Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления с природой 6
1.1 Особенности ознакомления младших школьников с природой 6
1.2 Понятие информационно-коммуникационных технологий и их виды 13
1.3 Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе 23
Глава 2. Методика ознакомления младших школьников с природой посредством информационно-коммуникационных технологий 32
2.1 Изучение уровня сформированности знаний о природе у младших школьников 32
2.2 Условия использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой 36
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 44
Список литературы 46

  

Введение:

 

Введение

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и восприятие окружающего мира. Существенно меняется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются его любимые герои и увлечения.
В наше время существует немало методов и технологий ознакомления младших школьников с природой – как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода обучения и образовательной технологии, которые подходят и учителю, и обучающимся, является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые лучше всего отвечают уровню развития каждого ребенка.
Таким требованиям, по нашему мнению, отвечают информационно-коммуникационные технологии, представляющие собой сочетание информационных технологий с коммуникационными для решения различных задач современного образования.
Компьютерные технологии в обучении могут использоваться не только как средства автоматизации обучения и контроля качества подготовки, но и как инструмент для реализации новых дидактических подходов, которые актуализируют учебную деятельность, расширяют кругозор, развивают полезные практические навыки, способствуют формированию универсальных учебных действий школьника на основе включения в учебную деятельность средств и методов ИКТ.
Растущий поток общественной, научной и технической информации влияет на содержание обучения, затрудняет использование традиционных способов отбора материала, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебным материалом, который не имеет образовательного значения. В таких условиях особенно актуальными становится сформирование универсальных учебных действий учащихся посредством использования информационно-коммуникационных средств.
В последние годы возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе активно исследуются (Д.У. Бекенова [Бекенова, 2013], Е.А. Вылегжанина [Вылегжанина 2015], В.И. Деменцова [Деменцова 2015], Ю.А. Жук [Жук 2003], О.В. Мироненко [Мироненко 2015] и др.); особенности деятельности и общения в системе «педагог – ученик» с использованием информационно-коммуникационных технологий (А.И. Чаброва [Чаброва 2015], В.И. Деменцова [Деменцова 2015], Ю.А. Кузьминых [Кузьминыхъ 2014] и др.); вопросы информатизации общеобразовательной и высшей школы (Ю.А. Жук [Жук 2003], А.А. Пономарева [Пономарева 2013], А.А. Романкова [Романкова 2015], Р. Уильямс и К. Маклин [Уильямс 1998] и др.).
Актуальность проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой социально обусловлена изменениями в научной и производственной сферах, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения. Также актуальность данной работы связана с поиском эффективных форм и способов образования и воспитания подрастающего поколения.
Цель исследования заключается в выявлении условий использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
Объект исследования ‒ процесс ознакомления младших школьников с природой.
Предмет исследования ‒ условия использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
Задачи исследования:
1. Возрастным особенностям младших школьников.
2. Дать характеристику понятия информационно-коммуникационных технологий и их видов.
3. Описать специфику использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
4. Выделить условия использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
5. Разработать методику использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; собранный материал можно применять в практической деятельности учителя в начальной школе.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие «технологии в образовании» возникло давно и касается на современном этапе развития образования всех дисциплин в школе и высших учебных заведениях. Именно с помощью технологий входит в мировое пространство новая система образования.
В нашем понимании понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1-й аспект – научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующие педагогические процессы.
2-й аспект – процессуально-описательный: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов.
3-й аспект – процессуально-действующий: осуществление технологического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Образовательная технология предполагает собой управление дидактическим процессом, который содержит организацию деятельности учащихся, и контроль этой деятельности. Технология − объективный процесс эволюции образования. Анализ источников литературы позволил утверждать, что педагогическая технология является системным, концептуальным, нормативным, вариативным описанием деятельности педагога и его ученика, направленной на достижение общеобразовательной цели.
На эффективность разрабатываемой сегодня системы ознакомления младших школьников с природой будет влиять ее соответствие специфике возраста учащихся, социально-экологическому портрету современного учащегося начальной школы и выявления факторов, которые способствуют или препятствуют гармонизации взаимоотношений учащегося с окружающим миром.
Использование педагогом ИКТ в процессе ознакомления младших школьников с природой будут способствовать: во-первых, непосредственному общению ребенка с объектами природы, со сверстниками и со взрослыми, во время которого у нее будут воспитываться сочувствие, сопереживание, чувство любви к природе и к красивым поступкам в ней; во-вторых, познанию младшим школьником явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры роста и развития представителей растительного и животного мира; в-третьих формированию у детей экологической культуры, как элемента общей культуры личности.
Нами было проведено исследование уровня сформированности знаний о природе у младших школьников. Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек. Возраст испытуемых – 7-8 лет.
В качестве диагностической методики нами было выбрано наблюдение, которое проводилось в привычных для детей условиях на уроках окружающего мира. В результате диагностики на констатирующем этапе дети были распределены по трем группам: с высоким уровнем знаний о природе – 6 испытуемых (30%); со средним уровнем – 8 испытуемых (40%); с низким уровнем – 6 испытуемых (30%).
Применение ИКТ в работе с младшими школьниками позволило повысить уровень знаний учащихся о природе. Была выявлена положительная динамика: с высоким уровнем выявлено 10 испытуемых (50%) по сравнению с 6 младшими школьниками (30%) на этапе констатации; со средним уровнем – 6 испытуемых (30%) по сравнению с 8 младшими школьниками (40%) на этапе констатации; с низким уровнем – 4 испытуемых (20%) по сравнению с 6 младшими школьниками (30%) на этапе констатации.
Таким образом, мы считаем, что формирование знаний о природе у детей младшего школьного возраста должно осуществляться путем систематической и целенаправленной работы уроках курса «Окружающий мир» в младшей школе с использованием ИКТ.

  

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и восприятие окружающего мира. Существенно меняется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются его любимые герои и увлечения.
В наше время существует немало методов и технологий ознакомления младших школьников с природой – как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода обучения и образовательной технологии, которые подходят и учителю, и обучающимся, является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые лучше всего отвечают уровню развития каждого ребенка.
Таким требованиям, по нашему мнению, отвечают информационно-коммуникационные технологии, представляющие собой сочетание информационных технологий с коммуникационными для решения различных задач современного образования.
Компьютерные технологии в обучении могут использоваться не только как средства автоматизации обучения и контроля качества подготовки, но и как инструмент для реализации новых дидактических подходов, которые актуализируют учебную деятельность, расширяют кругозор, развивают полезные практические навыки, способствуют формированию универсальных учебных действий школьника на основе включения в учебную деятельность средств и методов ИКТ.
Растущий поток общественной, научной и технической информации влияет на содержание обучения, затрудняет использование традиционных способов отбора материала, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебным материалом, который не имеет образовательного значения. В таких условиях особенно актуальными становится сформирование универсальных учебных действий учащихся посредством использования информационно-коммуникационных средств.
В последние годы возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе активно исследуются (Д.У. Бекенова [Бекенова, 2013], Е.А. Вылегжанина [Вылегжанина 2015], В.И. Деменцова [Деменцова 2015], Ю.А. Жук [Жук 2003], О.В. Мироненко [Мироненко 2015] и др.); особенности деятельности и общения в системе «педагог – ученик» с использованием информационно-коммуникационных технологий (А.И. Чаброва [Чаброва 2015], В.И. Деменцова [Деменцова 2015], Ю.А. Кузьминых [Кузьминыхъ 2014] и др.); вопросы информатизации общеобразовательной и высшей школы (Ю.А. Жук [Жук 2003], А.А. Пономарева [Пономарева 2013], А.А. Романкова [Романкова 2015], Р. Уильямс и К. Маклин [Уильямс 1998] и др.).
Актуальность проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой социально обусловлена изменениями в научной и производственной сферах, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения. Также актуальность данной работы связана с поиском эффективных форм и способов образования и воспитания подрастающего поколения.
Цель исследования заключается в выявлении условий использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
Объект исследования ‒ процесс ознакомления младших школьников с природой.
Предмет исследования ‒ условия использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
Задачи исследования:
1. Возрастным особенностям младших школьников.
2. Дать характеристику понятия информационно-коммуникационных технологий и их видов.
3. Описать специфику использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
4. Выделить условия использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
5. Разработать методику использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления младших школьников с природой.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; собранный материал можно применять в практической деятельности учителя в начальной школе.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления с природой
1.1 Особенности ознакомления младших школьников с природой

В современных условиях остро встали перед человечеством экологические проблемы: загрязнение почв, воздуха, водоемов токсичными отходами, исчезновение многочисленного количества видов растений и животных, уничтожение озонового слоя и озоновые дыры, сохранения и появление генофонда и др. Главной причиной всех бед природы была и есть человек. Не осознавая своего места в окружающей среде, она вредит прежде всего себе и лишает возможности существования будущих поколений. На сегодня перед учителями стоит первоочередная задача экологического образования – знакомить подрастающее поколение с окружающей природной средой как залога ее сохранения. Ученики начальных классов более эмоциональны, и ближе к сердцу воспринимают проблемы других, а главное – могут сопереживать. В ознакомлении с окружающей средой ведущая роль принадлежит начальной школе, которая является одной из первых звеньев становления человека — гражданина. Основные черты характера личности формируются в раннем детстве, и общение с природой занимает ведущее место в ребенка младшего школьного возраста. Чтобы обеспечить эффективное формирование экологической компетентности у учащихся начальных классов, учителям необходимо выделить экологический потенциал в каждом учебном предмете. Ведущая роль принадлежит естественной сфере образования и урокам чтения, при изучении которых возможно формирование научной основы природоохранной деятельности младших школьников.
Проблемы ознакомления младших школьников с природой отражены в работах многочисленных педагогов А.М. Захлебний, И.Д. Зверева, И.А. Зязюна, А.Я. Савченко) и психологов (В. Вербицкого, С. Дерябо, В. Ясвина, Е.В. Гирусов, М.И. Дробнохода, В.В. Безрукова, Ф.С. Войно-Ясенецкого, А.Л. Дворкина, Н.Ю. Киселева) и др. Все эти исследования свидетельствуют о необходимости внесения определенных изменений в основные структурные компоненты экологического образования, которые будут отвечать логике формирование экологической компетентности учащихся начальных классов.
На сегодня ознакомление с природой изучается основательно с позиций психологии. Несоответствие организации пространственно-предметной среды человека к его психологической природы рассматривается в работах Ю.Г. Абрамова, А. Ковалева, К. Линч, А.М. Левочкин, Х. Мюррей, В. Мишель, М. Черноушек, Ю.М. Швалб и др. Учеными установлено, что наибольший деструктивное влияние пространственно-предметной среды на личность наблюдается именно в младшем школьном возрасте [Лихачев 1993].
Ознакомление с природой как высший уровень психического отражения естественной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексии относительно места и роли человека в мире природы, а также способность к саморегуляции данного отображения рассматривают в своих работах Д. Мельник, И. Павленко, Н. Кравец, В. Плешакова, Л. Ищенко, Н. Лысенко, Г. Тарасенко и др.
В структуре ознакомления с природой А.М. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина различают три относительно самостоятельных компонента: рациональный, чувственно-эмоциональной и поведенческой-волевой, которым соответствуют знания про природу, оценка состояния окружающей среды и экологически оправданное поведение [Захлебный 1984]. Ученые отмечают, что ознакомление с природой предполагает такую перестройку взглядов и представлений личности ученика, усвоенные им знания и нормы становятся одновременно нормой его поведения по отношению к природе. Л. Липовая, Т. Лукашенко, В. Малышев отмечали, что важным условием формирования экологической компетентности является превращение внешних мотивов и стимулов во внутренние мотивы личности, способствовать формированию природоохранной деятельности без контроля с внешней стороны. Надо довести до сведения тех, кто учится, что современные тенденции развития взаимодействия общества и природы подтверждают справедливость прогностической идеи нашего соотечественника В.И. Вернадского о становлении биосферы как сферы сознательного, гармоничного преобразования человеком природного окружения. Она несовместима с антропогенной деградацией природной среды. Поэтому одним из первых признаков создания ноосферы будет ликвидация опасности глобального экологического кризиса, сохранения жизни на Земле, оптимальный взаимосвязь всех компонентов природной, социальной и технологической сфер.
Как правило, в психолого-педагогической литературе ознакомление с природой связывают с приобретением учащимися:
а) системы знаний об окружающей среде (социальное и природное в их взаимосвязи и взаимозависимости),
б) практический опыт использования знаний для решения проблем окружающей среды на локальном и региональном уровнях;
в) прогнозированием соответствующего поведения и деятельности в профессиональной сфере и быту;
г) необходимостью общения с природой и желании лично участвовать в ее восстановлении и сохранении [Зудов 1997].
Ознакомление с природой способствует систематическому принятии решений по учету экологических последствий собственной деятельности, оказывает определенное влияние на окружающую среду. Если это влияние будет положительным, оно не нарушит хрупкой динамического равновесия в биосфере. Основой экологической компетентности являются экологические знания, опыт практической деятельности в окружающей среде.
Приобретенные знания являются личностными достоянием, они формируются в результате получения определенных типов информации. Такую информацию учащиеся получают во время обучения с занятий с естествознания.
Важным условием формирования знаний о природе является преобразования внешних мотивов и стимулов во внутренние мотивы личности, способствовать формированию природоохранной деятельности без контроля с внешней стороны. Надо довести до сознания учащихся, что современные тенденции развития взаимодействия общества и природы подтверждают справедливость прогностической идеи выдающегося ученого В.И. Вернадского о становлении биосферы как сферы сознательного, гармоничного преобразования человеком природного окружения. Она несовместима с антропогенной деградацией природной среды. Поэтому одним из первых признаков создания ноосферы будет ликвидация опасности глобального экологического кризиса, сохранения жизни на Земле, оптимальная взаимосвязь всех компонентов природной, социальной и технологической сфер [Симонова 2000].
Учитывая взгляды ведущих ученых, можно утверждать, что одной из важнейших задач современной школы является формирование у учащихся начальных классов основ рационального природопользования, умение видеть и прогнозировать экологические последствия, чувство ответственности перед нынешними и грядущими поколениями и др.
При описательном изучении природоведения интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает интересные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, она существует внутри природы и неотделим от нее [Ясвин 2000].
Связи между человеком и природой проявляются, прежде всего, в той разнообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, что в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и т.д.).
Знания о природе развивают эрудицию, мировоззрение, мышление, речь, волю, чувства, воображение, творческие и исследовательские способности, наблюдательность, экологическую культуру, положительные нравственные качества, навыки учебного труда, различные теоретические и практические способы деятельности, в частности способы познавательной деятельности, способствуют успешной адаптации в окружающей среде.
Получая определенную систему знаний по предмету, ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое образование воспитывается ответственное отношение к природе.
Ознакомление школьников с природой осуществляется путем сочетания различных форм работы:
1. Учебно-исследовательская деятельность:
− организация и проведение эколого-краеведческих экскурсий,
− организация и проведение опытов и мини исследований,
− выполнение практических задач.
2. Природоохранная деятельность:
− экологические акции,
− посадка зеленых насаждений,
− изготовление кормушек и скворечников,
− уход за растениями,
− экологические субботники,
− рейды по благоустройству парка, береговой зоны реки.
3. Учебно-просветительская деятельность:
− воплощение и защита Экопроекта,
− конкурсы рисунков, плакатов, листовок,
− конкурсы экологических сказок, стихов,
− выступления на общешкольных линейках,
− проведение тематических декад, недель,
− выпуск буклетов на природоохранную тематику,
− создание компьютерных презентаций [Гагарин 2000].
Поскольку для младших школьников доступным является эмоционально-эстетическое восприятие природной среды, то учитель находит способы слияния эмоциональных чувств в отношении к природе с познавательными задачами по ее изучения и практическими действиями с охраны. Во время сезонных экскурсий в природу учитель акцентирует внимание детей на характерных признаках каждого времени года, формирует чувство прекрасного, любовь к родному краю, навыки грамотного поведения в природе, оценки положительных и отрицательных действий человека относительно окружающей среды [Сбитнева 2016, с. 693-694].
Как показывает практика, ознакомление с природой должно обеспечиваться тесной связью школьного обучения с жизнью, что дает возможность лучше понять явления природы, их взаимосвязи, привлекает детей к активному участию в охране природы [Беседина 2012, с. 42].
В процессе отбора содержания материала для ознакомления с природой важным критерием является также его личностная значимость для учащихся. Реализация этого требования обеспечивается несколькими способами: привлечением учащихся к подбору данного материала для урока. Так, ученики могут делать (по собственному выбору) небольшие сообщения об охране местных растений, животных; подбирать иллюстрации, создавать рисунки. Еще один путь – свободный выбор учащимися соответствующих объектов для наблюдений с последующим обсуждением в классе их результатов; учета учителем содержания и объема познавательных интересов учащихся [БЭС 1993, с. 35].
Успешность процесса ознакомления с природой средствами учебной деятельности определяется совокупностью взаимосвязанных педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование природонаправленного материала в начальных классах, а именно:
1. Целеустремленность – подчиненность всей природоохранной работы общей цели, знания этой цели учителями и учениками, нетерпимость к стихийности в воспитании, наличие перспективы, проектирование уровня экологической культуры личности в соответствии с намеченной цели.
2. Связь с жизнью – систематическое ознакомление учащихся с экологической ситуацией в стране, привлечение их к посильному участию в общественно-полезной работе.
3. Преемственность – сочетание воспитания на уроке и во внеклассной работе, непрерывное формирование природоохранной культуры учащихся в общеобразовательном педагогическом процессе.
4. Единство педагогических требований школы, семьи и общественности – взаимоинформирование участников воспитательного процесса о результатах воспитательных воздействий, достижения в природоохранной деятельности.
5. Использование краеведческого материала – учет опыта учащихся в природоохранной деятельности родного края, органическую связь с природой родного края, наполнения экологического воспитания младших школьников национальным содержанием.
Выделяется три основных подхода по формированию знаний о природе у учащихся младших классов:
1. Создание особого пространства учебной и внеклассной деятельности, в котором ученик осуществляет субъективное открытие природных законов, явлений, закономерностей, усваивает механизм получения новых знаний. Ученик имеет возможность творческого участия в процессе овладения новыми природоведческими знаниями, формирование познавательных интересов и творческого мышления.
2. Игровой подход − это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных сложностей, «переживая» эти ситуации и способы их решения в учебном процессе.
3. Стратегический подход − это создание особого пространства учебной деятельности в котором ученик учится самостоятельно анализировать ситуации природоведческого толка [Буева 2001, с. 4-24].
Уроки природоведения, чтения, изобразительного искусства в начальной школе − это идеальный материал для создания проблемных ситуаций природоведческого толка.
Работа учителя начальных классов предусматривает расширение натуралистических взглядов младших школьников, поскольку именно знакомство и общение детей с природой позволяет понять степень взаимовлияния и взаимосвязи человека с природной средой. Это приводит усиленное внимание к особенностям изучения природоведения в начальных классах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы