Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Коммуникативная компетентность специалистов фармацевтов с разным уровнем профессиональной успешности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Коммуникативная компетентность и ее структура 6
1.1. Теоретические подходы к изучению профессиональной успешности 6
1.2. Особенности профессиональной деятельности и профессиональной успешности фармацевтов аптек 13
1.3. Теоретический анализ понятия коммуникативной компетентности 17
1.4. Изучение связи профессиональной успешности фармацевтов аптек с их коммуникативной компетентностью 22
Выводы к главе 1 26
Глава 2. Анализ результатов исследования коммуникативной компетентности фармацевтов аптеки с разным уровнем профессиональной успешности 27
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 27
2.2. Обоснование разделения фармацевтов аптеки на «профессионально успешных» и «профессионально неуспешных» 29
2.3. Анализ показателей коммуникативной компетентности среди фармацевтов аптеки с различным уровнем профессиональной успешности 33
Выводы к главе 2 38
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Введение:
Актуальность исследования. Процессы роста и развития малого и среднего бизнеса, которые происходят в России, сегодня очень активно захватывают сферу услуг и сервиса, что провоцирует ее качественное совершенствование, а также рост количества людей, которые заняты в профессиях по типу «человек – человек». Одним из направлений, которое весьма быстро наращивает скорость роста в данной сфере, выступает фармацевтический бизнес.
Расширение аптечных сетей приводит, с одной стороны, к значительному росту аптечного ассортимента товаров, доступного для любых слоев населения, а также к повышению обеспечения каждого клиента информационно-консультационными услугами по вопросам подбора наиболее безопасных и эффективных лекарственных препаратов. С другой же стороны, существенный рост количества сотрудников аптечных организаций, происходящий в последние несколько десятилетий, в первую очередь, за счет увеличения количества фармацевтов и провизоров, который не обеспечен надлежащей подготовкой претендентов на должность фармацевтов и провизоров.
Необходимо учитывать, что специфика работы фармацевтов и провизоров аптек заключается в постоянном общении в торговом зале с огромным количеством посетителей, поэтому ужесточаются требования к владению, кроме профессиональных знаний, также и коммуникативной компетентностью. Все это приводит к появлению социального заказа на анализ успешности профессиональной деятельности фармацевтов и провизоров аптек, а также их коммуникативной компетентности.
Особенности профессиональной деятельности в профессиях по типу «человек – человек» изучались в отечественной психологии В.А. Бодровым, Е.А. Климовым, А.К. Марковой, Н.В. Самоукиной, В.А. Толочеком и др.
Изучению проблемы успешности профессиональной деятельности посвящены исследования А.В. Либина, О.Н. Родиной, В.Д. Шадрикова и др.
Представляют интерес работы, которые посвящены проблемам успешности человека в своей профессиональной деятельности, таких авторов как Е.П. Ильина, Н.Д. Творогова, А.Р. Фонарева и др.
Изучению теоретических основ компетентности посвящены работы таких авторов, как И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, А.В. Хуторской и др.
Проблема коммуникативной компетентности изучается психологами в двух различных аспектах: сущность и структуру коммуникативной компетентности изучали Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, Л.А. Петровская, О.В. Соколов и др.; специфику коммуникативной компетентности – Ю.Н. Емельянов, М.С. Каган, Н.И. Королева, Л.А. Петровская и др.
Однако, на сегодняшний день остается неисследованным коммуникативный аспект успешности в профессиональной деятельности фармацевтов и провизоров аптек.
Объект исследования: профессиональная успешность фармацевтов и провизоров. Предмет исследования: коммуникативная компетентность фармацевтов и провизоров аптеки с различным уровнем профессиональной успешности.
Гипотеза исследования предполагает наличие различий в коммуникативной компетентности фармацевтов и провизоров аптеки с различным уровнем профессиональной успешности.
Цель исследования: обнаружить различия в коммуникативной компетентности фармацевтов и провизоров аптеки с различным уровнем профессиональной успешности.
Задачи исследования.
— определить понятие профессиональной успешности;
— охарактеризовать взаимосвязь коммуникативной компетентности фармацевта и его профессиональной успешности;
— описать организацию и методическое обеспечение эмпирического исследования;
— провести количественную и качественную обработку и анализ результатов исследования;
— выявить статистические различия в показателях коммуникативной компетентности фармацевтов и провизоров с различным уровнем профессиональной успешности;
— сделать выводы по результатам эмпирического исследования.
Методы исследования: теоретические — анализ литературы и синтез данных; эмпирические — беседа, анкетирование и тестирование; методы математической обработки — сравнение двух групп с использованием параметрического критерия математической статистики t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования. В работе выполнен теоретический анализ подходов к изучаемой проблеме успешности профессиональной деятельности, изучена профессиональная успешность фармацевтов и провизоров аптеки, а также критерии ее оценки.
Практическая значимость исследования. Полученные при исследовании результаты могут выступать основой для профессионального отбора, аттестации и оценки, а также для прогнозирования профессиональной успешности фармацевтов и провизоров аптек, для внедрения системы профессионального обучения, а также для развития коммуникативной компетентности и профессиональной успешности у фармацевтов и провизоров аптек.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Заключение:
Успешной можно считать такую деятельность, результаты которой имеют необходимую личностную и социальную значимость, а также соответствуют изначально поставленным целям. Успешность деятельности подразумевает наличие обратной связи в форме оценок способов и результатов деятельности личности окружающими, а также в разных формах персональной оценки личностью своих удачных либо не удачных средств, способов и результатов своей деятельности.
В качестве оценочных критериев успешности профессиональной деятельности фармацевта и провизора аптеки можно выделить: удовлетворенность потребителей и удовлетворенность самого провизора, а также объективные показатели результативности деятельности, такие как объем продаж и количество результативно обслуженных клиентов.
Большое внимание уделено коммуникативным особенностям деятельности фармацевтов и провизоров аптек, так как они выступают одним из главных компонентов деятельности указанных специалистов. Спецификой коммуникации фармацевтов и провизоров аптек выступает большая степень эмоциональной напряженности и весьма частое попадание в состояние фрустрации по причине возможных претензий, обвинений и вероятности отказа со стороны клиента на каждом этапе взаимодействия.
На основании выполненного теоретического анализа литературы были сформулированы коммуникативные характеристики, которые определяют возможную успешность профессиональной деятельности фармацевтов и провизоров аптеки: чувство эмпатии, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость и толерантность.
Исследование выполнялось на базе аптеки ООО «Долголетие», расположенной по адресу Курская обл., г. Дмитриев, ул. Комсомольская, д. 23.
Исследование выполнялось в три этапа.
На первом этапе при помощи анкеты «Удовлетворенность потребителей аптечных услуг», которая разработана Т.И. Занузданной — заведующей аптекой ООО «Долголетие», опросника А.В. Батаршева «Интегральная удовлетворенность трудом» и объективных показателей успешности в профессиональной деятельности фармацевтов аптеки был выполнен подбор двух групп фармацевтов аптеки для определения «профессионально успешных» и «профессионально неуспешных».
На втором этапе среди отобранных групп «профессионально успешных» и «профессионально неуспешных» фармацевтов аптеки анализировались показатели коммуникативной компетентности при помощи опросника Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк «Коммуникативная компетентность», а также теста Л. Михельсона «Коммуникативные умения».
На третьем этапе был выполнен сравнительный анализ и определены отличия среди показателей коммуникативной компетентности фармацевтов аптеки с различным уровнем успешности профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие 10 фармацевтов аптеки ООО «Долголетие» в возрасте от 23 до 54 лет (средний возраст составил 31 год), стаж профессиональной деятельности в аптеке ООО «Долголетие» от 2 до 13 лет (средний стаж составил 5 лет).
По результатам опросника Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк «Коммуникативная компетентность» профессионально успешные фармацевты имеют статистически значимо большую социально-коммуникативную адаптивность (умение взаимодействовать с самыми разными людьми, гибкость в общении и приспосабливаемость к переменам в социальных обстоятельствах), толерантность (большая терпимость к чужим взглядам, привычкам и мнению), фрустрационной толерантностью (саморегуляциея эмоциональных состояний и противостояние жизненным трудностям), по сравнению с фармацевтами, которые профессионально неуспешны.
И профессионально успешные фармацевты, и профессионально неуспешные фармацевты, стремятся по широкому кругу вопросов иметь свою собственную точку зрения и стараются ее отстаивать, при этом и те и другие способны договариваться, у них имеется вера в себя и в свои возможности, а также жизнерадостность.
По результатам теста Л. Михельсона «Коммуникативные умения» в группах у профессионально успешных фармацевтов и профессионально неуспешных фармацевтов доминируют компетентные позиции в общении.
Вместе с тем, профессионально успешные фармацевты имеют статистически значимо большие значения для показателей компетентной позиции в общении, чем у фармацевтом, которые профессионально неуспешны. Соответственно, фармацевты, которые профессионально неуспешны, имеют статистически значимо большие значения показателей агрессивной позиции в общении, чем у профессионально успешных фармацевтов.
Указанная тенденция в значительной степени наблюдается провоцирующее и задевающее поведение со стороны какого-либо собеседника, в реакции на справедливую или несправедливую критику, в умении ответить отказом на какую-либо чужую просьбу, в умении самостоятельно проявить поддержку и сочувствие, а также в умении вступить в контакт с каким-либо другим человеком.
В результате выполненного исследования предложенная гипотеза об отличиях в коммуникативной компетентности у фармацевтов аптеки с различным уровнем профессиональной успешности была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА
1.1. Теоретические подходы к изучению профессиональной успешности
В зарубежной психологии и философии понятие успешность обычно рассматривают по отношению к личности. Успех – это результат завоеваний человека, достижение им поставленных целей. В различной степени об успехе писали и изучали его разные философы: Аристотель, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц, К. Маркс, Э. Шопенгауэр и др. В пределах философских концепций об уровне успешности человека обычно судят по результатам его действий. Весьма известной характеристикой успешности деятельности человека выступает оценка с позиции совершаются или нет ошибочные действия, и приводит ли это к достижению поставленной цели.
Важным этапом в развитии представлений об успешности стала 2-я половина XIX в., когда в 1870 г. при Кембриджском университете был создан «метафизический клуб», в состав которого входили У. Джеймс, Д. Дьюи и Ч. Пирс. Они сформировали философскую концепцию прагматизма (от греч. pragma – действие, дело), которая изучала действия и целесообразную деятельность, как центральное и определяющее свойство человеческого существования. Мышление человека они рассматривали в качестве средства адаптации организма к окружающей среде для увеличения количества совершаемых успешных действий.
Как таковой успех имеет весьма большое значение для каждого человека. Необходимо признать, что успех или его отсутствие в деятельности человека определяет базовые тенденции его развития. В соответствии с мнением У. Джеймса, «истина формируется успехами человеческого опыта» [3, с. 34]. Ценность мышления подкрепляется его действиями и эффективностью обеспечения успеха, при разрешении различных жизненных задач. Таким образом, прагматики сформулировали идею значимости рационального мышления для достижения успеха.