует не только показывать ребенку предметы, но и давать, где нужно, осязать его, действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус учащихся. Ребенок имеет лишь понятие о том, что он видел и наблюдал, и только постепенно через скопление новых наблюдений переходит к новым понятиям».