Криминалистика Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему История возникновения органов,осуществляющих правоохранительную деятельность в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ 7
1.1. Возникновение и развитие полиции в Российской Империи 7
1.2 Формирование и деятельность органов полиции в РСФСР, СССР и постсоветский период 15
1.3. Понятие и сущность правоохранительной деятельности 22
Вывод по главе 1 29
ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 31
2.1 Структурно-содержательные характеристики правоохранительной системы России 31
2.2 Становление современной правоохранительной системы России 35
Вывод по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью проблем, связанных с формированием и развитием институтов правового государства в России в контексте современных преобразований. Кардинальные политические и экономические изменения, происходящие в стране, необходимость преодоления негативных явлений, сопровождающих возвращение России на мировую арену с ее идеалами правового государства и гражданского общества, обусловливают необходимость модернизации всей государственно-правовой системы. Реформа не может не затронуть правоохранительную систему как важный структурный компонент.
Трансформация личных предпочтений и потребностей, интересов общества, изменение ценностных ориентиров, изменение стереотипов индивидуального поведения привели к усилению правового нигилизма, росту девиантных проявлений, формированию теневого права. Процессы децентрализации и борьбы за власть привели к снижению эффективности механизма правового регулирования и функционирования государства. В то же время провозглашение задач, связанных со строительством правового государства в России, требует повышения уровня обеспечения и защиты прав и свобод личности, защиты ее прав путем укрепления законности.
В сложившихся условиях реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности функционирования правоохранительной системы, становится неотъемлемой составляющей реформы. Однако предпринятые шаги не гарантируют положительного результата. Правоохранительная система остается громоздкой, недостаточно приспособленной для решения новых стратегических задач, стоящих перед ней. Несмотря на растущий потенциал правоохранительных органов, их работа порой неэффективна, порой отсутствуют адекватные правовые инструменты противодействия экстремизму, национализму и общеуголовной преступности.
Решение насущных проблем невозможно без укрепления всех звеньев и институтов правоохранительной системы страны, ее адаптации к процессам становления правового государства в России. В связи с этим для серьезного научного переосмысления его структурно-содержательных и функциональных свойств, а также особенностей и закономерностей развития в контексте реформирования необходимо выработать единый, логически непротиворечивый научный подход. В его рамках можно было бы сформулировать как основные цели, так и приоритетные направления совершенствования правового регулирования правоохранительной деятельности, модернизации правоохранительной системы, совершенствования ее оснащения.
Степень научной разработанности темы. Теоретическая база для изучения функционирования государственной правоохранительной системы сформировалась в работах А. С. Автономова, И.Ф. Амельчакова, А.В. Безрукова, А. Н. Бикташевой, А. Д. Градовского, И.В Гурлева, В.И. Майорова, Т.А. Орнатской и др.
В этот период были сформулированы основные исследовательские парадигмы, а также сформированы концептуальные представления о понятии, содержании и особенностях эффективного функционирования государственной правоохранительной системы. Между тем в современных условиях концепция функционирования правоохранительной системы претерпела изменения, в результате чего возникла необходимость теоретического осмысления всего комплекса вопросов, связанных с данным явлением.
Вопрос об особенностях и закономерностях развития и функционирования правоохранительной системы, обусловленный именно ее свойствами как сложного, внутренне неоднородного целостного образования, в том числе применительно к современному этапу развития, связанному с построением правового государства в России, не ставился как самостоятельный на монографическом уровне и не исследовался.
Объектом исследования является правоохранительная система как сложное целостное образование, выступающее в качестве относительно обособленного компонента государственно-правовой системы.
Предметом исследования являются закономерности и поведение реформируемой правоохранительной системы России на различных этапах исторического развития, характер изменений, происходящих в реформируемой системе, и значение таких изменений для развития государственно-правовой системы в целом.
Целью исследования является выявление особенностей реформирования отечественной правоохранительной системы в условиях построения правового государства.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи;
2. определить особенности формирования и деятельности органов прокуратуры в РСФСР, СССР и постсоветский период;
3. изучить понятие и сущность правоохранительной деятельности;
4. рассмотреть структурно-содержательные характеристики правоохранительной системы России;
5. проанализировать становление современной правоохранительной системы России
Методологическая основа исследования определяется его целью и задачами. В своей работе мы, прежде всего, опираемся на положения общей теории систем и системного подхода. Кроме того, в исследовании широко использовался диалектический метод познания, другие общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, абстрагирование. Используются специальные методы исследования, в том числе историко-правовое, формально-правовое, нормативное моделирование.
Нормативной базой исследования явились: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, определяющие организацию и функционирование органов государственной власти в правоохранительной сфере.
Научная новизна заключается в том, что предпринята попытка рассмотреть отечественную правоохранительную систему с точки зрения тех изменений, которые претерпевают ее структурно-содержательные свойства и функциональные характеристики в контексте реформирования, а также с точки зрения законов и особенностей, характеризующих ее развитие в соответствующих условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют преодолеть некоторые ограничения существующих представлений о возможностях, механизмах, путях и средствах реформирования отечественной правоохранительной системы в современных условиях. Полученные выводы и обобщения дополняют и расширяют знания по ряду разделов теории права и государства.
Практическая значимость заключается в том, что использование материалов, синтезированных в объеме исследования, представляется полезным в процессе дальнейшей научной работы, направленной на изучение теоретических и прикладных вопросов, связанных со становлением правоохранительной системы в контексте построения правового государства в нашей стране.
Структура определяется научными целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги исследования, нужно подчеркнуть, что на сегодняшний день, характеризующиеся стремлением к построению правового государства и демократизации общественных отношений в России, правильное понимание сущности правоохранительной системы, механизма ее функционирования является самым важным фактором, благоприятствующим увеличению эффективности деятельности, нацеленной на обеспечение и защиту прав и свобод личности, интересов государства и общества.
В силу трудности, неоднородности содержания и структуры правоохранительной системы получение теоретически и почти значимых результатов во время ее изучения во многом зависит от правильного выбора методологических предпосылок и принципов анализа. Необходимым методологическим условием изучения вопросов, которые связаны с защитой верховенства права и функционированием органов, которые осуществляют его, необходимо признать системный подход. Именно его применение помогает в наибольшей степени полно и всесторонне рассмотреть свойства правоохранительной системы, те внешние и внутренние связи и отношения, наличие которых, в свою очередь, оказывает влияние на ее функционирование.
Реализация системного подхода в исследовании подразумевает не только лишь анализ содержания элементов, которые входят в структуру, но и выявление характера взаимосвязи между ее компонентами и звеньями, мере согласованности последних во время функционирования. Важно учесть, что системные свойства и содержательные характеристики правоохранительной системы определяются действием весьма различных факторов, которые различны по характеру, содержанию и механизмам действия.
Системный подход подразумевает, в первую очередь, отношение к правоохранительной системе как к целостному, сравнительно самостоятельному, изолированному явлению в ее среде. Между тем трудность системного представления обусловлена тем, что данное явление не обладает целостностью, физически выраженной в пространстве и времени. Говорить о правоохранительной системе как о специфической можно только лишь в эпистемологическом аспекте, когда характеристика внешних и внутренних отношений и связей во время обеспечения правопорядка помогает увидеть либо осмыслить в этом явлении целостность общественной жизни со всеми присущими системе признаками.
Правоохранительная система по собственным структурным особенностям является механической системой, но, выступая в качестве составной части государственно-правовой системы, она оказывается частью органической системы. В итоге развитие правоохранительной системы становится противоречивым, а ее поведение в условиях реформирования становится сложно прогнозируемым. По этой же причине последствия реформирования правоохранительной системы для развития и функционирования государственно-правовой системы в целом и ее отдельных компонентов, органически связанных с правоохранительной деятельностью, не всегда предсказуемы.
Противоречивость правоохранительной системы усиливается за счет неоднородности составляющих ее компонентов.
Становление правоохранительной системы в России — это продолжительный исторический процесс. Первым по времени можно считать создание институциональной составляющей, которое, в свою очередь, начинается в конце XV века, когда создаются профессиональные институты, деятельность которых, в свою очередь, была нацелена на защиту верховенства права.
Во время функционирования правоохранительной системы, в силу самой ее специфики, самой значимой является институциональная составляющая. Во время реформирования в качестве объекта целенаправленного влияния может быть выбран какой угодно компонент либо несколько компонентов. Отечественный опыт реформирования иллюстрирует, что оно, в первую очередь, оказывается связанным с мерами, которые направлены на преобразование правовой и институциональной составляющих правоохранительной системы. Это в полной степени является характерным для современного этапа развития российского государства.
Исторически сложилось соотношение между масштабом и характером проблем, которые, в свою очередь, подразумевается решать путем модернизации отечественной правоохранительной системы, и глобальным характером самих реформ. Во всех тех случаях, когда реформа рассматривается в качестве одного из средств преодоления общесистемных кризисов, которые связаны с недостаточно эффективным функционированием государственно-правовой системы в целом, она носит самый радикальный характер. Тем не менее, даже наиболее радикальные преобразования в структуре правоохранительной системы, принципах организации ее отдельных компонентов сами по себе не обеспечивают увеличения эффективности функционирования государственно-правовой системы.
Изменения правоохранительной системы, осуществлявшиеся на разных исторических этапах, как правило, имели неоднозначные результаты. Невзирая на позитивные моменты, почти не изменилось дублирование полномочий, распределение обязанностей между органами, не связанными с правоохранительной деятельностью, отсутствие профессиональной подготовки, коррупция государственных служащих, отсутствие совершенной системы нормативно-правовых актов, необходимой материально-технической поддержки.
В постсоветский период необходимость реформирования правоохранительной системы определяется тем, что в контексте постановки задачи построения правового государства в России и возникновения, а кроме того развития структур гражданского общества требования к функционированию рассматриваемой системы значительно меняются.
Правоохранительная система России, невзирая на свою индивидуальность и специфику, построена по образу системы, существовавшей в Советском государстве. Будучи полноправной наследницей, она не избежала недостатков, присущих ее предшественнице. Одновременно к до этого существовавшим недостаткам добавились новые недостатки, которые обусловлены совершением несовершенных государственных реформ.
В контексте построения правового государства в России правоохранительная система выполняет несколько функций. С одной стороны, это объект реформы. С другой стороны, преобразования, происходящие в правоохранительной системе, выступают как фактор формирования правового государства: действуя как часть, правоохранительная система оказывает влияние на целое, заставляя его перестраиваться.
Рассматривая правоохранительную систему как объект реформирования, нужно учесть, что к совершенствованию каждого из ее компонентов обязан использоваться индивидуальный подход. Применение универсальных приемов и средств не представляется возможным в силу различия содержательных, структурных и функциональных характеристик компонентов, их различной значимости для обеспечения эффективного функционирования правоохранительной системы, а кроме того разного состояния и меры ее соответствия задачам построения правового государства на современном этапе.
Реформирование правоохранительной системы не необходимо рассматривать как средство построения правового государства в России, так как таковое оно не является фактором, определяющим развитие права и государства.
Создание правового государства в России на сегодняшний день зависит не такое количество от укрепления правоохранительной системы, увеличения ее функциональности, сколько от частных функциональных и качественных преобразований элементов правоохранительной системы.
Сформулированные рекомендации и выводы не являются несомненными и окончательными. Тем не менее, мы считаем, что их рассмотрение будет благоприятствовать последующему изучению правоохранительной системы, а кроме того ее совершенствованию на сегодняшний день построения правового государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

1.1. Возникновение и развитие полиции в Российской Империи
Несмотря на рост исследовательского интереса, проблема периодизации истории российской полиции до сих пор остается дискуссионной.
Выделяются два этапа в развитии русской полиции: первый — до начала XVIII века, второй — до февраля 1917 года. Границы этих этапов определяются в первом случае петровскими реформами, во втором — падением монархического строя и упразднением полиции.
В.К. Иванов фиксировал четыре этапа:
 первый (1718-1761 гг) — с момента основания регулярной полиции в России по указу Петра I;
 второй (1762-1801) связан с формированием регулярной полиции в уездах;
 третий (1802-1861 гг.) охватывал период от образования Министерства внутренних дел до масштабных реформ общей полиции, вызванных отменой крепостного права;
 четвертый (1861-1917)-до распада Российской Империи .
Указанные варианты периодизации вряд ли можно считать идеальными, поскольку в первом случае радикальные изменения, произошедшие в структуре полиции во второй половине XVIII века, не нашли отражения.
Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, можно предложить следующий вариант периодизации истории российской полиции.
Первый этап — первая половина 16 века. — 1718. Нижняя граница этого этапа обусловлена формированием разбойничьих, земских, судебных, крепостных приказов, а также губных изб как первых государственных органов, в деятельности которых правоохранительная функция выступала в качестве основной. До появления этих органов полицейские функции в той или иной степени выполнялись всеми государственными органами и церковью.
В то же время следует отметить, что создание этих органов не означало полной передачи им правоохранительных функций, часть которых оставалась в руках других элементов государственного аппарата. Например, Посольский приказ занимался правоохранительной деятельностью и борьбой с преступностью на территории Мещанской слободы (Москва).
На данном этапе функции расследования, рассмотрения дела по существу и исполнения приговора еще не были разделены и выполнялись одними и теми же органами.
Появившийся в 1539 году приказ о разбое был центральным правительственным учреждением, ведавшим расследованием и судебным разбирательством наиболее опасных преступлений. Его юрисдикция распространялась на всю территорию Московской Руси, за исключением самой столицы и Московского уезда, где полицейские функции были возложены на земский приказ .
Разбойный приказ просуществовал до ноября 1683 года, когда его переименовали в Сыскной, упраздненный, в свою очередь, в 1701 году.
В 1654 году был образован Тайный приказ, наделенный весьма широкой компетенцией — от поиска полезных ископаемых до расследования важных политических преступлений. В то же время он был и личным кабинетом царя Алексея Михайловича.
Определение в качестве верхней границы первого периода 1718 года связано с реформами Петра I, в частности с учреждением 25 мая 1718 года в Петербурге должности генерал-обер-полицмейстера, в которой была образована главная канцелярия полицмейстеров.
На втором этапе (1718 — 1782 гг.) в городах Российской Империи были сформированы независимые от местных властей полицейские управления, в том числе Московская полицейская канцелярия (1722 г.).
На полицию, созданную Петром I, возлагались задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения санитарной и пожарной безопасности и др .
Кроме того, для Петра I полиция стала важнейшим средством дальнейших преобразований, ломающих старый порядок и организующих новую жизнь. Стремясь регулировать каждый шаг своих подданных, Петр I сделал полицию инструментом тотального контроля над ними .
Полиция контролировала домашние расходы, избегая чрезмерной роскоши и расточительства, а также воспитания детей. Задачи полиции наиболее полно были определены в Уставе главного магистрата 1721 года, в котором говорилось, что полиция есть душа гражданственности и всех добрых порядков и основной костяк человеческой безопасности и удобства.
Полиция первоначально возникла как военизированная организация, поэтому армейские офицеры обычно переводились на службу в полицию. Из унтер-офицеров и старших солдат, выполнявших рекрутские обязанности, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в полевых войсках, комплектовались нижние полицейские чины. Нередко военные отряды направлялись на помощь полиции для решения каких-либо неотложных задач (например, поимки опасных преступников).
Население привлекалось также в качестве службы по поддержанию общественного порядка-по одному человеку с каждых десяти дворов («десятка») и старшему над ними — по одному человеку с каждых ста дворов («сотский»). Необходимость этой меры обусловлена очень низкой численностью сотрудников полиции. Достаточно взглянуть на штат главной полицейской канцелярии, в которую в 1727 году входили:
 генерал-лейтенант-1;
 обер-полицмейстер-1;
 асессор — 1;
 секретарь — 1;
 переводчик — 1;
 писари — 3;
 подпоручики-6;
 переписчики — 6;
 прапорщик — 1;
 сержанты — 3;
 капралы — 4;
 солдаты — 33;
 барабанщики — 3;
 плечевой мастер — 1 .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы