Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Материнский капитал как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы материнского (семейного) капитала 5
1.1. Общая характеристика системы государственной поддержки граждан, имеющих детей 5
1.2. Социальные предпосылки становления института материнского (семейного) капитала 11
1.3. Понятие, значение и основания предоставления материнского (семейного) капитала 18
Глава 2. Получение и расходование средств материнского (семейного) капитала 23
2.1. Правовое регулирование получения и реализации средств материнского (семейного) капитала 23
2.2. Проблемные аспекты, возникающие при расходовании средств материнского (семейного) капитала 39
Заключение 53
Список используемой литературы 57
Введение:
Актуальность темы. За последние годы в Российской Федерации сложилась непростая демографическая ситуация, вызванная снижением рождаемости. Ее причинами стали и проблемы, связанные со сложностью или невозможностью совмещения женщиной трудовой деятельности с заботой о доме и семье, а как следствие, недостаток финансовых средств и слабая государственная поддержка женщин, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста, и финансово-экономический кризис в стране. Среди наиболее значимых проблем для семьи, препятствующих принятию решения о рождении детей, выявленных перед принятием мер в данной области государственными органами в результате проведенных исследований и опроса населения, можно назвать три: во-первых, с появлением ребенка остро встает вопрос об увеличении жилищной площади; во-вторых, вызывает обеспокоенность возможность получения детьми достойного образования, в том числе высшего, которое чаще всего является платным; и, в-третьих, волнует вопрос пенсионного обеспечения женщины в старости, поскольку она занимается воспитанием детей значительную часть жизни, и отчисления на накопительную часть пенсии проводятся нерегулярно.
Таким образом, возникла острая необходимость в принятии срочных и действенных мер по стимулированию рождаемости в Российской Федерации и государственной поддержке семей. Важным шагом в данном направлении стал вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающий в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возможность использования материнского (семейного) капитала с целью создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Указанным законом в РФ была введена принципиально новая мера поддержки семей с детьми, направленная на стимулирование рождаемости — материнский (семейный) капитал.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с возникновением и реализацией права на материнский (семейный) капитал.
Предмет работы – действующее законодательство, регулирующее материнский (семейный) капитал, как меры дополнительной поддержки семей, имеющих детей, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – проанализировать историю возникновения, значение и современное правовое регулирование материнского капитала.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику системы государственной поддержки граждан, имеющих детей.
2. Рассмотреть социальные предпосылки становления института материнского (семейного) капитала.
3. Определить понятие, значение и основания предоставления материнского (семейного) капитала
4. Изучить правовое регулирование получения и реализации средств материнского (семейного) капитала.
5. Исследовать проблемные аспекты, возникающие при расходовании средств материнского (семейного) капитала.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Теоретические подходы к социальному обеспечению, чтобы быть объективными, должны осуществляться в контексте и с учетом конкретных социально-экономических условий, в которых находятся современные российские семьи с детьми и дети, лишенные попечения родителей. Эти условия в настоящее время довольно неблагоприятны для рождения, содержания и воспитания миллионов детей. При этом нельзя не отметить, что Россия в этом отношении не уникальна. Такое положение (в большей или меньшей степени) характерно и для всех других современных государств.
Полагаем, что материнский капитал следует рассматривать как вид социального обеспечения, поскольку он обладает всеми признаками последнего, а именно:
— представляет собой материальное благо и реализуется в рамках имущественного отношения;
— реализуется в рамках социально-обязательственного правоотношения
Особенности субъектного состава отношений по предоставлению материнского (семейного) капитала, а также особенности порядка его предоставления и использования позволяют сделать вывод об особом характере данного вида социального обеспечения.
На основе действующего законодательства можно выделить следующие общие признаки материнского капитала как вида социального обеспечения, который предоставляется: 1) вне зависимости от наличия и продолжительности страхового или иного вида трудового стажа, вне связи с осуществлением трудовой деятельности, 2) в рамках двухсубъектных отношений, 3) вне зависимости от нуждаемости, уровня среднедушевого дохода или нахождения в трудной жизненной ситуации, 4) для использования в определенных законом целях.
Таким образом, предоставление материнского капитала как вида социального обеспечения можно охарактеризовать признаками всеобщности, гарантированности, публичности и целевого назначения. Учитывая дифференциацию видов социального обеспечения в зависимости от организационно-правовой формы (к которым мы вслед за большинством авторов относим социальное страхование, социальную помощь и государственное социальное обеспечение.
Таким образом, материнский (семейный) капитал – это комплексный вид социального обеспечения, представляющий собой право распоряжения денежными средствами материнского капитала на основании выданного территориальным органом Пенсионного фонда государственного сертификата в целях, предусмотренных законом, а также право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств материнского капитала в случаях, предусмотренных законом.
По нашему мнению, вопрос о правовом режиме имущества, приобретенного с использованием средств материнского капитала, должен быть решен путем избавления от императивности в установлении долевой собственности всех совместно проживающих членов семьи и сохранения права на долю в общей долевой собственности только субъекта-получателя материнского капитала и несовершеннолетних детей. В связи с этим предлагаем изложить п. 4 ст. 10 Закона следующим образом: «Лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его несовершеннолетние дети приобретают долю в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала».
Также не учитываются в должной мере права несовершеннолетних детей при заключении соглашения, определяющего размеры долей сособственников, так как, по мнению Министерства экономического развития, данное соглашение должно заключаться между дееспособными членами семьи, часть из которых является законными представителями несовершеннолетних, а именно отец и мать, другие же таковыми не являются (например, совершеннолетние братья и сестры), поэтому возникают две линии поведения лиц, заключающих соглашение: либо законными представителями будут соблюдаться и отстаиваться права несовершеннолетних, либо права несовершеннолетних будут нарушены или соглашение не будет заключено. По нашему мнению, для соблюдения прав и законных интересов всех сособственников, указанных в Законе, доли необходимо признать равными за исключением случаев, когда дееспособные члены семьи готовы уменьшить или вовсе отказаться от своих долей в пользу несовершеннолетних.
В некоторых случаях не представляется возможным и наделение равной долей ребенка, рожденного уже после приобретения жилого помещения, так как к этому моменту дееспособный сособственник может уже распорядиться своей долей, а остальные сособственники не воспользуются своим правом преимущественной покупки, таким образом, доля в праве собственности на жилое помещение у семьи уменьшится и последующий ребенок даже при равном распределении долей получит долю меньшую, чем доля, на которую он мог бы претендовать, если бы не произошло отчуждение доли одного из членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, было бы правильно не предусматривать в соглашении об определении долей положение о возможности уменьшения долей участников общей долевой собственности, а предусмотреть запрет на раздел и отчуждение долей сособственников до приобретения полной дееспособности всеми сособственниками.
Исходя из анализа правоприменения данного Закона, остается еще множество неурегулированных моментов и нерешенных вопросов, которые приводят к нарушению и ущемлению прав одной из самых незащищенных категорий граждан — несовершеннолетних детей.
Таким образом, считаем, что стимулирующая цель материнского капитала как вида социального обеспечения законом обеспечивается не в полной мере. На наш взгляд, необходимо внести соответствующие изменения в Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части изменения правового режима имущества, приобретенного за счет материнского капитала.
В заключении отметим, что значение Закона о материнском капитале велико и неоднозначно. Несомненно, что он является одним из важнейших способов стимулирования рождаемости и решения демографической проблемы в Российской Федерации, а с другой стороны, может явиться поводом для мошеннических действий. Поэтому сложность реализации данной меры государственной поддержки семей заключается, главным образом в проблеме исключения или максимально предотвращения ситуации, при которых рождение ребенка становится лишь средством для получения денег.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
1.1. Общая характеристика системы государственной поддержки граждан, имеющих детей
Любое государство старается всеми силами обеспечить защиту интересов одного из самых важных социальных институтов – семьи. Российское Федерация в своем основном законе закрепила, что она создает условия для достойной жизни ее граждан. Проявляется это различными инструментами: начиная от морального и нравственного воспитания общества и заканчивая различными мерами экономической поддержки. Основной ценностью в нашей стране провозглашен человек, его права и свободы , и, конечно, семья традиционно для нашего общества является тем субъектом, которого призвано защищать государство.
Несмотря на то, что социальной сфере в социалистическом обществе уделялось большое внимание, тем не менее, в новых условиях хозяйствования в России функционирование этой сферы подчиняется уже иным законам развития. В связи с этим понятие социальной поддержки населения наполняется новым содержанием, реализуется в новых формах. Все это требует уточнения сущности социальной поддержки населения, определения ее места в рыночной экономике и системе социально-экономических отношений.
По мнению Х. Ламперта, социальная поддержка представляет собой один из вариантов социальной защиты населения, заключающийся в предоставлении «различных видов материального вспомоществования» . На наш взгляд, не вполне правомерно сведение содержания социальной поддержки лишь к предоставлению материальной помощи. Так, в составе мер социальной поддержки можно выделить и психологическое консультирование, и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки безработных, не связанные с предоставлением последним непосредственной материальной помощи.
В связи с этим нам ближе, по сути, определение Н.А. Казибековой, которая определяет содержание социальной поддержки населения через конкретные направления ее реализации: «Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления» .
При этом необходимо иметь в виду, что социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения – пенсиям, пособиям и др.
На сегодняшний день для граждан, имеющих детей подобной помощью выступают различные государственные пособия. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» .
Согласно ст. 3 вышеуказанного акта система государственных пособий гражданам, имеющим детей, включает в себя:
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— пособие на ребенка;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Исходя из содержания ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», можно классифицировать по периоду получения пособия для данной категории граждан:
1. В период беременности (пособие по беременности и родам; пособие женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности; пособие беременное жене лица, являющегося военнослужащим);
2. После рождения ребенка (пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка; пособие при передаче ребенка в семью; пособие на ребенка военнослужащего) .
Проанализировав все перечисленные выше пособия можно заметить, что достаточно весомая их часть, касается тем или иным образом военнослужащих. Связано это в основном с политикой государства в отношении военных, направленной на их всяческое стимулирование (посредством предоставление субсидий на приобретения жилья, социальный пакет и так далее).
Интерес также вызывает субъектный состав тех лиц, которые претендуют на получение государственных пособий. Та часть материальной помощи, которая связана так или иначе с периодом беременности предоставляется только женщинам. Пособия, получаемые уже после рождения ребенка, доступны и для других членов семьи. Это связано с поощрением беременной женщины, так как государство заинтересованно в увеличении численности своего населения. Такая политика характерна для нашего государства. Ведь уровень рождаемости совсем недавно был ниже уровня смертности.
Что касается самих размеров государственных пособий, то они кардинально отличаются друг от друга. В основном это зависит от цели установления того или иного государственного пособия. Пособие по беременности и родам ставит перед собой цель восполнить те убытки, которые были причинены в связи с беременностью. Так беременная женщина лишается возможности осуществлять свою трудовую деятельность и поэтому ей установлен наибольший размер данного вида государственного пособия – в размере среднего заработка. Для женщин, которые были уволены в связи с ликвидацией организации, размер пособия существенного ниже и установлен в твердой денежной сумме – 300 рублей. Одним из наиболее весомых пособий в денежном коэффициенте является единовременное пособие при передаче ребенка в семью. Здесь, например, при усыновлении ребенка-инвалида при определенных условиях размер пособия составит более 100 000 рублей .
При этом, регулирование вопроса о назначение тех или иных пособий происходит не только на федеральном уровне, но и на региональном. Каждый субъект РФ, в зависимости от своего благосостояния – назначает дополнительные или улучшает уже существующие пособия. Верейкина Ю.В. и Н.С. Згонник проведя анализ пособий гражданам, предоставляемых в омской области указывают наличие единовременного пособия в размере 10000 рублей при рождении двоих детей в случае многоплодной беременности .
С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России, ухудшилось материальное положение семей, имеющих детей. В связи с этим принимаемые государством еры по повышению рождаемости представляются особенно актуальными. Для улучшения демографической политики Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года , предусматривающая реализацию комплекса мер государственной помощи семьям с детьми.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющих детей, достойную жизнь был принят Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» , предусматривающий условия и порядок предоставления материнского капитала.
В Российской Федерации социальная политика, которая реализуется в отношении семей, в особенности семей, которые уже обзавелись детьми, определяется Конституцией Российской Федерации . В ней, а именно в статье 38 указано, что материнство, детство и в целом семья – это те области жизни человека, которые находятся под защитой государство. Посягательство преследуется в соответствии с законом и считается одним из самых страшных нарушений прав и свобод человека.
Социальное обеспечение семей, и в первую очередь тех семей, где уже есть дети, подразделяется на несколько видов. Федеральный закон определяет:
1. Пособие, которое выплачивается в связи с беременностью и родами;
2. Единовременное пособие, выплачиваемое женщинам, которые уже встали на учет в различных медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и заявили о своих правах на социальное обеспечение со стороны государства и уполномоченных органов и учреждений;
3. Единовременное пособие, которое выплачивается при рождении в семье ребенка. Если в семье рождается двое или больше детей, то пособие выплачивается отдельно на каждого ребенка. В случае, если ребенок родился мертвым, то пособие не назначается;
4. Ежемесячные пособия, которые выплачивают семьям в связи с рождением ребенка.
К тому же, сюда следует отнести такие виды социального обеспечения семей с детьми как: выплата ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 3-х лет; единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в новую семью; единовременные пособия, которые выплачиваются женщинам, которые ожидают ребенка, если они являются женами военнослужащих, а также призывников; ежемесячное пособие в случае рождения ребенка в семье военнослужащего, который проходит свою службу по призыву .
Особые условия социального обеспечения и, соответственно, особые условия социальной политики предусматриваются в случае, если семья не имеет детей. При создании семьи, молодые люди всегда сталкиваются с рядом вопросов и проблем, а также противоречий. В целом, сегодня институт семьи претерпевает изменения, находясь в затяжном кризисе. Связано это с обесцениванием брачно-семейных отношений, а также отсутствием стремления со стороны молодых людей создавать семьи по причине довольно нестабильного социально-экономического положения. Люди не хотят заводить семью и рожать детей, так как они не уверены в завтрашнем дне, и не всегда ощущают поддержку со стороны государства в вопросах разрешения противоречий в брачно-семейной сфере.
На сегодняшний день государством принят ряд нормативно-правовых документов и актов, которые направлены на то, чтобы оказывать помощь и всевозможную поддержку незащищенным членам общества. В особой защите и поддержке как раз нуждается молодая российская семья, а также семьи с несколькими детьми или граждане, которые только планируют завести детей, но не имеют представлений о своих правах на социальную поддержку и защиту со стороны государства.