Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Механизм реализации права личности на социальное обеспечение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовая характеристика института защиты прав личности в сфере социального обеспечения 6
1.1. Значение защиты прав личности в сфере социального обеспечения 6
1.2.Источники правового регулирования в сфере социального обеспечения 16
Глава 2. Методы реализации и способы защиты прав личности в сфере социального обеспечения 38
2.1.Виды способов защиты прав личности в сфере социального обеспечения 38
2.2. Особенности и проблемы реализации прав личности в сфере социального обеспечения и способы их решения 49
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Введение:
Актуальность темы исследования. Выбранная тема актуальна по нескольким причинам. Увеличение продолжительности жизни — одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года». Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.
Однако их также не достаточно. Мы видим удручающее положение наших пенсионеров и детей, хотя всем известно, что для того, чтобы оценить государство, нужно посмотреть как живут дети и старики.
В рамках это глобальной для нашей страны проблемы необходимо разработать абсолютно иной концептуальный подход.
Цель дипломного исследования состоит в том, чтобы выявить специфику и особенности права социального обеспечения в РФ, его историческое развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие социального обеспечения;
2. Определить нормативно-правовую базу, регулирующую социальное обеспечение в России;
3. Проанализировать современное состояние социального обеспечения в Российской Федерации;
4. Рассмотреть исторические этапы развития социального обеспечения в России;
5. Проанализировать социальное обеспечение государственных гражданских служащих на примере ФССП РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере правового и организационного регулирования социального обеспечения в РФ.
Предметом исследования является социальное обеспечение.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного познания, что было предопределено его целью и задачами.
Методологическую основу работы составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с использованием категориального аппарата диалектики, в частности таких ее категорий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Теоретическую основу дипломного исследования составили фундаментальные труды ученых в области права социального обеспечения и социальной политики государства, а также истории права, общей теории права, логики, философии, конституционного, международного права и политологии.
Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Конституции Российской Федерации, отечественного и зарубежного законодательства, связанного с социальным обеспечением.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного комплексного исследования сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, позволяющие в значительной степени расширить современное научное знание о сущности, назначении, особенностях функционирования института социального обеспечения в РФ.
Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации прикладного характера, представленные в работе, могут быть полезны в законотворческом процессе при разработке нормативных положений.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Признание государства социальным зависит, прежде всего, от степени эффективности нормативного регулирования и защиты социальных прав человека и гражданина, в том числе и основного среди них, определяющего в принципе социальный характер государства, – права на социальное обеспечение. Поэтому ключевыми в исследовании стали вопросы правового регулирования и защиты права на социальное обеспечение в России, места права на социальное обеспечение в системе основных прав и свобод человека и гражданина, его законодательное закрепление, проблемы его практической реализации и защиты в современной России.
Проведенное исследование конституционного права на социальное обеспечение в России свидетельствует о необходимости реформирования концепции регулирования данного права. Исследование позволило сделать следующие выводы и предложения, направленные на повышение эффективности регулирования права на социальное обеспечение, нормативной правовой базы в данной сфере.
Конституционное право на социальное обеспечение в системе социальных прав и свобод необходимо рассматривать как основное среди них, как право прямого действия, обеспечивающее человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность от негативного воздействия рынка, ограничивающее и минимизирующее отрицательные последствия экономической политики государства и рынка, причем обеспечение их должно осуществляться в той мере, в какой это требуется для поддержания социального мира, и не вести к чрезмерному ограничению классических личных и политических прав и свобод.
Право на социальное обеспечение – отрасль всеобъемлющая, включающая и пенсионное обеспечение, и предоставление социальных услуг, и обеспечение граждан пособиями, компенсационными выплатами и т.д. Высшим уровнем регламентации данной отрасли являются Конституция РФ. К сожалению, в ней не устанавливается конкретного минимального уровня гарантий в области социального обеспечения, Конституция РФ характеризуется нечеткими и неполными нормами, а также неоднозначными формулировками в данной сфере. Необходимо ст. 39 Конституции РФ дополнить информацией о том, что размер пенсии, включая прочие виды социального обеспечения, не может быть ниже установленного прожиточного минимума.
Проведенный в данном исследовании анализ нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения населения позволяет отметить существенное увеличение компетенции субъектов РФ в социальной сфере, т.к. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. регионам переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений, в том числе и по социальному обеспечению. Для установления основополагающих положений, позволяющих привести к единообразию правовой статус личности при реализации права на социальное обеспечение на всей территории России, необходимо предпринять действия по разработке модельного нормативного правового акта в сфере социального обеспечения для применения в нормотворческой деятельности субъектами РФ. Также сегодняшняя модель разграничения полномочий в России характеризуется фрагментарностью и неоднозначностью, нуждается в исчерпывающем закреплении конкретных полномочий для федеральных и региональных органов с обязательным определением источников финансирования выполняемого полномочия, закреплением и регламентацией механизма данного финансирования, а также реализации права на социальное обеспечение. Требуется четко закрепить на федеральном уровне единый перечень минимально гарантированных социальных услуг доступных в равной мере для всех нуждающихся не зависимо от места их проживания. Необходимо и обязательно построение и сохранения унифицированного подхода к содержанию и реализации права на социальное обеспечение.
Произвести реализацию защиты прав граждан на социальное обеспечение, можно как в административном, таки в судебном порядке. Ограничения права на социальное обеспечение автор работы разделяет на следующие группы и подгруппы: 1) ограничения прав на социальное обеспечение с целью исключения злоупотребления данными правами: наложение ограничения на определенный вид социального обеспечения в пределах конкретной организационно-правовой формы социального обеспечения; ограничение посредством снижения объема социального обеспечения, либо вовсе его лишением; определение пределов в сроках предоставления социального обеспечения; 2) законодательные недоработки, повлекшие за собой фактические ограничения прав граждан: проявляются в связи с принятием новых правовых актов, частичным либо полным отсутствием механизмов правового регулирования общественных отношений, пробельностью правового массива, несвоевременностью проводимых изменений в законодательстве и т.п.
Анализ практики деятельности КС РФ также позволил выделить для преодоления отдельных проблемных аспектов защиты прав социальное обеспечение следую пути решения: 1) для устранения нечеткости понятийного аппарата законодательства, — разработать и ввести в правовой массив, произведя анализ выработанных позиций КС РФ такие понятия, как «льгота», «компенсация» (с учетом их правовой природы) и др.; 2) четко проработать систему прав на социальное обеспечение с максимально ясным разграничение предметных сфер, а также с усмотрением наличия механизмов их осуществления в нормативных правовых актах; 3) устранить имеющиеся искусственные препятствия в виде требований предоставления документов, не влияющих на социальное обеспечение; 4) разработать единую концепцию законодательства о социальном обеспечении, которая бы систематизировала права граждан в данной сфере и исключила внутриотраслевые и межотраслевые противоречия; 5) проводить на этапе создания новых законопроектов высококвалифицированную правовую экспертизу.
Фрагмент текста работы:
1.1. Значение защиты прав личности в сфере социального обеспечения
Результатом становления России как социального государства становится усиление значения социальных прав. Их закрепляет как Конституция РФ, так и международные правовые акты. Поэтому видится особо важным раскрыть понятие социальных прав в качестве существенного элемента системы прав и свобод. Но и сегодня не найти единого подхода к пониманию определения социальных прав ни в официальных документах, ни в научной литературе.
Конституционные права и свободы – это права и свободы, которые закреплены в Основном законе государства, а также гарантируемая этим же Законом допустимость, обеспечивающая возможность каждому человеку и гражданину без каких-либо трудностей, по собственной воле и свободно определять для себя степень и меру поведения в социуме, использовать общественные блага и в собственных целях и в целом для пользы общества.
По мнению З.Н. Ибрагимовой, для конституционных прав характерны следующие свойства: являются основополагающими; наделены высшей юридической силой; охраняются государством особым образом; оказывают влияние на всех граждан РФ без исключения; возникают особым образом .
В современном мире закрепленные в Конституции РФ социальные права и свободы человека и гражданина выступают наиболее важными, обращающими на себя всеобщее внимание. Данные права и свободы являются инструментами для стабилизации, а также закрепления в правовом массиве государства социальных условий жизни личности, устанавливают статус человека в таких областях как труд, занятость, быт, социальная защищенность, имея целью построение предпосылок, с помощью которых будут защищены от определенных рисков члены общества. Степень обеспеченности социальными правами и свободами, нередко, определяется состоянием развития экономики и наличием ресурсов, вследствие чего в соотношении с иными правами их гарантированность в меньшей степени развита.
В значительном большинстве научных работ, посвященных конституционному праву, социальные права не рассматриваются отдельно от экономических и культурных, они скорее составляют единый комплекс. И это только усложняет само осмысление понятия социальных прав и их сущности.
Группа ученых-правоведов, таких как М.В. Баглай, А.А. Мишин, К.В. Арановский и другие не считают социальные права самостоятельным видом прав и трактует их в купе с экономическими и культурными, относя к группе однородных прав. «Социально-экономические права и свободы раскрывают правовое положение личности как члена гражданского общества », утверждает А.А. Мишин. К.В. Арановский указывает, что человек может легко определять свой личный правовой статус и в полном объеме использовать его, лишь обладая едино социальными, культурными и экономическими правами .
Некоторые сложности осознания природы социальных прав, вариативность их перечней, трудности продуцирования механизмов осуществления, их гарантий, контроля за их соблюдением государственными органами – это все продиктовано, в первую очередь, безусловной разнородностью, присущей им правовой природы и содержания, и также тем, что они относительно недавно начали приниматься как основные права человека.
Незадолго до настоящего времени господствовала западное – классическое либеральное – представление о сущности социальных прав, в соответствии с ним – данные права не осмысливались в качестве прав только в юридическом понимании. Им предавался смысл притязаний человека к государству на извлечение какой-либо материальной выгоды, обеспечивающей «достойный уровень жизни».
Вопреки существованию подобных позиции, как в юридической науке, так и в судебной практике возрастает тенденция понимания социальных прав, зафиксированных в Конституции, не столько в качестве определенных ориентиров законодателя, а сколько в качестве основных прав, одинаковых по силе действия с гражданскими и политическими. Более того, в последнее время в правовой литературе неоднократно озвучивались позиции о том, что необходимо разработать концепцию социального права как новой отрасли,которая бы заменила имеющуюся концепцию права социального обеспечения. Среди таких приверженцев М.И. Лепихов, Л.Н. Анисимов, Т.К. Миронова, М.В. Филиппова, Е.Б. Хохлов и др.