Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Комплект материалов по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
I. Пояснительная записка 3
1.1 Квалификационные характеристики проекта 3
1.2 Взгляды педагогов и психологов на проблему развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию 8
1.3 Творческая изобразительная деятельность как средство развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию 14
1.4 Результаты частичной апробации комплекта материалов по развитию интереса к декоративному рисованию детей старшего
дошкольного возраста 27
II. Проектная часть. Комплект материалов по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию 30
2.1. Пояснительная записка 30
2.2. Содержание комплекта материалов по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию 32
2.3. Советы для родителей по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию 44
Список литературы 51
Приложение 55
Фрагмент текста работы:
I. Пояснительная записка
1.1 Квалификационные характеристики проекта
Реформирование и модернизация российского образования ставят перед дошкольными образовательными организациями (далее – ДОО) новые задачи и требования. Современное общество требует воспитания жизнеспособной, активной, сознательной, творческой личности. Решать эту задачу следует начинать уже в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот возрастной период закладываются основы оптимистического мировоззрения, базис личностной культуры.
Дошкольное обучение и воспитание заключается не только в том, чтобы сформировать у детей определенный объем знаний и умений, а преимущественно в том, чтобы как можно больше развивать различные формы личностной активности детей, их самостоятельное творчество во всех видах деятельности, формировать широкий и устойчивый интерес к познанию различных сторон окружающей действительности.
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Актуальность проблемы и темы исследования связана с тем, что на современном этапе расширение круга интересов детей дошкольного возраста является социальным заказом общества системе дошкольного образования.
Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивных видов деятельности.
Интересы в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Развитие интереса к изобразительной деятельности способствует развитию творческой активности, обеспечивает успешную социальную адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.
Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном возрасте является рисование. В детском саду дошкольники учатся предметному, сюжетному и декоративному рисованию. Последний вид более других имеет эстетическую направленность: дети учатся создавать узоры и композиции для украшения. Темы декоративного рисования основаны на знакомстве с народными промыслами России.
О роли и значении народного декоративно — прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
В исследовании выделено противоречие между необходимостью развития у детей дошкольного возраста интереса к декоративному рисованию и отсутствием научно обоснованных и экспериментально проверенных методов, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Учеными выдвигались различные трактовки понятия интереса: «источник потенциальной активности мысли» (И. Гербарт); проявление умственной и эмоциональной активности, аспект внимания (С. Рубинштейн); стремление к деятельности, аспект воли (П. Каптерев); структура, состоящая из потребностей (А. Леонтьев); желание и стремление личности (Н. Добрынин); активное познавательное (Б. Теплов), эмоционально-познавательное (В. Крутецкий), активное деятельностное (Е. Ильин) отношение человека к миру. В работах ученых доказывается, что интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Стойкий интерес – это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний.
Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста рассматривалась через ознакомление с окружающей действительностью (Н. Бибик, Н. Виноградова), на материале природы (Л. Захаревич, Н. Постникова), через ознакомление с трудом взрослых (Н. Крылова, С. Котлярова), через традиции семейной культуры (А. Бабунова) и др.
Вопросы развития и развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности, в том числе к декоративному рисованию поднимались в работах Г. Григорьевой, Т. Казаковой, Н. Сакулиной, Г. Сухоруковой, Л. Янцур.
Однако, вопрос о создании специальных педагогических условий и методов для развития интереса детей дошкольного возраста к декоративному рисованию требует дальнейшего изучения, что и обусловило выбор темы исследования – «Комплект материалов по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию».
Цель исследования – теоретически изучить проблему развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию, составить и частично апробировать комплект материалов.
Объект исследования – процесс развития интереса к декоративному рисованию детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия и методы развития интереса к декоративному рисованию детей дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой целью определена необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интереса к декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать практический опыт педагогов по развитию интереса к декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить комплект материалов, направленный на развитие интереса к декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
4. Частично апробировать комплект материалов по развитию интереса к декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев,
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
— теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Р.М. Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.) объясняющие закономерности развития ребенка — дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
— общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).
Нормативно – правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплексов методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно – методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение).
Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных педагогических условий психолого-педагогического сопровождения развития интереса к декоративному рисованию у детей дошкольного возраста, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить комплект материала для развития интереса к декоративному рисованию у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования:
1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс развития интереса к декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определены специфические особенности развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к декоративному рисованию.
3. Научно обоснованный комплект материалов для развития интереса к декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют определить комплект материала для развития интереса к декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста, эмпирически подтвердить их эффективность. Определены и охарактеризованы критерии и уровни развития интереса к декоративному рисованию у детей среднего дошкольного возраста. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня сформированности интереса к декоративному рисованию у детей старшего дошкольного возраста.