Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Лексическая работа на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся 2 класса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка 8
1.1. Лексика как раздел науки о языке 8
1.2. Характеристика развития речи и сформированности словарного запаса учащихся начальных классов 11
1.3. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы по программам «Школа России» и «Школа 21 века» 16
1.4. Система упражнений для лексической работы на уроках русского языка в начальной школе 20
Глава II. Эффективность лексической работы при формировании орфографических умений и навыков у учащихся 2 г класса СОШ №579 26
2.1. Условия для проведения опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Выявление уровня сформированности словаря у учащихся 2 г класса СОШ №579 28
2.3. Система упражнений для лексической работы на уроках русского языка во 2 г классе 35
2. 4. Анализ результативности, проведённой на уроках русского языка лексической работы при обогащении словаря учащихся 2 г класса 47
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 60
Введение:
Согласно требованиям ФГОС НОО, изучение русского языка в начальной школе предусматривает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе, а также формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты [54]. Как видим, одним из важнейших заданий, поставленных ФГОС НОО, является формирование, в том числе, и первоначальных представлений о лексике, которые необходимо реализовать в практической деятельности учащихся. Реализация указанных заданий сопряжена с реализацией метапредметных УУД, среди которых – умение работать со словарем, грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Совокупность указанных требований определяет актуальность исследования.
Лексическая работа в начальной школе при изучении русского языка состоит из различных направлений практической деятельности над словом. Она проводится как количественное обогащение словарного запаса детей, как работа, связанная со значением слова, оттенками значений, активизацией словаря и пр. Но результаты практических наблюдений В.В. Ераткина [10], О.Н. Левушкина [19] свидетельствуют о том, что приемы работы, связанные с языковым материалом, не способны ориентировать детей младшего школьного возраста на систематизацию лексических знаний. Все лексические понятия, которые они рассматривают – это набор фактов, изолированных друг от друга, а также разрозненных сведений. Как утверждал К.Д. Ушинский, «только разумная система может руководить нашими знаниями» [53]. При этом большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, поскольку семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организовываются благодаря тому, что дети младших классов изучают грамматику и обучаются правописанию. В результате у детей младшего школьного возраста не полностью формируются лексические учебно-языковые умения, которые являются основой приобретения лексического богатства родного языка. Поэтому возникает вопрос, который касается совершенствования методов работы над словом на уроках русского языка. Считается, что самым эффективным приемом лексико-семантической работы является анализ системных отношений слов.
В современной методике преподавания русского языка есть работы, которые связаны с проблемой изучения лексики в школе. Авторами данных работ являются такие ученые, как Г. В. Бобровская, Н. М. Лаврова, О. В. Левушкина и другие исследователи. Особое внимание уделяется процессу, связанному с созданием системы работы по лексике и обогащением словарного запаса.
Такие ученые, как П.И. Колосов, Л.А. Введенская, В.П. Озерская Н.К. Никитина, И.Н. Зайдман, П.С. Пустовалов, Ж.Я. Ермола, H. A. Ипполитова, Ю.П. Плотникова и пр., занимались изучением определенных разделов лексической системы: антонимов, эмоционально-экспрессивной лексики, синонимов, многозначности слов. Поскольку в начальных классах происходит развитие речи, актуальным предстает вопрос о лексической работе, изучением которого занимались такие ученые, как И.Е. Синица, H.A. Купина, Т.М. Фалина, В.Е. Мамушин, В.Я.Булохов, К.П. Щепина, Н.А.Моралева и др. В методике словарной работы имеется много материала, касающегося изучения различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Данный раздел методики раскрыт такими учеными, как В.М. Богуславский, В.А. Добромыслов, О.П. Мистратова, М.Т. Баранов и др. Над вопросом, связанным с обогащением словарного запаса при обучении синтаксису, работали следующие ученые: Г.И. Сниткина, Т.М. Пахнова, Ю.П. Плотникова и пр. Всю лексическую работу и работу со словарем нельзя проводить, не учитывая при этом лингвистические словари. На методы работы в школе с различными лингвистическими словарями обратили внимание Н.И. Дорошенко, М.В. Ушаков, P.E. Нохрина, Е.А. Баринова, А.Н. Тихонов, М.Т. Баранов, Ф.И. Вирченко и др. [13].
Цель работы – изучение возможностей лексической работы как средства обогащения словарного запаса учащихся второго класса
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития речи и сформированности словарного запаса учащихся начальных классов.
2. Проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы по программам «Школа России» и «Школа 21 века» с точки зрения возможности обогащения словарного запаса младших школьников.
3. Определить критерии и уровни сформированности словарного запаса учащихся 2-х классов.
4. Подобрать диагностический материал и оборудование, интерпретировать полученные в ходе первичной диагностики результаты.
5. Разработать и провести серию уроков русского языка с учетом результатов первичной диагностики;
6. Проверить эффективность проведенной работы для обогащения словарного запаса учащихся 2-в класса.
Объект исследования – словарный запас учащихся 2 класса.
Предмет исследования – лексическая работа на уроках русского языка.
В процессе исследования были использованы следующие методы: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, философской, лингвистической и методической литературы по проблеме; сравнительный анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных актуальным вопросам формирования лексической компетентности учащихся начальных классов.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы:
Лексика (от греч. Lexicos — словарный) является совокупностью слов языка, его словарным составом. Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. Чтобы обогатить и активизировать словарь учащихся, на каждом уроке необходимо уделять время на работу над 5-7 словами, а также их значением, над многозначностью и оттенками значений слов их эмоциональной окраской, особенностями в употреблении. Необходимым является то, чтобы ученики усваивали новые слова не стихийно, а под четким руководством учителя, который обеспечивал бы правильность, а также полноту изучаемых слов.
Самой сложной областью в преподавании русского языка является развитие речи учащихся. Даже учитывая то, что на данный момент существует множество научных исследований, которые раскрывают психологические, методические, лингвистические основы развития речи учащихся, большое количество педагогов испытывает затруднения в организации данного процесса. В основном можно наблюдать то, что речь современных учащихся остается бедной, невыразительной, однообразной, засоренной нелитературными словами. О том, что лексический запас речи школьников очень беден говорят их творческие работы, у учащихся слабо сформированы умения владеть словами, противоположными и близкими по их значению, воспринимать, а также понимать переносное значение слова или словосочетания.
Анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
Анализ образовательной программы и учебника «Школа России» за 2 класс показал, что лексическая работа на основе материалов учебника в целом способствует расширению словарного запаса учащихся, но для эффективного воздействия на формирование словарного запаса требуется комплекс лексических упражнений, в связи с чем был разработан такой комплекс, направленный на формирование словарного запаса и предусматривающий эффективные способы работы со словом.
С целью обоснования эффективности комплекса лексических упражнений на формирование словарного запаса младшего школьника нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Эксперимент проводился на базе СОШ №579.
На констатирующем этапе проводилась диагностическая работа с целью выявить уровень сформированности словарного запаса учащихся контрольной и экспериментальной групп. Задания были направлены на выяснение осведомленности учащихся с понятиями «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «фразеологизмы», умением их опознавать, классифицировать и применять их в своей речи.
В ходе анализа работ было установлено, что в целом учащиеся опознают данные лексические явления, но неуверенно определяют их в тексте, не могут объяснять особенности их функционирования, что свидетельствует о необходимости повышения уровня словарного запаса.
На формирующем этапе в экспериментальной группе на урок русского языка привлекались упражнения из разработанного нами комплекса на основе проблемных и игровых методов моделирования.
В ходе контрольного эксперимента нами было установлено, что учащиеся экспериментальной группы владеют понятиями «синонимы», «антонимы», «фразеологизмы», «многозначные слова» и свободно находят их в тексте, большинство школьников самостоятельно составляют с ними предложения, словосочетания и тексты.
Между тем проведенная диагностика уровня сформированности словарного запаса учащихся контрольной группы показала, что заметных изменений в сформированности словарного запаса в этой группе не произошло. Это говорит о том, что формирование словарного запаса является длительным процессом и требует систематической и целенаправленной работы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
1.1. Лексика как раздел науки о языке
Слово является основной единицей речи, и именно от мобильности и богатства словаря зависит качество речи ребенка, а также успешность его общения.
Лексика (от греч. Lexicos — словарный) является совокупностью слов языка, его словарным составом. Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики [12]. Существуют:
— историческая лексикология, которая изучает формирование словарного состава в период его развития,
— описательная, которая занимается изучением вопросов значения слова, семантики, объема, структуры словарного запаса и т.д., то есть рассматривает различные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. В ней слова могут связываться благодаря сходству или противоположности значений (синонимы и антонимы), общности выполняемых функций (группы слов разговорных и книжных), сходству происхождения или близости стилистических свойств, а также принадлежности к одной части речи и т.д. Такие отношения слов в разных группах, которые объединяются общими признаками, называются парадигматическими. Они являются основными в процессе определения свойств системы [3, с. 11].
Лексикология занимается изучением словарного состава языка в современном состоянии, а также вопросов, связанных с изменением словарного состава языка, изменением значения слова, основных тенденций развития словарной системы языка. Этимология, как специальный раздел лексикологии, является наукой, которая изучает происхождение слов.
Следовательно, предмет лексикологии – это словарный состав языка, являющийся совокупностью лексических единиц, организованных внутри и связанных друг с другом определенными, устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по законам, свойственным русскому языку. Словарный состав – это единая лексико-семантическая система языка, которая принадлежит общеязыковой системе русского языка [6, с. 8].
Лексическое значение слова является его содержанием, иными словами, соотнесенностью между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которая закреплена в сознании того, кто говорит, «оформлена по грамматическим законам данного языка и является элементом общей семантической системы словаря» [6].
В русском языке выделены 4 основных типа лексических значений слов.
1. Учитывая связь, соотнесенность с предметом действительности, иными словами, способ наименования, или номинации, были выделены прямое (основное) и непрямое (переносное) значение.
Прямое значение – это такое значение, которое напрямую связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.д. Так, прямыми являются первые два значения слова рука: «одна из двух верхних конечностей человека от плеча до конца пальцев…» и «…как орудие деятельности, труда».
Переносное значение – это такое значение, которое возникает благодаря не прямой соотнесенности с предметом, а переносу прямого значения на другой предмет в результате различных ассоциаций. Так, переносными являются следующие значения слова рука:
1) (только ед.) манера письма, почерк; 2) (только мн.) рабочая сила;
3) (только мн.) о человеке, лице (…с определением) как обладателе, владельце чего-либо; 4) символ власти; 5) (только ед., разг.) о влиятельном человеке, способном защитить, оказать поддержку; 6) (только ед.) о согласии кого-либо на брак, о готовности вступить в брак [22].
Связи слов, которые обладают прямым значением, меньше определяются контекстом и связаны с предметно-логическими отношениями, достаточно широкими и относительно свободными. Значение переносное больше определяется контекстом. Оно имеет живую или частично потухшую образность.
2. Учитывая уровень семантической мотивированности, существуют немотивированные, то есть непроизводные, идиоматичные, и мотивированные, то есть производные от первых значения. Так, значение слова рука является немотивированным, а значение слов ручной, рукав и др. – мотивированными семантическими и словообразовательными связями со словом рука.
3. Учитывая степень лексической сочетаемости, существуют свободные — прямые значения слов, и несвободные значения. Несвободные значения бывают двух видов:
1) фразеологически связанное значение – то, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях. Для них характерен узкоограниченный, устойчиво воспроизводимый круг слов, связи которых зависят не от предметно-логических отношений, а от внутренних закономерностей лексико-семантической системы. Границы употребления слов с таким значением являются узкими. Например, слово закадычный имеет переносное значение «искренний, задушевный». Оно реализуется только вместе со словом друг или дружба.