Преподавание в начальной школе Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Использование проектной деятельности как способ развития творческой активности у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Сущность понятия «проектной деятельности» 6
1.2 Творческая активность младших школьников и ее развитие посредством проектной деятельности 12
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1 Диагностика творческой активности у младших школьников на констатирующем этапе исследования 24
2.2 Организация проектной деятельности на формирующем этапе исследования 31
2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов 36
2.4 Методические рекомендации по работе над проектом «Воздушный змей» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….48

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младшим школьникам. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период младшего школьного детства отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу и творческий характер, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Объект исследования: развитие творческой активности у младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность как способ развития творческой активности у младших школьников.
Цель исследования: исследовать проектную деятельность как способ развития творческой активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «проектной деятельности».
2. Изучить теоретические аспекты понятия творческая активность младших школьников и ее развитие посредством проектной деятельности.
3. Провести диагностику творческой активности у младших школьников на констатирующем этапе исследования.
4. Организовать проектную деятельность на формирующем этапе исследования.
5. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов исследования.
6. Представить методические рекомендации по работе над проектом «Воздушный змей».
Теоретическая и нормативная база работы.
Нормативные документы – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.
Образовательные программы – Программа развития универсальных учебных действий авторского коллектива под руководством А.Г. Асмолова.
Теоретико-методологические подходы – системно-деятельностный подход отечественной психолого-педагогической науки (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); психометрический подход (Дж. Гилфорд, С. Медник, Г. Миллар, Л. Репуччи, Е.П. Торренс); процессуальный подход (М. Вертгеймер, А. Осборн); личностный подход (К.Р. Роджерс).
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена глоссарием, введением, двумя главами, структурированными на параграфы, выводами по главам, заключением, списком использованных источников и приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило исследовать проектную деятельность как способ развития творческой активности у младших школьников.
Достижению цели исследования способствовало решение следующего перечня задач:
— была рассмотрена сущность понятия «проектной деятельности»;
— были изучены теоретические аспекты понятия творческая активность младших школьников и ее развитие посредством проектной деятельности;
— была проведена диагностика творческой активности у младших школьников на констатирующем этапе исследования;
— была организована проектная деятельность на формирующем этапе исследования;
— было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования;
— были представлены методические рекомендации по работе над проектом «Воздушный змей».
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что творческая активность у младших школьников будет развиваться успешно, если:
— учащиеся будут ознакомлены с методом проектов и основами ученического проектирования;
— будет разработана программа организации проектной деятельности в рамках учебной деятельности.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных представлений о содержании понятия «проектная деятельность»; в уточнении специфики понятия «творчество» и «творческая активность» применительно к младшему школьному возрасту.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена с целью оптимизации своей профессиональной деятельности в отношении стимулирования творческой активности младших школьников посредством метода проектов;
— студентами, обучающимися на педагогических специальностях, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и методических разработок.
Также необходимо отметить, что избранная тема исследования имеет научные перспективы. Так, с нашей точки зрения, было бы интересным рассмотреть другие средства стимулирования развития творческой активности у учащихся. Это исследование позволило бы взглянуть на тему более широко.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1 Сущность понятия «проектной деятельности»

Проектное обучение – это технология обучения, предполагающая достижение учащимися конкретного результата в ходе планомерного поэтапного выполнения специально организованной деятельности, связанной с выполнением учебного проекта.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, объединенная единой проблемой, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение результата.
Метод проектов зародился в конце XIX века на базе теоретических концепций прагматической педагогики. Основоположниками его считаются Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрика. Впервые метод проектов был реализован в школах США и далее использован на различных ступенях обучения .
В настоящее время в рамках концепции личностно ориентированной педагогики метод проектов преобразовался в целую технологию проектного обучения. 
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 
— самостоятельно и охотно добывают информацию из разных источников; 
— учатся использовать знания для решения конкретных практических задач; 
— приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 
— развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение) .
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие практико-ориентированной или социально значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. Важно учитывать не только оригинальность самой проблемы, но и оригинальность ее решения.
2. В основу выполнения проекта должна быть положена организация совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельности учащихся.
3. Завершенный проект должен содержать конкретные теоретические и практические результаты.
4. Реализуемые в настоящее время в практике обучения окружающего мира учебные проекты чрезвычайно разнообразны не только по тематике, но и типологическим признакам .
Проекты можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенный тип классификации проектов – по доминирующей деятельности: 
1. исследовательские;
2. творческие; 
3. игровые;
4. информационные; 
5. практико-ориентированные .
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования. 
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности детей – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. 
Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Результат достигается участниками в игровой ситуации и определяется только к моменту завершения действия. 
Информационные проекты направлены на сбор сведений о конкретном объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение. 
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный результат деятельности участников, который определяется их жизненно-практическими потребностями и интересами .
В практике современных образовательных учреждений используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, например, «Дерево», «По следам елочных игрушек».
2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например: сюжетно-ролевая игра «Морской круиз», «В гости к бабушке».
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.). Например: «Украсим группу к празднику», «Книжкина больница».
4. Творческие: (оформление результата в виде детского праздника). Например: детского дизайна («театральная неделя») либо «Подарок маме ко Дню 8 марта», «Новое окончание сказок» .
Метод проектов предполагает как индивидуальную, так и коллективную самостоятельную деятельность младших школьников, осуществляемую ими в течение определенного времени.
Проектная деятельность предполагает сотрудничество учащихся. В работе над проектом обычно принимают участие несколько учеников. Все они объединяются для общей работы, при этом каждый ребенок обладает различным уровнем подготовки и рядом индивидуально-личностных особенностей. Поэтому для достижения общей цели детям в проектной деятельности необходимо, прежде всего, найти общий язык и наладить межличностные отношения .
В таблице 1 представлены универсальные умения проектной деятельности. 

Таблица 1 – Универсальные умения проектной деятельности
Представляют собой: Включают в себя: Обеспечивают: Предполагают:
совокупность взаимосвязанных действий по осуществлению трех фаз проекта
Один из основных показателей развития детей.
знания фаз проектной деятельности, этапов и методов решения возникающих проблем, оснований выбора способа устранения затруднений, владение приемами рефлексивной самоорганизации.
развитие детей,
формирование предметных знаний, умений, навыков, развитие личностных качеств освоенные детьми действия на основе собственного опыта осуществления  проектной деятельности (трех ее фаз) в изменившихся условиях. здоровьесберегающее осуществление проектной деятельности и включают: умение проектирования своих действий, умение выполнения проекта,  умение представлять продукты проектной деятельности на основе рефлексии.
Формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Удовлетворение потребностей личности.
Формирование у детей способности устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач.
Развитие самостоятельности.

Использование проектной деятельности в процессе обучения младших школьников актуализировано не только успешным опытом новаторских образовательных учреждений, но и требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
В зависимости от целей проектной деятельности младших школьников различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться) .
Ведущей целью использования проектной деятельности в рамках проводимого исследования является формирование учебной мотивации у младших школьников. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность не только развивает познавательный интерес к различным областям знаний, но и формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность младших школьников носит коллективный характер, что позволяет ей выступать одним из эффективных средств развития межличностных отношений. 
Организация проектной деятельности позволит педагогу лучше познакомить учащихся друг с другом, снизить интенсивность конфликтов между отдельными детьми, раскрыться застенчивым детям. Выполнение общих поручений, достижение поставленной цели, совместная защита выполненного проекта позволяют детям сплотиться в единое целое, формируют командный дух. 
Выполнение совместного проекта позволяет школьникам осознать, что лишь совместные усилия и организация сотрудничества позволят достичь результата, а споры и конкуренция, напротив, лишь усложнят работу .
Проектная работа всегда включает определенную последовательность этапов.
В схеме (рис.1) представлена последовательность этапов проектной работы.
 
Рисунок 1 – Последовательность этапов проектной работы

Итак, проектная деятельность способна наделить младших школьников целым рядом навыков, одним из которых является навык совместной деятельности, межличностного взаимодействия в рамках реализации проекта. 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы