Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Методы и приемы работы развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Феномен познавательного интереса как предмет психолого-педагогического исследования 7
1.2 Особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте 12
1.3 Возможности внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса младших школьников 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальное изучения познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика познавательного интереса младших школьников 25
2.2 Методические средства формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности 33
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение 49

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Качественное обновление современного образования определяется новой гуманистической парадигмой, актуализирующей интерес к развитию и саморазвитию личности ребенка. Важнейшей характеристикой личности выступает система интересов ребенка, являющаяся показателем личностного развития. Важным направлением психолого-педагогических исследований на современном этапе является изучение интереса школьников и характера его изменения. Проблемы развития познавательного интереса в период младшего школьного возраста определяются поиском инновационных педагогических средств при организации педагогического процесса в школе.
На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач дошкольного образования становится организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов обучающихся. Основу любой деятельности младшего школьника составляет познавательная активность, формируемая посредством развития и его потребности в новых впечатлениях. Это обусловливает поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников.
Анализ научной литературы свидетельствует о многочисленных исследованиях, связанных с проблемой формирования познавательного интереса дошкольников, рассматриваемого в качестве источника умственной активности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, Г.И. Щукина); особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, способствующих активности сознания и деятельности (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); избирательной направленности личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков).
Большим потенциалом для развития познавательного интереса обучающихся обладают разнообразные формы внеурочной деятельности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа строится по принципу добровольности и отвечает, прежде всего, личным интересам младших школьников. Это дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий (А.Н. Асташенко, О.И. Аладко, Л.В. Байбородова и др.).
Свободное построение внеурочных занятий, значительная роль в них самодеятельности младших школьников позволяют в игровой, творческой форме стимулировать развитие у них познавательного интереса.
В настоящее время наряду с традиционными средствами, эффективными в данном направлении, могут выступать информационно-коммуникативные технологии, выступающие в качестве средства активизации процесса обучения. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, проблема изучения информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности до сих пор не нашла должного освещения.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения младших школьников для развития у них познавательного интереса во внеурочной деятельности, в том числе, с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение возможностей развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования: использование методов и приемов внеурочной деятельности для развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если в педагогическом процессе будет использован потенциал внеурочной деятельности, в том числе, с использованием средств современных информационно-компьютерных технологий.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме познавательного интереса.
2. Выявить сущность и значение развития познавательного интереса у младших школьников в образовательном процессе.
3. Рассмотреть возможности развития познавательного интереса обучающихся во внеурочной деятельности.
4. Провести экспериментальное исследование развития познавательного интереса у младших школьников.
5. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
— теоретические: теоретико-методологический и критический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; синтез, обобщение;
— экспериментальные: наблюдение; тестирование; констатирующий, эксперимент: методы качественного и количественного анализа: интерпретация результатов, статистическая обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по выявлению динамики развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности, в том числе, средствами информационно-коммуникационных технологий, могут быть использованы педагогами начальной школы при организации образовательного процесса.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование проблемы развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности позволило сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес является проявлением интеллектуальной и эмоционально-волевой активности личности, направленной на осознание сущностных сторон, причинно-следственных связей, закономерностей окружающего мира. Познавательный интерес ориентирован на продуктивность и поэтому является активатором и стимулятором процесса познания. В психологическую структуру познавательного интереса входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, ведущим в познавательной деятельности является мотив познания. Характеристиками познавательного интереса являются: взаимосвязь с ведущими потребностями; значимость познавательной деятельности для субъекта познания; наличие положительного отношения к предмету познания.
2. Ведущими условиями развития познавательного интереса у младших школьников являются: создание благоприятного психологического климата; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности; включение каждого ученика в разнообразную активную деятельность – игровую, познавательную, личностную, предметную; активизация познавательной деятельности, связанной с различными видами восприятия – зрительными, тактильными, слуховыми, и др.
3. Широкие возможности для этого предоставляет разнообразная внеурочная деятельность младших школьников, важнейшим фактором в котором является самостоятельное творчество, возможности в реализации способностей и интересов каждого учащегося, направленность на достижение общего результата путем совместных усилий. Практика организации совместной внеурочной деятельности младших школьников в группе показывает следующие ее преимущества: активизируется познавательная мотивация, совершенствуются способы поисковой деятельности, ее содержательность и результативность.
4. Применение ИКТ во внеурочной деятельности младших школьников позволяет интенсифицировать познавательный процесс и более полноценно реализовывать идеи развивающего обучения. С помощью методов ИКТ у них повышается уровень ориентировки в информационных потоках окружающего мира, развиваются умения по поиску и обмену информацией посредством современных информационных технических средств. Оптимальными для учащихся данного возраста являются следующие методы развития познавательного интереса: учебно-игровые, использующиеся для создания ситуаций, в которых обучающая деятельность приобретает игровой характер; демонстрационные, направленные на визуализацию изучаемых объектов и явлений с целью оптимизации их исследования; информационно-поисковые и справочные, предназначенные для сообщения сведений, развития исследовательских действий, а также систематизации информации; моделирующие, направленные на моделирование объектов и явлений с целью их дальнейшего познания. Внеурочные занятия с младшими школьниками с привлечением средств ИКТ должны отличаться эмоциональностью, яркостью, опираться на привлечение красочного иллюстративного материала (с использованием аудио и видеозаписей); программы должны быть ориентированы на простейшие графические редакторы и мультимедийные презентации.
5. Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили, что ведущими факторами в развитии познавательного интереса у младших школьников является познавательное общение с окружающими взрослыми и сверстниками, инновационные средства поиска информации и подтверждения и уточнения имеющихся представлений. Использование эвристических средств ИКТ позволяет насыщать получаемую информацию проблемным содержанием, расширять и обогащать его.
6. Поскольку ведущей деятельностью младших школьников, наряду с учебной, продолжает оставаться игра, в развитии познавательного процесса целесообразно использовать электронные дидактические игры, которые облегчают им концентрацию внимания и качество запоминания, овладение такими сложными когнитивными операциями как анализ, классификация, обобщение, сравнение.
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Феномен познавательного интереса как предмет психолого-педагогического исследования

В современной научной литературе существует множество подходов, рассматривающих познавательную активность ребенка и ее характерные черты. Процесс познавательной активности детей определяется в научной литературе как целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Согласно данным научных исследований, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, и т.д. [46].
То есть, познавательное развитие предполагает развитие всей совокупности психических процессов, а его показателем является уровень владения личностью разнообразными видами деятельности. Отличительными характеристиками деятельности являются степень ее освоения как способ передачи собственного видения окружающей действительности и уровень освоения необходимых для этого навыков [8].
Для того, чтобы пробудить в ребенке познавательную потребность, являющуюся источником познавательной активности, необходимо, чтобы обучение способствовало становлению его личности. Л.С. Выготским подчеркивалось, что для каждого возрастного этапа развития ребенка характерно наличие соответствующей ситуации развития, которая целиком определяет его уникальное отношение к окружающей действительности. В соответствии с этим существуют и определенные закономерности развития познавательного интереса ребенка [20].
С точки зрения семантики, понятие «интерес» характеризуется следующими содержательными аспектами: потребностью, связанной с мотивацией познавательной деятельности.
Проблемами исследования познавательного интереса занимались такие ученые, как Л.И. Божович, В.С. Ильин, Г.И. Щукина и др. [14; 26; 45; 46].
Согласно определению, интерес представляет собой форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующей ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более эффективному отражению действительности [36].
Интерес является сложнейшим и значимым образованием личности. Существует множество трактовок интереса с позиций психологических и педагогических подходов. Так, Н.Ф. Добрынин и Т. Рибо в качестве интереса рассматривают избирательную направленность внимания человека. С.Л. Рубинштейн интерпретирует интерес как проявление умственной и эмоциональной активности личности. В свою очередь, Д. Фрейер определяет интерес как активатор различных чувств. Н.Г. Морозова под интересом подразумевает активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру, а А.Г. Ковалев – специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью [36; 49].
Выявлению закономерностей развития познавательного интереса посвящены исследования Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Ф.И. Фрадкиной, Р.Д. Тригер. К. Изардом познавательной интерес рассматривался в качестве эмоции личности.
С точки зрения В.Б. Бондаревского, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, и др. познавательный интерес является избирательной направленностью психических процессов индивида на объекты и явления окружающего мира. Л.И. Божович, Н.А. Менчинской, Г.И. Осиповым, М.Н. Скаткиным, Ю.В. Шаровым познавательный интерес рассматривается как потребность в знаниях, ориентирующая в окружающей действительности, побуждающая активно осуществлять процесс познания, поиск способов и средств удовлетворения потребности в знаниях. Ш.А. Амонашвили познавательный интерес определяется как форма стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска и утверждения собственного мнения.
А.Н. Леонтьевым отмечается наличие мотива как побудительной силы к деятельности, включенной в структуру познавательного интереса. С это точки зрения его можно рассматривать в качестве психического явления, побуждения к объекту деятельности [31].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна интерес считается мотивом познавательной деятельности, и лишь осознание потребности может провоцировать возникновение интереса к предмету познания. Поэтому познавательный интерес, представленный общей направленностью личности, способен активизировать все психические процессы [39].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы