Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Использование кругового метода в спортивной тренировке по футболу для юношей 15-16 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ПО ФУТБОЛУ ДЛЯ ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ 6
1.1. Особенности спортивной тренировки по футболу 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности организма подростков, занимающихся футболом 12
1.3. Метод круговой тренировки футболистов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ПО ФУТБОЛУ ДЛЯ ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Особенности организация тренировки по футболу для юношей 15-16 лет посредством кругового метода 26
2.3. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема развития физических качеств у юных спортсменов приобретает в настоящее время всё большую актуальность в связи с частыми стрессами, гиподинамией, ухудшением экологической обстановки, что неизбежно ведёт к снижению физической и умственной работоспособности.
Одним из эффективных средств, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности — футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. В ряде исследованиях показано, что занятия футболом воспитывают такие качества, как воля, мужество, решительность, смелость, самообладание, чувство товарищества и др. Кроме того, занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности школьников — развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В последние годы проведены некоторые исследований по проблеме влияния занятий футболом на уровень развития перечисленных физических качеств.
Проблема подготовки полноценных спортивных резервов в футболе затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера. Причин такого положения много. По мнению Антипова А. В, Губы В.П, Тюленькова С. Ю одна из наиболее серьёзных – неудовлетворительная материально-техническая база спортивных школ. Другая причина – не менее важная — отсутствие целостной научной и практически обоснованной методики обучения юных футболистов. Люкшинов Н. М. отмечает медленное внедрение в тренировочный процесс наиболее передовых, прогрессивных тенденций и идей.
Научные исследования в области спорта позволили открыть и обосновать много явлений, разработать оптимальные программы и методы подготовки спортсменов, которые способствовали росту мастерства футболистов (Бриль М.С.; Talaga J.; Осташёв П.В.,; Zimmermann K.; Hirtz P.; Reilly; Bangsbo J.; Ljach W.; Starosta W.; Тюленьков С.Ю.; Шестаков М.П.; Голомазов С.В., Чирва В.Г.,; Stula A., ; Pearson A.; Ljach W., Witkowski Z., Žmuda W.; Лях В.И., Витковски З., Жмуда В.; Žmuda W.; Лисенчук Г.А.; Платонов В.Н.; Селуянов В.Н.; Федотова Е.В.;Годик М.А.; и др.).
В то же время подавляющее большинство исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и недостаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств, занимающихся футболом в школьных спортивных секциях. Кроме того, практически не изученной остаётся проблема развития физических качеств у подростков 15-16 лет, занимающихся футболом с использованием метода круговой тренировки.
Применение «круговой тренировки» может улучшить уровень общей физической подготовленности спортсменов, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность учебно-тренировочных занятий (до 30-40%), что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой тренировочной работы. Также преимущество круговой тренировки по сравнению с классической состоит в том, что она может выполняться как в спортивном зале, так и на открытом воздухе; со спортивным инвентарем, в тренажерном зале или без тренажеров. Такой метод подойдёт для начинающих спортсменов и профессионалов высокого класса. Наставники футбольных команд отдают предпочтение этому методу подготовки еще и по той причине, что он лучше всего подходит для тренировок в начале сезона и в зимний период времени, когда спортсмены тренируются в закрытых помещениях.
Несмотря на относительную изученность проблемы применения круговой тренировки для развития двигательных способностей, в частности скоростно-силовых, нами были обнаружены следующие противоречия:
− между значительным количеством средств скоростно-силовой подготовки и недостаточной информацией по их эффективности;
− между применением нагрузок скоростно-силового характера и неизвестностью реакции организма на их применение;
− между применением круговой тренировки скоростно-силовой направленности и технической подготовкой игроков.
Проблема: как в период начальной подготовки футболистов правильно использовать круговую тренировку, являющуюся элементом подготовки.
Цель исследования — явилось выявление эффективности содержания занятий спортивной тренировке по футболу для юношей 15-16 лет посредством кругового метода.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности спортивной тренировки по футболу.
2. Изучить анатомо-физиологические особенности организма подростков, занимающихся футболом.
3. Раскрыть метод круговой тренировки футболистов.
4. Рассмотреть методику использования кругового метода в спортивной тренировке по футболу для юношей 15-16 лет.
5. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследовании – процесс использования круговой тренировки в период начальной подготовки футболистов.
Применяемые методы исследования: Анализ научно-методической литературы. Педагогическое тестирование. Методы математической обработки результатов.
Заключение:
1. Современный футбол предъявляет к технической подготовке самые высокие требования. Как закономерность – возросший уровень футбола требует неуклонного совершенствования методов тренировки, повышения эффективности руководства тренировочным процессом посредством круговой тренировки. Большинство специалистов отмечают отсутствие обстоятельных теоретических разработок. Но исходя из анализа существующих методик можно сделать вывод, что основы всех важнейших качеств технической подготовки закладываются в течение детско-юношеского возраста. Этот период отличается большим объемом учебно-тренировочной работы. Тренировки носят разнообразный характер, как по содержанию, так и по нагрузке.
2. Проведенное исследование показало эффективность экспериментальной методики для футболистов юношей 15-16 лет. Это доказывают следующие показатели технической подготовленности, полученные в ходе эксперимента:
«владение мячом в условиях дефицита пространства (0,5)» в контрольной группе прирост составил 0,47%, в экспериментальной – 5%; «владение мячом в условиях дефицита пространства (0,25)» в конце эксперимента результаты в ЭГ увеличились на 5,5% тогда как в контрольной – на 10,75%. Межгрупповая разница достоверна (Р<0,05).
Прирост результата в «бег с изменением направления движения вправо» 0,69% и 3,2% КГ и ЭГ соответственно. Разница результата в «бег с изменением направления движения влево», по сравнению с началом эксперимента, равна 0,66% в контрольной группе и 5,09% – в экспериментальной группе. Межгрупповая разница достоверна (Р<0,05).
Прирост результатов в «беге без мяча» был следующим: в КГ – 1,11%, в ЭГ – 7%; в «беге с мячом» наблюдался прирост в обеих группах, он составил 0,89% и 3,4% КГ и ЭГ соответственно. Межгрупповая разница достоверна (Р<0,05).
В тесте «полоса препятствия без мяча» разница результата по сравнению с началом эксперимента, равна 0,30% в контрольной группе и 5,8% – в экспериментальной группе. Межгрупповая разница достоверна (Р<0,05). В тесте «полоса препятствия с мячом» разница результата по сравнению с началом эксперимента, равна 0,64% в контрольной группе и 4,61% – в экспериментальной группе. Межгрупповая разница достоверна (Р<0,05).
3. Экспериментальная методика с применением специально подобранных упражнений, выполняемых с использованием метода круговой тренировки, позволило улучшить показатели.
В итоге проведения педагогического эксперимента по показанию теста «Владения мячом в условиях дефицита пространства (0,5)» мы получили достоверно значимое различие между КГ и ЭГ (t = 2,4; Р<0,05). Средний результат контрольной группы составил 8,39 сек., в экспериментальной – 8,03 сек.
В показателях «Владения мячом в условиях дефицита пространства (0,25)» мы также получили достоверно значимое различие между контрольной и экспериментальной группой (t = 2,21; Р<0,05). Средний результат контрольной группы составил 9,25 сек., в экспериментальной – 8,83 сек.
Анализ итоговых результатов в «Бег с изменением направления движения вправо» показывает статистически значимое превосходство экспериментальной группы над контрольной по данному показателю (t = 2,09, Р<0,05). Среднее время выполнения данного тестового задания в экспериментальной группе составило 8,36 сек., в контрольной 8,59 сек.
В показателях «Бег с изменением направления движения влево» нами выявлено достоверно значимое различия между контрольной и экспериментальной группой (t = 3,16; Р<0,05). Средний результат контрольной группы составил 8,99 сек., в экспериментальной – 8,61 сек.
При сравнении среднего времени в показателе «Бег без мяча» мы также получили достоверные отличия в контрольной и экспериментальной группе в конце эксперимента (t = 2,78; Р<0,05). Средний результат контрольной группы составил 6,32 сек., в экспериментальной – 5,93сек.
При сравнении среднего времени в показателе «Бег с мячом» мы также получили достоверные отличия в контрольной и экспериментальной группе в конце эксперимента (t = 2,29; Р<0,05). Средний результат контрольной группы составил 7,76 сек., в экспериментальной – 7,37 сек.
В тесте «Полоса препятствия без мяча» выявлено достоверно значимое различие между контрольной и экспериментальной группой (t = 5; Р<0,05). Средний результат контрольной группы составил 22,71 сек., в экспериментальной – 21,6 сек.
В тесте «Полоса препятствия с мячом» результат в экспериментальной группе составил 26,93 сек., в контрольной – 28,0 сек. (t = 2,37; Р<0,05).
Поставленная цель достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ПО ФУТБОЛУ ДЛЯ ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ
1.1. Особенности спортивной тренировки по футболу
Футбол представляет собой игровой вид спорта, в котором одна команда, состоящая из 11 игроков (10 полевых и 1 вратарь), забить в ворота другой команды (также состоящей из 11 игроков) большее количество мячей за два тайма по 45 минут каждый. Иногда для выявления победителя назначаются два дополнительных тайма по 15 минут и пробиваются после матчевые пенальти [2].
Футбол как спортивная игра представляет собой очень эффективное и доступное средство развития всех физических качеств подростков. Важнейшей особенностью футбола является то, что он представляет собой универсальный вид физических упражнений. Занятия футболом оказывают одновременное влияние на двигательную и психическую сферу подростков. Выбор линии поведения в постоянно изменяющихся условиях игры предопределяет активное и широкое включение механизмов сознания в процессы регуляции и контроля. В результате чего увеличивается сила и подвижность нервных процессов, улучшаются функции регуляции деятельности всех систем организма центральной нервной системой и корой головного мозга. При этом игровой процесс отличается сложностью и многообразием движений, в которые как правило, могут быть вовлечены практически все мышечные группы, что способствует гармоническому ведущих физических качеств подростков [17].
Главной целью спортивной тренировки является подготовка спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов. В содержании спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая и психическая (Ж.К. Холодов, 2011).
Задачи, решаемые в процессе физической подготовки разнообразны, и поэтому конкретная формулировка каждой из них зависит от возраста и уровни подготовленности футболистов, период подготовки и т.п.
Существует три группы принципов, на которых основывается планирование процесса физической подготовки футболистов.
Во–первых, это пригодные для всех видов спорта общие принципы физической подготовки. Во–вторых, это принципы физической подготовки в спортивных играх (баскетболе, гандболе и др.). И, наконец, в–третьих, это специфические принципы физической подготовки футболистов [4].
Если суммировать все вышеизложенное, то к наиболее важным из них относят следующие:
1. Особенности физических качеств футболистов учебно-тренировочных групп.
2. Разумная индивидуализация средств и методов физической подготовки футболистов.
3. Цикличность процесса физической подготовки и использование в ряде циклов блоков типовых занятий.
Физическая подготовка футболиста – это многогранный процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающий благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную [9].
Цель общей физической подготовки (ОФП) – направлена на гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, функциональных возможностей организма в целом. Это достигается применением во время тренировки самых разнообразных физических упражнений и видов спорта, таких, как гимнастика, спортивные и подвижные игры, плавание, упражнения из тяжелой и легкой атлетики и др. А также не мало важные значение имеет общая разносторонняя физическая (ОРУ) подготовка. Общеразвивающие упражнения применяются в каждом занятии и на всех этапах и периодах подготовки и большого изменения в дозировках не претерпевают [25].
Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К таким упражнениям относятся: бег, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.
Цель специальной физической подготовки (СФП) – это развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта [14].
Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения. К таким упражнениям в футболе относится различные комбинации игроков, игра на удержание мяча или разыгрывание угловых и штрафных ударов.
Без разносторонней и хорошей физической подготовленности, каким бы талантливым, техничным и тактически грамотным не был футболист, он не достигнет высоких вершин. Команда не добьется успеха, если в ней физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола [12].
Во–первых, в каждом эпизоде игры несколько футболистов одновременно решают определенную игровую задачу. Для этого они должны выполнять согласованные по пространству, скорости и игровым действиям перемещения. Решить эту задачу игрового эпизода не удастся, если хотя бы у одного из них нет соответствующих функциональных возможностей, то есть физической подготовленности. Например, игрок со слабыми физическими кондициями не сможет выиграть в борьбе за мяч или не успеет опередить противника в борьбе за тактически выгодную позицию и т.п.