Оценка недвижимого имущества Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий Ханты-Мансийского района

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ. 5

1.1 Сущность
и виды мониторинга земель. 5

1.2 Система
показателей мониторинга земель. 8

1.3
Подготовительные работы к проведению мониторинга земель. 15

1.4
Информационное обеспечение мониторинга земель. 20

1.5
Мероприятия и организация мониторинга земель. 25

ГЛАВА 2.
РАЗРАБОТКА ОТЧЕТА ПО МОНИТОРИНГУ ЗЕМЕЛЬ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ –
ЮГРЕ. 28

2.1 Общая
характеристика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры   28

2.2
Составление технических проектов на работы по государственному мониторингу
земель. 36

2.3
Составление технических отчета о выполненных работах по государственному
мониторингу земель Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 64

 

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования определяется тем, что на всех этапах человеческого развития
благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать
незаменимый природный ресурс — земельный. Земля является основой материальных
благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную,
качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее
полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где
процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Как средство
труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как
предмет труда — технико-технологическими и пространственными свойствами. От
правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного
хозяйства, благосостояние общества.

Постоянно
нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли
освоены практически полностью или отчуждены под населенные пункты, промышленные
предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации
отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов.
Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок
полезных ископаемых.

Поэтому
важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и
рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности,
является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной
системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза
изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.

Объект исследования — земли на территории
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Предмет исследования – исследовать методы,
приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий Ханты-Мансийского района.

Цель исследования — изучение взаимодействия и
влияния нефтяных и газовых месторождений на окружающую среду.

Для достижения цели были поставлены и решены
следующие задачи:

— рассмотреть сущность и виды мониторинга
земель;

— исследовать систему показателей мониторинга
земель;

— изучить подготовительные работы к проведению
мониторинга земель, информационное обеспечение мониторинга земель и мероприятия
и организация мониторинга земель;

— дать общую характеристику Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры;

— описать процесс составления технических
проектов на работы по государственному мониторингу земель;

— составить технический отчет о выполненных
работах по государственному мониторингу земель Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.

Методы исследования: картографический, статистический, норматив­ный,
многокритериального оценивания, сравнительно-аналитический, сравнительного
анализа.

При написании выпускной квалификационной
работы были использованы следующие информационные источники: Нормативно —
правовые документы Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры;
Учебно-справочная
и специальная литература;
Публикации
научной и периодической печати; Материалы конференций Департамента охраны
окружающей среды и экологической безопасности, Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа; Интернет – ресурсы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования были сделаны следующие выводы:

Под
мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического
мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.
Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения
наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга –
необходимость непрерывного наблюдения.

Общая
информация, которая содержится в базах данных различных подсистем
государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию,
среди которой:

                   
результаты,
полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех
земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их
использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого
назначения земель допустимого вида использования.

                   
результаты,
полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного
состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных,
антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель
по результатам постоянных наблюдений.

                   
прогноз,
который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на
нее разнообразных негативных последствий.

В качестве
объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на
территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного
мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель
выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения
урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач
выделяют:

                   
необходимость
своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение
оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных
на предупреждение и устранение всех негативных процессов;

                   
необходимость
регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор
обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе
проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования
федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению
землеустройства;

                   
необходимость
в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей
среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном
уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель
различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

                   
федеральный.

                   
региональный.

                   
локальный.

Проведение
государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной
программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем
данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду
земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен
отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных
земель.

Цели, для
удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг
земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

                   
снижение
уровня плодородности земель;

                   
ухудшение
общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных
работ;

                   
деградация
почвенного покрова.

Мониторинг
показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое
количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель,
которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах
федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области
сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится
мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Ханты –
Мансийский автономный округ – Югра расположен в центральной части Западно-Сибирской
равнины. Базовым сектором экономики округа является нефтегазовая
промышленность. Она определяет основную экономическую специализацию региона.
Долю основного ВРП Югры формирует базовый сектор экономики, обеспечивая
основной приток инвестиционного капитала в округ.

Ресурсно-сырьевой
потенциал является современной основой социально-экономического развития Ханты
– Мансийского автономного округа. Тем не менее, в связи с развитием
нефтегазовой отрасли в регионе возникают серьезные проблемы, связанные с
нарушением земель. Из пользования выводятся огромные площади земельных
ресурсов. Самые большие площади загрязненных земель на 2016 год имеют два
недропользователя:
ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ОАО «НК «Роснефть») – 2 055 га — (46,7%); ОАО
«Самотлорнефтегаз» (ОАО «НК «Роснефть») – 1 360 га — (30,8%).

Так как,
регион находится в стадии «падающей добычи», велика вероятность того, что
социально-экономическое развитие в дальнейшей перспективе столкнется с
ограничениями, которые будут способствовать сдерживанию производства и другим
социально-экономическими проблемам.

В структуре земельного фонда Ханты-Мансийского
округа — Югры преобладают категории земель лесного фонда (
48 662,3 тыс. га), которые составляют 91 % от общей
площади. Главной особенностью территории является низкий процент земель
сельскохозяйственного назначения
(614,2 тыс. га). – 1,1%. Это обусловлено большой заболоченностью
территории, а так же огромным количеством рек и озер. Изменения в структуре
земельного фонда происходят преимущественно за счет уменьшения земель лесного
фонда и земель запаса, при этом увеличиваются площади земель промышленности и
иного специально назначения. Эта причина и техногенное загрязнение территории
приводят к сокращению площадей оленьих пастбищ и невос­полнимому ущербу
оленеводству в целом, которое является ведущей отраслью в сельском хозяйстве
коренного населения Югры.

Основной формой земельных отношений в Ханты – автономном округе
является аренда земельных участков. В государственной и муниципальной
собственности в 2016 году находилось 99,9 % земель от общей площади, в
собственности граждан и юридических лиц — 70,7 тыс. га, что составляет 0,1%
общей площади округа.
Использование
земель недропользователями, затрагивает значительные площади,
опирается на арендную форму земельных
отношений ограниченного срока. При этом при расчёте
арендной платы отсутствуют методики учета экологических факторов, также как и
при определении кадастровой стоимости земель рассматриваемой терри­тории.

Осуществление
мониторинга земель в Российской Федерации с помощью информационной базы данных
о состоянии земельных ресурсов позволяет обос­нованно судить о степени
негативного воздействия процессов и яв­лений, определять закономерности в
развитии и своевременно проводить диаг­ностику и оценку явлений. Тем не менее,
теоретические и методологические основы мониторинга земель проработаны
недостаточно, затрудняя полноценное осуществление его в рамках производст­венных
работ. Существующее экологическое нормирование и экологическое законо­дательство
ориентировано на отдельные компоненты окружающей среды. От­сутствует
стандартизированные методики оценки качества окружающей среды, в том числе
состояния земель.

Основные
нарушения земель в ХМАО образуются в результате хозяйственной деятельности
предприятий нефтегазовой промышленности. Нарушение земель происходят по большей
части при геологоразведке и обустройстве месторождений. Высокая степень
техногенного воздействия на территории округа определяется резко возросшим в
последние годы уровнем аварийности на нефтепромыслах и тру­бопроводных
системах. Существующие в настоящее время законодательные требования по
рекультивации земель не обеспечивают своевременность восста­новления ранее
отработанных земель, зачастую экономические выгоды оказы­ваются важнее
выполнения экологических требований.

По
результатам наших исследований считаем необходимо дополнить существу­ющую
систему мониторинга лицензионных участков Ханты-Мансийского округа — Югры
проведением мониторинга растительного покрова на объектах. Для оценки состояния
предлагается создавать постоянные пробные площади для учёта величины пер­вичной
продуктивности экосистем и видового разнообразия. Контроль возмож­но
осуществлять с помощью дистанционного зондирования.
Периодичность
наблюдений будет зависеть от степени техногенной нагрузки и планам
пользователей недр по дальнейшей разработке новых месторождений
. Особое внимание следует обратить на мониторинг
земель лицензионных участков при ликвидации место­рождений и прогнозированию
изменения состояния окружающей природной среды на территории отработанных
месторождений.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

1.1 Сущность и виды мониторинга земель

 

Принятие
эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства
зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о
качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником
получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг
земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления
различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий
негативных процессов.

Мониторинг
— преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с
применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб
почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений
химического и биологического состава почв, их физического состояния.

Можно
сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и
последующего контроля. Мониторинг имеют право осуществлять только
государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления
устанавливается Правительством РФ.

Мониторинг
земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной
среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга
(ЕГСЭМ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными
программами.

Суть
мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в
почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия
научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства,
внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок
землепользования.

 Мониторинг ведется на всей территории РФ по
отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого
назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что
сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые
замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и
землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный
мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может
быть: федеральным, охватывающим всю территорию РФ; региональным, охватывающим
территории, ограниченные физико-географическими, экономическими,
административными и иными границами; локальным (местным), ведущимся на объектах
ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей,
землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом
мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности
на землю и их целевого назначения. Объектом мониторинга являются все земли в
стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и
характера использования. Мониторинг земель осуществляется отдельно
применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных
пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного
несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно
п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного
мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач: своевременное
выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших
изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении
последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях
ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием
водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса
либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими
токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ,
за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных
радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д; информационное
обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного
земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных
ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного
и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным
использованием и охраной земель; обеспечение населения Российской Федерации
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Пользование
данными, полученными государственными органами по мониторингу земель,
представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц,
международных организаций.

В
целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель
применяются различные способы собирания необходимой информации. Получение
информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:
дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов,
самолетов); сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных
участков, межевых знаков; наземных съемок, наблюдений и обследований;
соответствующих фондов данных.

В
содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким
направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв
(опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление),
зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением
земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами.

Также
наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими
природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами,
включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных
материалов. Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель
подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три
вида: базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент
начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и
носят общий характер; периодические (проводятся для получения данных о
состоянии земель за определенный период — раз в три года и более)
осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;
оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий
момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов. Данные
мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или
иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат
предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению
земель.

Мониторинг
также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения,
связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его
данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к
ответственности.

 Данные полученные в ходе проведения
мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в
государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки
ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании
земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного
кадастра РФ.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы