Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Костюмное решение при создании образа в театрализованном представлении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Костюмное решение при создании образа в театрализованном представлении 5
1.1. Теоретические аспекты создания театрализованного образа 5
1.2. Роль сценического костюма в театрализованном представлении 9
1.3. Режиссерский замысел костюма 14
2. Костюмное решение при создании образа в тематическом театрализованном представлении 19
2.1 Костюмное решение при создании образа в тематическом театрализованном представлении «В тридевятом царстве, в танцевальном государстве» 19
2.2. Идейно-тематический замысел и композиционная структура тематического театрализованного представления «В тридевятом царстве в танцевальном государстве» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сценический костюм – важное средство художественной выразительности и воздействия на зрителя, объединяющее под своим началом режиссера, художника и актера. Спектакль, как отметил Г.А. Товстоногов – это «…сопряжение разных искусств, каждое из которых в этом замысле преображается и приобретает новое качество…».
Сценический костюм является одним из важнейших средств выражения стиля спектакля. Феномен сценического костюма, как части художественно-декорационного оформления спектакля. Костюм по природе своей воплощенная театральность: он создает свой мини-спектакля, играя различными оттенками деталей, аксессуаров. На самом примитивном уровне средствами костюма реализуется наша естественная театральная природа – жажда преображения, стремление сделать себя другим.
Цель исследования: разработать костюмное решение при создании образа в театрализованном представлении.
Задачи исследования:
рассмотреть костюмное решение при создании образа в театрализованном представлении;
создать костюмное решение при создании образа в тематическом театрализованном представлении «В тридевятом царстве, в танцевальном государстве».
Объект исследования – театрализованный костюм.
Предмет исследования – концепция разработки сценического театрализованного костюма.
Методология проекта: анализ, синтез, конструктивный анализ. В качестве базового методологического принципа исследования избрано сочетание исторического, типологически-системного методов на основании формального и структурного анализов.
Степень разработанности темы. В связи с тем, что сценический костюм является непосредственным предметом интереса художников-постановщиков и художников-технологов, оказывается, что данное явление совершенно не осмысленно в рамках 5 театроведения, искусствоведения в целом и культурологии. Можно отметить лишь несколько работ, в которых раскрываются те или иные аспекты сценического костюма сквозь призму философии театра.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Сценический костюм в режиссерском театре – это один из наиболее важных элементов художественного решения спектакля, транслятор идеи и замысла режиссера.
Что нужно для хорошего спектакля. Несомненно, пьеса, с которой и будет вестись работа, режиссер, талантливые актеры… Но впечатление будет неполным без еще одной важной составляющей — театрального реквизита, который поможет сделать действие более живым, натуральным, наполненным. Ведь порой именно небольшие, казалось бы, незначительные детали оказываются решающими для передачи смысла или для восприятия произведения. Вместе с тем очень и очень немногие зрители представляют себе, сколько труда стоит за этими, нехитрыми на первый взгляд, предметами.
Для начала нам необходимо определить, что же такое предметы театрального реквизита и бутафории. В общем, реквизитом называют совокупность предметов, необходимых актерам на сцене по ходу действия. При этом данные предметы могут быть как настоящими, подлинными, так и искусственными или бутафорскими. Кроме этого, выделяют также исходящий театральный реквизит, к которому относят еду, напитки, табак и прочие вещи, используемые во время спектакля, не многоразовые. Сам по себе реквизит может быть как частью убранства сцены (мебель, посуда, бытовая утварь), так и дополнением к сценическому костюму (сумки, кошельки, головные уборы, зонты и прочее).
Поскольку реквизит в театре — вещь далеко не одноразовая, возникает необходимость организовать ее хранение, а также уход, который позволит искусно выполненным деталям костюмов, элементам интерьера и столовым приборам остаться в целостности и сохранности и появиться еще не в одном спектакле. Сотрудники этого цеха, называемые реквизиторами, занимаются подготовкой необходимых для постановки предметов, а также хранят то, что осталось от старых спектаклей, в случае необходимости дорабатывая и обновляя отдельные элементы, или создавая новые.
Основной задачей при создании предмета является придание ему внешнего вида, максимально схожего с оригинальным изделием. При этом зрители зачастую не догадываются о том, что «внешность» предмета реквизита и «его содержание» не имеют ничего общего. Вот несколько распространенных, но от этого не менее интересных примеров: Объемные предметы посуды, например кувшины, часто изготавливаются из папье-маше. Кроме этого, для этой цели возможно использование оргстекла. Эффектно выглядящее оружие из вороненной стали зачастую оказывается простым деревом, только гладко отполированным и тщательно натертым графитным порошком, добытым из самых обычных мягких графитных карандашей. Находящиеся на сцене книжные полки, как правило, заполнены целыми книжными блоками, выполненными из картона и оклеенными окрашенной тканью. Такие блоки достаточно легки и позволяют без проблем перемещать «наполненные книгами» стеллажи.
Сценическая растительность изготавливается из металла (чаще всего податливой, но достаточно прочной проволоки или тонких металлических трубок и ткани). «Хрустальные», обильно украшенные подвесками люстры на самом деле оказываются выполненными целиком из металла — на металлической основе висят выполненные из белой жести «хрусталики». Пенопласт и поролон достаточно активно используются при изготовлении еды, особенно если речь идет о хлебобулочных изделиях, а также скульптур, резьбы на мебели, отдельных архитектурных деталей.
Массы из клея, муки, гипса, мела, бумаги используются при изготовлении элементов отделки оружия, посуды, мебели, «приготовлении» бутафорских тортов, придании поверхности необходимого рельефа. Кроме того, такие массы, называемые мастиками, используются при изготовлении орденов и им подобных предметов. В целом, материалы, идущие на изготовление реквизита, достаточно разнообразны, их выбор ограничен только фантазией реквизитора и бюджетом театра.
Несомненно, театр — это в первую очередь мастерство. Мастерство актеров, мастерство режиссеров и драматургов. Но впечатление от этого мастерства будет неполным без еще одного специалиста — реквизитора, чьи руки способны создать ту самую деталь, что в корне меняет впечатление от увиденного и врезается в память, становясь «фишкой» той или иной роли или того или иного актера. И, как и для многих людей театра, для реквизиторов и бутафоров профессиональным праздником является 27 марта, когда отмечается День театра.
Фрагмент текста работы:
1. Костюмное решение при создании образа в театрализованном представлении
1.1. Теоретические аспекты создания театрализованного образа
Актерское мастерство — очень тонкая наука. Талант дан единицам, и проявить его (а зрителю — рассмотреть) можно только на сцене. Если артист играет в реальном времени, а не перед камерой, если в этот момент у зрителя затаивается дыхание, он не может оторваться от спектакля, значит, есть искра, есть талант. Между собой актеры называют его несколько иначе — сценический образ. Это часть личности артиста, его театральное воплощение, но это не характер человека и не его стиль жизни[1].
Даже из самого названия понятно, что сценический образ — это некое амплуа, которое «надевает» на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который описан в сценарии, и при этом быть «живым». Далее нам становится понятно, что каждая отдельная роль, которую исполняет актер, индивидуальна. Где-то нужно сыграть комически, в другом спектакле потребуется показать грусть, боль, страдание, в третьем — стать подлецом, злодеем.
Можно подумать, что сценических образов много, и их второе, более понятное название — роли. Но все не так просто. Хорошего актера можно узнать по его «почерку», то есть стилю исполнения. Это и есть тот самый сценический образ, который присущ ему. Какую бы роль ни играл актер — драматическую, комическую или трагическую, она будет наделена уникальными эмоциями, чертами и особенностями, которые проявляет конкретный человек. Именно поэтому мы так любим конкретных артистов, насколько бы разноплановые амплуа у них ни были[6].
Актеры — люди, которые носят много масок, и это высказывание было придумано вовсе не для того, чтобы обидеть их. Увы, таковы тонкости профессии, и именно благодаря им мы видим столь потрясающую игру. Но мы зайдем немного издалека. Сцена — это такая система, которая отнимает уйму энергии, и физической, и моральной. Работая с публикой, артист буквально раздает себя, тратит весь свой жизненный потенциал. Если он будет, как говорится, на сцене самим собой, то все его жизненные запасы исчерпаются моментально, и у него попросту не остается сил. Для того чтобы продолжать творить, играть и работать, стоит тщательно обдумать, как создать сценический образ, который можно будет надевать на себя каждый раз, выходя на сцену. Это так называемая публичная маска, это также стиль и почерк, по которому актера узнают. Поверх него уже будет накладываться вторая маска — роль в конкретном спектакле.
Перед созданием сценического образа для конкретной постановки актер должен иметь свое собственное амплуа. Мы выше уже упомянули о том, что оно является частью реального образа человека, но не его целостной сущностью. Со многими актерами работают психологи для того, чтобы их сценический образ был максимально гармоничным и подходящим им самим. Вкратце можно сказать, что для его создания будто отбираются сильные стороны характера человека, его особенности и изюминки, и они утрируются, усиливаются, делаются более яркими[11].
В результате мы получаем как бы идеальную личность, у которой свой характер, свои вкусы и взгляды — все индивидуальное, но при этом нет темных сторон, нет погрешностей. Это и есть сценический образ актера, базируясь на котором, он примеряет на себя все свои роли, которые ему нужно сыграть на сцене. Эмоции — основа успеха Основой и фундаментом при создании сценического образа актера являются его собственные эмоции. Если ваше амплуа будет надуманным, неестественным для вас, или вы будете стараться «загнать» его в модные рамки, то все последующие роли будут играться пресно, ненатурально, наигранно.
Крайне важно в такой работе черпать силы из эмоций, брать начало в своей собственной натуре. Так у вас получится без обмана демонстрировать зрителями того или иного персонажа, входить в него, передавать его эмоции и переживания. Он оживет благодаря такой игре и станет отдельным человеком. Комфорт не значит натуральность. Конечно же, ваш сценический образ должен быть полностью сотканным из ваших личных эмоций и переживаний, из опыта и наработок. Но мы уже говорили выше, что в нем не должно быть негатива и отрицательных черт, которые вам присущи в реальной жизни. И это есть тот самый первый камень преткновения, который лишает вас ощущения комфорта.
То же самое касается и всех движений, поз, мимики, интонации и т.д. Эти моменты тщательно прорабатываются, репетируются, оттачиваются до автоматизма, но имейте в виду, что, играя на сцене, или, же общаясь с публикой, вы будете в постоянном напряжении, так как все эти наработки нужно будет выдержать беспрекословно[14].
Сравнить данную технику можно с позированием перед камерой. Чтобы кадр получился крайне удачным и при этом натуральным, модель замирает в очень некомфортной позе. Например, знаменитые фотокарточки пин-ап, где женщины выполняют домашнюю работу, становясь в соблазнительные позы. А ведь в реальности в таком положении уборка не получится.
После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше. Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, — это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью. Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа. Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.
Хороший сценарист всегда видит того или иного актера в конкретной роли. Он может сопоставить сценический образ артиста и амплуа, которое на него нужно будет «надеть». Дополнительную коррекцию данного процесса производят сами актеры. Они либо соглашаются на роли, если видят, что они им подходят, либо отказываются, если что-то не устраивает.
Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может. Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля. Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих[7]. К ним относятся:
— Поведение и внешний вид.
— Грим. Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа.
— Динамика тела и пластика.
— Жесты.
— Мимика.
— Изюминка.
Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным.
Создание сценического образа — дело очень тонкое. Именно поэтому, у нас так мало действительно талантливых актеров, и мало кто способен красиво, ярко и с чувством сыграть ту или иную роль.