Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Исследование стрессоустойчивости фельдшеров скорой медицинской помощи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ФЕЛЬДШЕРА СМП 6
1.1. Анализ понятия «стрессоустойчивость» в исследованиях ученых 6
1.2. Агрессивные факторы профессиональной среды в деятельности фельдшера СМП 9
1.3. Особенности совладания с профессиональным стрессом 14
1.4. Проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников скорой помощи как специалистов экстремального профиля деятельности 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 28
2.1. Организация и проведение процедуры исследования: цель, задачи, психодиагностический инструментарий 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
ВЫВОД ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития общества в условиях предъявления требований к качеству и производительности труда возникает все больше и больше стрессовых производственных ситуаций. Все возрастающие требования к качеству работы, ненормированный рабочий день, отсутствие выходных и перерывов, ведут к постоянной психологической нагрузке.
В условиях значительной психоэмоциональной напряженности в современном российском обществе, а также в ситуации высокой социально-экономической неопределенности проблема исследования стрессоустойчивости становится особо актуальной. Актуальность обращения к проблеме исследования стрессоустойчивости фельдшеров скорой медицинской помощи обусловлена также и все более возрастающими общественными требованиями к личности медицинских работников экстремального профиля. Прежде всего это касается представителей тех профессий, чья деятельность нередко протекает в напряженных, конфликтных и экстремальных ситуациях. К представителям данных профессий относятся и фельдшеры скорой медицинской помощи. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере данной категории медицинских работников, довольно противоречивы: наряду с эмпатией, они должны сохранять эмоциональную устойчивость. Личностные противоречия между требуемой от фельдшера мобильностью и наличие негативных психических состояний, проявляющихся напряжением, переутомлением, могут явиться предпосылками развития синдрома эмоционального выгорания, истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов.
На современном этапе развития общества также остро возникает проблема совладания со стрессами в профессиональной деятельности. Нарастающие требования в трудовых организациях обусловливают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения. Отсутствие социально-адаптивных стратегий поведения у работников диктует необходимость поиска новых подходов и современных моделей совладания с профессиональными стрессами. Недостаточно разработанными до настоящего времени являются существующие модели, основанные на социально-поддерживающих ресурсах среды. В контексте «человек-среда» стрессовые ситуации приобретают важную роль составляющих элементов социальной действительности. Учеными установлено, что особенности ситуации, воспринимаемый контроль над ней и особенности личности индивида выступают главными факторами, определяющими стили и стратегии копинг-поведения.
Теоретической базой исследования стали транзакциональная теория совладающего поведения (Лазарус, Фолкман); отечественный подход к психологическому совладанию с трудными (стрессовыми) жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова); субъектно-деятельностный подход к изучению социально-психологических явлений (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.А. Петровский), теории стресса и копинга в кризисных ситуациях (Б.Д. Карвасарский, Л.А. Китаев-Смык, Г. Селье и др.).
Цель: изучение особенностей стрессоустойчивости фельдшеров бригады СМП с разным опытом работы.
Объект исследования: стрессоустойчивость в профессиональной деятельности фельдшеров СМП.
Предмет исследования: особенности совладания с профессиональным стрессом в контексте профилактики СЭВ.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют различия в восприимчивости к организационному стрессу, в проявлениях СЭВ, а также в стратегиях совладания с профессиональными стрессами у фельдшеров скорой медицинской помощи в зависимости от стажа работы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований по проблеме стрессоустойчивости.
2. Охарактеризовать агрессивные факторы профессиональной среды в деятельности фельдшеров СМП.
3. Описать особенности совладания с профессиональным стрессом.
4. Рассмотреть специфику формирования СЭВ у сотрудников скорой помощи как специалистов экстремального профиля деятельности.
5. Изучить особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов
6. В рамках эмпирического исследования выявить особенности стрессоустойчивости фельдшеров СМП с разным стажем работы и дать анализ и интерпретацию полученным результатам.
7. Разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивости и профилактике СЭВ у фельдшеров скорой медицинской помощи.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические: анкетирование; опрос; качественный и количественный анализ.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностями использования полученных результатов для решения комплекса организационно-управленческих задач, связанных со снижением уровня стрессоустойчивости фельдшеров бригады СМП. Результаты исследования могут быть востребованы в организации базового образования по специальности Лечебное дело и дополнительного профессионального образования по направлению «Скорая медицинская помощь».
Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих параграфы, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме позволил достичь цели исследования и решить поставленные задачи.
В первой главе рассматривались особенности стрессоустойчивости и совладания со стрессом в профессиональной сфере фельдшеров скорой медицинской помощи. Профессиональная деятельность фельдшеров СМП обусловлена целым комплексом стрессогенных факторов, что предопределяет развитие высокого уровня психического напряжения, и повышает риск развития синдрома эмоционального выгорания. Работа фельдшера службы скорой медицинской помощи связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях.
Факторы профессиональной среды, негативно влияющие на психоэмоциональное состояние фельдшеров СМП, способствуют снижению стрессоустойчивости. Помимо воздействия таких неблагоприятных факторов, как высокое нервно-психическое напряжение, повышенная ответственность, ситуации проблемного общения с пациентами и их родственниками, отсутствие необходимого оборудования, необходимости быстрого выполнения инвазивных медицинских манипуляций и т.д., фельдшерам необходимо сохранять спокойствие и сдерживать эмоции даже в самых экстремальных ситуациях, что необратимо приводит к истощению психоэмоциональных ресурсов и вызывают риск формированию синдрома профессионального выгорания.
Среди особенностей переживания стресса у фельдшеров СМП вне зависимости от стажа работы являются такие аспекты, как проявление тревоги и депрессии, переживания психотравмирующих обстоятельств, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, развитие психовегетативных и психосоматических нарушений. С опытом работы у фельдшеров СМП все больше актуализируется эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность. Основными симптомами, формирующими профессиональное выгорание у медицинских работников службы скорой помощи, являются усталость, утомление, истощение; психосоматические проблемы и т.д.
Вторая глава была посвящена проведению эмпирического исследования по исследованию совладающего поведения у фельдшеров скорой медицинской помощи.
Анализ результатов исследования совладающего поведения в стрессовых ситуациях свидетельствует о наличии различий в применении доминирующих копинг-стратегий совладающего поведения у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год и 3 года. Проблемно-ориентированный копинг более выражен у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год. Так же отмечаются более высокие показатели эмоционально-ориентированного копинга как дезадаптивного варианта совладания со стрессом. При работе у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год более выражены стратегии копинг-реагирования по типу уклонения и отрицания проблем. Негативной тенденцией характеризуется и обращения к средовым ресурсам при совладании со стрессами. Шкалы «отвлечение» и «социальное отвлечение» у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год представлены более низкими показателями, чем у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 3 года. В целом более высоким уровнем значимости характеризуются неадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессом у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год.
Средние индексы организационного стресса отображают практически одинаковое воздействие рабочих стрессоров у фельдшеров с разным стажем работы, но у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год резистентность к стрессам характеризуется меньшей устойчивостью. Общая толерантность к стрессу у испытуемых находится на низком уровне. Доминирующими субшкалами являются «активность и продуктивность» и «широта интересов» — у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 3 года; и «активность и продуктивность», «гибкость поведения» и «широта интересов» — у фельдшеров скорой помощи с опытом работы 1 год.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ФЕЛЬДШЕРА СМП

1.1. Анализ понятия «стрессоустойчивость» в исследованиях ученых

В современной научной литературе опубликовано много исследований, специально посвященных психологической проблематике стресса и стрессоустойчивости, либо так или иначе касающихся ее. В последние годы все больше работ посвящаются психологической проблеме стресса. Ранее публикации, посвященные проблеме стресса, были направлены на физиологические и медицинские аспекты [20].
Г. Селье выделены адаптивные функции стресса с неспецифическими реакциями адаптации: тревоги, резистентности, истощения. Ресурсы организма служат своеобразной адаптационной энергией. В условиях экстремальной ситуации устойчивость к стрессу обеспечивается благодаря высокому уровню мастерства, направленности личности и готовности человека к активным действиям [47].
Вводя понятие «переживание» в категориальный аппарат теории деятельности, Ф.Е. Василюк в монографии «Психология переживания», ставит вопросы, связанные с пониманием природы критических ситуаций, порождающих необходимость в переживании [11]. Критическая ситуация понимается автором как ситуация невозможности, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).
Единый подход к определению стрессоустойчивости отсутствует, и разные авторы интерпретируют данное понятие по-своему. В психологическом словаре стрессоустойчивость описывается как совокупность личностных качеств, которые позволяют работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, которые обусловлены особенностями профессиональной деятельности, без особых негативных последствий как для деятельности и здоровья, так и для окружающих.
По мнению С.В. Субботина, стрессоустойчивость представляет собой комплексную индивидуально-психологическую особенность, которая основана на особой взаимосвязи между разноуровневыми свойствами индивидуальности, что обеспечивает гомеостаз системы (психологический, физиологический и биологический), а также способствует обеспечению оптимального взаимодействия субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности [4]. Под термином «стрессоустойчивость» понимаются также такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. Этот взгляд на феномен стрессоустойчивости является довольно распространенным.
Б.Х. Варданяном и С.В. Субботиным рассматривается идея относительно двойственной природы стрессоустойчивости как свойства, влияющего на эффективность деятельности (с точки зрения успешности и неуспешности), в связи с чем саму стрессоустойчивость можно охарактеризовать как личностный и деятельностный показатель.
Б.Х. Варданян стрессоустойчивость интерпретирует как личностное свойство, способствующее гармоническому соотношению специфическому взаимодействию совокупности компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных в условиях эмоциогенной ситуации, содействующих более эффективному выполнению деятельности [10].
А.А. Барановым также отмечается, что феномен стрессоустойчивости необходимо рассматривать, в первую очередь, с функциональных позиций, как характеристику, оказывающую воздействие на эффективность (успешность) деятельности, что подчеркивается и в работах Н.В. Суворовой [6].
О.В. Лозгачевой стрессоустойчивость интерпретирует как комплексное свойство индивида, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к влиянию экстремальных внешних и внутренних факторов в ходе жизнедеятельности, а также обусловлено уровнем активации ресурсов организма и психики, и проявляется в функциональных показателях работоспособности [31].
Ли Канг Хи при определении стрессоустойчивости основной акцент делает на интерпретацию данного феномена как психофизического состояния человека, которое способствует обеспечению оптимальной адаптации к экстремальным условиям, и позволяет человеку разрешать все служебные и бытовые задачи без психофизических потерь, пребывая в состоянии психофизического равновесия [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы