Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Изучение подходов к профилактике стресса в профессиональной деятельности фармацевтического работника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ 6
1.1 Понятие стресса 6
1.2 Способы профилактики стресса 18
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 25
2.1 Причины стресса 25
2.2 Формы и методы борьбы с ними (материал на конкретных примерах моего коллектива) 30
2.3 Проведение анкетирования и анализ результатов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
Введение:
Стресс (напряжение, нагрузка) — ответная нормальная адаптационная реакция организма на физические либо психологические раздражители, нарушающие его саморегуляцию, и проявляющаяся в определенном состоянии нервной системы и целого организма [1].
Большинство людей хотя бы раз в жизни отмечали симптомы хронического стресса: чувство постоянной усталости, раздражительности, нежелание что-либо делать, вставать ранним утром, трудности с сосредоточенностью на работе или в школе. Данные симптомы часто сопровождаются состоянием постоянного недомогания (насморк, кашель, субфебрильная температура).
Проблема стресса наиболее остро заявила о своем существовании в ХХ веке. Данное явление было обусловлено тем, что в современном мире очень часто появляются ситуации, когда индивид, встречаясь с какой-либо проблемой, не в состоянии сполна реализовать свою накопившуюся энергию (которая вызвана физиологическим механизмом стресса), и тогда данная энергия начинает разрушение самого индивида. Как результат вместо адекватных стрессовых реакций, индивида начинают разрушать механизмы дистресса, когда энергия не в состоянии реализоваться в каких-либо конструктивных действиях.
Работники-фармацевты трудятся круглые сутки, выходят на работу гораздо раньше, чем большинство из нас – но, к сожалению, чаще других подвергаются критике, хотя заслуживают и многих слов благодарности.
Как и любая другая организация аптека имеет штат сотрудников, которые выполняют свои профессиональные обязанности. У каждого работника имеется свой спектр вредных и опасных факторов.
Общим для всех профессий фармацевтической отрасли является контакт с людьми и влияние психофизических факторов на человека.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение подходов к профилактике стресса в профессиональной деятельности фармацевтического работника.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
— изучить понятие стресса;
— выявить проблему стресса у работника-фармацевта;
— определить пути решения
— провести анкетирование сотрудников предприятия и анализ полученных данных.
Предметом исследования является разработка подходов к профилактике стресса в профессиональной деятельности фармацевтического работника
Объектом – стресс в профессиональной деятельности фармацевтического работника.
Основная цель улучшения условий труда — достижение соци¬ального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); со-кращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с трав¬матизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текуче¬сти кадров и т.д.
Методы, используемые при подготовке теоретической части ВКР:
– изучение и обобщение;
– анализ и синтез литературных данных;
– анкетирование;
– наблюдение;
– сравнение;
– измерение.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают: субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн и др.); ресурсный подход (М. Селигман, А. Бандура, Э. Фрайденберг, Д.А. Леонтьев и др.); теория сохранения ресурсов (С. Хофболл); теория стресса (Г. Селье); теория гомеостаза (У. Кеннон); теория экспериментального невроза (И. Павлов); феномен «трофического» действия (Л. Орбели); теория эмоционального реагирования (Э. Геллгорн).
В целом успешность торгового персонала – это результат ежедневной, кропотливой работы по выстраиванию взаимоотношений с клиентами, решению финансовых вопросов, интенсивного взаимодействия с сослуживцами и управляющим звеном компании.
Заключение:
Стресс является одним из наиболее распространённых видов аффектов. Это явление представляет собой состояние очень сильного, длительного психологического напряжения человека, возникающее, когда нервная система подвержена огромной эмоциональной перегрузке. Стресс дезорганизует деятельность индивида, а также нарушает обычный, нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают очень отрицательное влияние как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье индивида. Из этого следует, что важнейшим фактором качественной жизнедеятельности человека является его стрессоустойчивость.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены подходы к профилактике стресса в профессиональной деятельности фармацевтического работника.
В качестве исследовательского метода выбран метод анкетирования. Было опрошено 50 сотрудников предприятия, согласно заполенных анкет проведен анализ.
Большинство опрошенных фармацевтических работник – женщины, возрастная группа 31-45 лет. Они считаю, что лучшей профилактикой стрессовых ситуаций являются поездки. Главным фактором стресса на рабочем месте является продолжительность смена и некомфортные условия труда.
Для предупреждения и преодоления профессионального стресса необходимо создать условия труда, которые способствуют снижению уровня стрессоров, освоению путей управления стрессом – изменению социального, психологического, организационного окружения людей на их рабочем месте; обеспечение большей автономии работника, повышение квалификации; создание в организации благоприятного социальнопсихологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Понятие стресса
Стресс — это реакция человека на ситуацию угрозы или резкого изменения ситуации (внешней или внутренней).
Стрессовые реакции весьма и весьма архаичны. По секрету вам скажу, из всех первобытных людей выжили только те, кто умел правильно реагировать на опасность. Поэтому они в нас встроены так же прочно, как принцип выживания в джунглях.
По данным глобального исследования Международной организации здоровья, у каждого четвертого работника (23 %) наблюдаются пять и более признаков депрессии, всего 14 % по-настоящему вовлечены в работу, и только 12 % демонстрируют в целом оптимистический настрой. 92 % участников исследования признали, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах [5, 6].
Проблема стресса существует во всех странах. Так, в США 20 % издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулами, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда вызваны профессиональными неврозами и стрессами. Американцы приводят цифры ущерба от стрессовых факторов: 500 миллионов долларов в год. 33 % канадских сотрудников сообщили, что им приходилось брать отгулы за свой счет, поскольку они чувствовали себя вымотанными. Еще 27 % сделали бы то же самое, если бы не страх потерять работу [5, 7].
По данным аналитиков, в России каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников — практически ежедневно, несмотря на это сегодня в нашей стране не уделяется должного внимания проблеме стресса в сфере труда. А это приводит к снижению экономической эффективности организации, отрасли в целом и, в конечном счёте, государства. Для профилактики производственного стресса необходимо, прежде всего, проводить профилактические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий труда. Тем самым это позволит повысить производительность труда и эффективность сотрудников.
Канадский эндокринолог Ганс Селье в 1936 г. впервые описал физиологию стресса в рамках общего адаптационного синдрома, который включает 3 стадии (рис. 1):
– тревоги или мобилизации;
– сопротивления;
– истощения.
Рисунок 1 – Стадии стресса
Центральным моментом в концепции общего адаптационного синдрома является акцент на интенсивности требования, предъявляемого стимулом или ситуацией к адаптационным возможностям организма, а также выявление объективных признаков стресса — увеличения надпочечников, атрофии вилочковой железы, желудочно-кишечных изъязвлений. Именно указанные признаки явились ключом к реальному прогрессу: концепция получила убедительное подтверждение и могла служить объяснительной моделью целого ряда психосоматических заболеваний. Согласно Г. Селье, эти “болезни адаптации” в основном развиваются в результате ошибочных, несоответствующих адаптивных реакций организма [6].
На стадии мобилизации включаются адаптационные механизмы саморегуляции организма. Нарастает выброс в кровь адаптационных гормонов (глюкокортикоидов), пытающихся восстановить нормальную жизнедеятельность органов и систем. Именно на этой стадии выделяемые глюкокортикоиды, адреналин и норадреналин «блокируют» иммунную систему, и человек может заболеть острой респираторной инфекцией или другим заболеванием. На этой стадии организм готовится к защите или бегству.
Стадия сопротивления наступает при относительной стабилизации работы нарушенных систем организма. В этот момент происходит устойчивое сопротивление стрессорным факторам. При этом расходуется адаптаци¬онная энергия, которая, по представлениям Ганса Селье, имеет ограниченный запас и не восполняется, по мне¬нию же другого ученого, Бернарда Голдстоуна, по мере рас¬ходования она восполняется. Человек становится агрес¬сивным, раздражительным, начинает борьбу с недугом.
Стадии стресса тоже архаичны и мало контролируются нашим сознанием — тревожная мобилизация при угрозе, устойчивое напряжение всех систем для противостояния опасности (для бегства ради спасения или для мобилизации для нападения) и последующее истощение ресурсов.
Для того чтобы справиться со стрессом, нужно очень хорошо понимать его природу.
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
— Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров
— Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством
— Коммуникативный — это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении, привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой, коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).