Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Материнский капитал: проблемы и перспективы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА 5
1.1. Предпосылки появления материнского капитала 5
1.2. Материнский капитал: общие положения 8
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ПО ПРОГРАММЕ «МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА 13
2.1. Нормативно-правовое обеспечение порядка предоставления материнского капитала 13
2.2. Порядок получения и использования материнского капитала 19
21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА КАК СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ 29
3.1. Проблемы использования материнского капитала 29
3.2. Перспективы совершенствования материнского капитала 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение:
В современной России институты семьи, материнства, отцовства и детства занимают важнейшее место в социально-экономическом самоопределении страны как демократического государства, обладающего адекватной системой социальной защиты, поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Семья, которая является главным звеном воспроизводства гражданского капитала в любом обществе, на сегодня в Российской Федерации обладает невысоким экономическим, социальным и правовым уровнем защищенности. Ячейке общества необходима адекватная и системная поддержка со стороны общества и государства в целом. Интересы семьи должны занимать центральное место в социально-экономической и правовой политике государства. Именно такое направление позволит нейтрализовать отрицательные последствия изменения общества.
В России общественные институты, формирующие приспособление семьи к новым или изменившимся условиям, не имеют возможности обеспечить условия не только для увеличения и накопления человеческого капитала, а даже для его воспроизводства.
В связи с чем, руководство нашей страны приняло решение о разработке программы поддержки семьи. В числе главных задач концепции демографической политики РФ в целях стимулирования к увеличению рождаемости и укреплению семьи были определены следующие:
— ориентир общественных и личностных ценностей направить на семью с двумя детьми и более;
— повысить материальное благосостояние, уровень и качество жизни семьи, как основы человеческого капитала.
Объектом настоящего исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Предметом исследования является рассмотрение материнского капитала и проблемы его функционирования в Российской правовой действительности.
При написании дипломной работы рассматривались следующие вопросы:
— предпосылки появления материнского капитала в российской правовой действительности;
— рассмотрение теоретических основ материнского капитала и механизма его предоставления;
— анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования реализации права на получение материнского капитала.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение ФЗ «О материнском капитале» и попытка найти способы усовершенствовать законодательство в данной области для более эффективного функционирования механизма государственной поддержки в области материнства детства и отцовства.
Представляется необходимым решение следующих задач:
— раскрыть понятие материнского капитала;
— проанализировать состояние действующего законодательства в области предоставления материнского капитала;
— выявить существующие проблемы в сфере реализации права на материнский капитал путем анализа действующего правового регулирования и судебной практики.
Исследование темы дипломной работы осуществлялось при помощи методов – метод всестороннего познания предмета исследования, метод обобщения полученных материалов по изученной теме, метод сравнительного анализа.
Поставленная цель и задачи обусловили структуру написания дипломной работы, а именно она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Российская Федерация юридически является правовым государством, это закреплено в основном законе государства. По моему мнению, Российская Федерация находится на стадии формирования правового государства. Общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Психология граждан опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.
Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности. Также законодатель, в последнее время, принимает нормативно-правовые акта, которые ущемляют права и свободы человека и гражданина.
К сожалению, в нашей стране в последнее время принимаются законы не для народа, к примеру, закон, увеличивающий пенсионный возраст. А Конституция РФ говорит о том, что Россия социальное государство.
На практике при применении норм материального права в области социального обеспечения гражданин должен собрать множество документов, чтобы подтвердить право на получение пособий.
Социальное правовое государство не только обязано поддерживать малообеспеченные слои общества (инвалиды, пенсионеры, безработные), но и нести ответственность за поддержание стабильного социального и экономического положения. В правовом государстве функционирует принцип социальной справедливости.
Наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом.
Правовое государство – это идеал, к которому стремится Российская Федерация. В связи с этим актуальность темы «Российская Федерация — правовое государство» на сегодняшний день стоит во главе всех тем общества, т.к. построенное правовое государство – это гарант благополучия человека во всех сферах жизни общества.
Российская Федерация является демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Политический режим определен как демократия, т.е. равноправие всех перед законом, власть народа. Форма государственного устройства – федерация с республиканской формой правления. Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Подведя итог дипломной работы, отметим, что введение такой меры социальной поддержки, как выплата материнского капитала, было призвано решить сразу несколько проблем.
Первая — это улучшение демографической ситуации в стране, путем стимулирования рождаемости.
Вторая — частичное решение материальных проблем семей, где планируется рождение второго (третьего) и последующих детей. Кроме того, нельзя не указать и на то, что действие норм о материнском капитале, распространяется на семьи, усыновляющие (удочеряющие) детей. Тем самым, данная мера социальной поддержки направлена и на решение вопросов устройства детей из детских домов в семьи путем усыновления или удочерения.
Отметим, эффективность и целесообразность материнского капитала в целом (особенно с учетом особенностей менталитета нашего общества) выглядит неоднозначно. Дело в том, что главные факторы, которые приводят к снижению рождаемости, у нас не только не решаются, но и усугубляются. К ним, например, относится социальное расслоение, которое по-прежнему нарастает. Ученые демографы заявляют, что на смертность влияет не сам уровень жизни, а социальное расхождение между высокодоходными и низкодоходными слоями населения.
Для окончательного решения демографического кризиса необходима серьезная работа в области семейной политики. В частности, некоторого успеха в деле стимулирования расходов на финансирование семьи, материнства и детства, через поддержку малоимущих семей, введение больших денежных пособий на второго и третьего ребенка и т.д. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены в комплексе основные причины сложившейся демографической ситуации.
На основании вышесказанного возникает возможность выдвинуть следующие предложения по оптимизации работы программы «Материнский (семейный) капитал», такие как:
1. Возможность внесения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 №256-ФЗ. поправок, с целью разрешения использовать средства материнского капитала на медицинское облуживание.
2. Предоставить возможность распоряжения материнским капиталом на приобретение транспортных средств в зависимости от особенностей территории проживании, после проведения оценки качества жизни правообладателя.
3. Осуществление тщательного рассмотрения не только официальных данных, предоставляемых вспомогательными службами (полиция, инспекция по делам несовершеннолетних и т.д.), рассмотрения условий жизни семьи, образа жизни родителей и перечень расходов семьи на месяц.
Таким образом, несмотря на то, что введение материнского капитала является несомненным достижением отечественного законодателя и принесло ощутимые результаты в разрешении проблемы депопуляции российского населения, но стоит отметить, что опыт реализации населением права на материнский капитал показал, что существуют законодательные и практические проблемы.
В соответствии с вышесказанным, можно сделать следующие выводы:
1. В современном мире большое значение приобретает человеческий потенциал, граждане любой страны являются его главным богатством.
2. Россия пережила тяжелые социально-экономические и социально-политические потрясения, что негативно сказалось как на демографической ситуации в стране, так и на семье как социальном институте.
3. Социальная политика в отношении семьи становится важнейшим направлением, ориентированным на дальнейшую перспективу, а не на сиюминутный момент.
4. Социальная политика в отношении семьи, выраженная в разработке и принятии нормативно-правовых документов, их реализации на практике, совершенствования работы системы социальной защиты и здравоохранения должна иметь под собой определенную научно-теоретическую базу, основываться на системе принципов, четко поставленных целях и задачах.
5. Серьезной проблемой остаются вопросы индексации и формирование размеров социальных пособий семьям и гражданам, имеющим детей.
Следовательно, просматривается необходимость постоянного непрекращающегося развития основных социально-экономических процессов в российской политике на современном этапе. Семья и ее интересы, как основополагающий элемент социального института, выполняет главную функцию в воспроизводстве гражданского капитала через рождение и воспитание детей, должны быть обеспеченны требуют повышенным вниманием со стороны государства и общества.
Материнство и детство, институт семьи – вот основные положения и направления деятельности и развития нашей страны. Ведь без поддержки государства невозможно улучшения демографической ситуации. Общество не сможет самостоятельно, без государственной поддержки, улучшать социально значимые аспекты жизни. Только совместная работа – государства и общества – может привести к гармоничному развитию социальной сферы в нашей стране.
Однако государству необходимо модернизация программы «Материнский капитал», к примеру, увеличения размера материнского капитала, продления срока действия государственной программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА
1.1. Предпосылки появления материнского капитала
Современный этап развития института семьи в России характеризуется низким уровнем социальной, экономической и правовой защищенности, что свидетельствует о том, что семья, являясь первичной ячейкой общества, нуждается в более эффективных формах и средствах социальной защиты, основанной на активной государственной политике, в том числе путем предоставления материнского (семейного) капитала.
Демографическая политика уже достаточно длительное время является одним из основных приоритетов государства. Россия не является исключением.
При этом, несмотря на усилия, предпринимаемые государством в последние десятилетия, демографическая ситуация в России является нестабильной, а показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста свидетельствуют о наличии значительных проблем в области демографии в России .
В 1992 году в России впервые за многие десятилетия уровень смертности значительно превысил уровень рождаемости. Интервал 2001 — 2006 гг. численность российских граждан уменьшилась более чем на четыре миллиона. В 2001 году составляла 146,3 млн. человек, а в 2006 году — 142,2 млн. человек.
Рассматривая предпосылки возникновения материнского капитала можно отметить, что в середине 2000-хх годов руководством страны была определена задача развития института семейных отношений, стимулирования рождаемости и укрепления института семьи в целом .
Так, в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи государством определены такие приоритетные задачи:
— формировать систему общественных и личностных приоритетов, сфокусированных на семью с большим количеством детей (двух и более);
— повысить благосостояние и уровень, и качество жизни семьи;
— создать социально-экономические условия, благоприятные для рождения и воспитания детей, в том числе возможности для самореализации молодежи посредством получения общего и профессионального образования, а как следствие и работы с достойной оплатой труда, и возможности обеспечить детей удовлетворяющими условиями для проживания;
— обеспечить работающим гражданам, имеющим детей, условия, благоприятные для сочетания трудовой деятельности и выполнения семейного долга и др.
Впервые словосочетание «материнский капитал» было употреблено Президентом РФ В.В. Путиным 10 мая 2006 года в послании Федеральному собранию РФ. В своем выступлении Президентом РФ были отмечены демографические проблемы страны, а также предложено повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить материнский капитал для тех семей, у которых родился второй ребенок. Все эти меры были предложены с целью стимулирования рождаемости в стране.
Правовое понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в нашем законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Ключевой особенностью данного Федерального закона стало то, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникающего при рождении (усыновлении) второго ребенка возникает не только у женщин, но и у мужчин. Таким образом, на рисунке 1 представлен перечень лиц, имеющих право на получение и распоряжение средствами материнского капитала.
Рисунок 1 – Лица, имеющие право на распоряжение средствами материнского капитала
Создание исследуемой меры обозначило движение в сторону к новой стадии развития российской семейной политики в России, характеризующейся изменениями статусных и материальных взаимоотношений между семьей (женщиной) и государством» Материнский капитал: социальная политика и стратегии семей.
Материнский капитал стал одной из форм государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей, которая стала оказываться в России с 01.01.2007 года по настоящее время при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка.
Таким образом, упоминание о материнском капитале в Российской Федерации впервые произошло в Послании Президента Федеральному Собранию, и уже спустя непродолжительное время был сделан важнейший шаг на законодательном уровне. Был принят Закон о дополнительных мерах государственной поддержки, это событие стало одним из самых значимых решений государственной власти по социальной значимости на пути построении действительно социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации .