Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.
Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки» в научной литературе
1.2. Пути
формировании культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО
ГОДА ЖИЗНИ
СПИСОК
ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….43
Введение:
Актуальность
исследования. Воспитание культурно-гигиенических навыков является
одним из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста, которое
содействует возникновению важнейшего личностного новообразования –
самостоятельности. Овладение культурно-гигиеническими навыками снижает
зависимость ребенка от окружающих, способствует укреплению его уверенности в
собственных силах, содействует продвижению в психомоторном развитии, создает
предпосылки для обучения другим видам деятельности. В процессе выполнения
бытовых поручений решаются коррекционные и воспитательные задачи: обогащение и
активизация словарного запаса, формирование умения выслушивать инструкции до
конца, регулировать свои действия в соответствии с указаниями взрослого, вырабатываются
навыки самоконтроля и др.
Под культурно-гигиеническими
навыками мы понимаем навыки по соблюдению чистоты тела, самостоятельного и
аккуратного приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке и
культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки выступают элементом самообслуживания и являются
первой ступенью и основой для трудового воспитания. Под понятием
самообслуживание понимается самостоятельное
выполнение необходимых повседневных физических обязанностей по отношению к себе
самому или своему коллективу (одевание, уборка постели и комнаты, обеденного
стола и прочее).
Формирование культурно-гигиенических
навыков, бесспорно, имеет первостепенное значение для развития познавательной
деятельности ребенка, а, следовательно, и для психического развития в целом.
Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности, например, в пище, в
защите организма от какого-либо неблагоприятного воздействия, ребенку
необходимо обследовать различные предметы и орудия. В результате
ознакомительной деятельности у ребенка формируются образы как самих предметов,
потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их
удовлетворения (например, ложка и действие ею).
Способность к самообслуживанию
(умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом,
самостоятельно принимать пищу, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку
ребенка и является определяющим фактором для обретения им личностной
независимости в будущем.
Обучение культурно-гигиеническим
навыкам способствует эффективному решению задач по расширению кругозора
ребенка, рамок окружающей действительности, также задач сенсорного воспитания,
тонкой моторики и в том числе навыки по выполнению подражательных действий,
ориентированию на образец, соблюдению определенной последовательности действий.
Изучением
культурно-гигиенических навыков и особенностей их формирования в дошкольном
детстве в отечественной науке занимались такие специалисты как: Е.М.
Белостоцкая, Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора, Г.А. Урунтаева
и пр.
Несмотря на
то, что культурно-гигиенические навыки детей дошкольного возраста являются
достаточно изученной темой исследования, при этом практически отсутствуют
рекомендации по использованию художественной литературы в
формировании культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни. Именно
этот пробел в изученности указанной темы планируется ликвидировать в рамках выпускной
квалификационной работы.
Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических
навыков.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических
навыков у детей 4-го года жизни.
Цель исследования:
теоретически обосновать, составить и апробировать методические рекомендации по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни средствами
художественной литературы.
Гипотеза исследования: мы
предполагаем, что культурно-гигиенические навыки у детей 4-го года жизни будут
сформированы, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
1. если
содержание культурно-гигиенического воспитания будет соответствовать возрастным
возможностям детей;
2. если в
культурно-гигиеническом воспитании будут преобладать групповые формы;
3. если в
процессе воспитания культурно-гигиенических навыков будет использована
художественная литература.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть содержание
понятия «культурно-гигиенические навыки» в научной литературе и пути их
формирования у детей 4-го года жизни.
2.
Составить и реализовать методику
диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
4-го года жизни.
3.
Проанализировать результаты диагностики
уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года
жизни.
4.
Сформулировать рекомендации по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни средствами
художественной литературы.
Методы исследования:
— теоретический анализ;
— обобщение;
— классификация;
— сравнение;
— наблюдение;
— обобщение педагогического опыта;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и
контрольный;
— анализ эмпирических данных.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад».
Структура дипломной
работы. Квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, снабженных выводами, заключения, списка информационных
источников (40), приложения (6). Работа снабжена 4 таблицами, 3 иллюстрациями.
Заключение:
Исследования А.М. Виноградовой, Л. Гурович, М. Лучич, М.М. Рубинштейна
и др. доказали эффективность воздействия произведений художественной литературы
на разные стороны личностного развития ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир
большой литературы и поэтому, книга должна как можно раньше войти в мир ребенка,
обогащая его интересными, необычными открытиями, оказывая влияние не только на
развитие и обогащение речи, но и способствуя привитию детям
культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к их соблюдению.
К этому процессу необходимо привлекать родителей, поскольку они
являются главными воспитателями ребенка и очень важно, чтобы они были не
наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и
общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать
единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. В дальнейшем,
участие в решении этой проблемы должны принять школа, другие образовательные
учреждения, все окружающие ребенка люди.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось
достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически
обосновать, составить и апробировать методические рекомендации по формированию
культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни средствами
художественной литературы.
Для
достижения этой цели были решены следующие задачи:
—
было рассмотрено содержание понятия «культурно-гигиенические навыки» в научной
литературе и пути их формирования у детей 4-го года жизни;
—
была составлена и реализована методика диагностики уровня сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни;
—
были проанализированы результаты диагностики уровня сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни;
—
были сформулированы рекомендации по формированию
культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни средствами
художественной литературы.
Качественный и количественный анализ данных позволил подтвердить
выдвинутую гипотезу исследования о том, что культурно-гигиенические навыки у детей
4-го года жизни будут сформированы, если соблюдаются следующие
психолого-педагогические условия:
1. если
содержание культурно-гигиенического воспитания будет соответствовать возрастным
возможностям детей;
2. если в
культурно-гигиеническом воспитании будут преобладать групповые формы;
3. если в
процессе воспитания культурно-гигиенических навыков будет использована
художественная литература.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а
гипотеза подтверждена в полной мере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ
1.1. Содержание понятия
«культурно-гигиенические навыки» в научной литературе
Изучением культурно-гигиенических навыков в отечественной науке занимались
такие специалисты как: Ю.А. Афонькина, Е.М. Белостоцкая, Н.Ф. Виноградова,
Л.Г. Голубева, Л.И. Каплан, М.В. Лещенко, К.Л. Печора, Т.А. Девяткова, Е.А.
Кинаш, С. Лазуренко, В.И. Логинова, Е.В. Моржина, С. Паунова, М.В.
Перверзева, С.В. Петерина, Е.Т. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Н. Чулкова, Т.О.
Яковенко и пр. [36].
Учитывая значительное количество ученых, рассматривавших понятие
«культурно-гигиенические навыки» целесообразно представить толкование этого
понятия (см. таблица 1.1).
Таблица 1.1
Толкование понятий «культурно-гигиенические навыки»
№ п/п |
Авторы, источники |
Толкование понятий |
1 |
Е.М. Белостоцкая, Н.Ф. Виноградова [10] |
Культурно-гигиенические навыки – это культура |
2 |
Е.В. Моржина [23] |
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по
|
3 |
С. Паунова |
Культурно-гигиенические навыки – это элемент |
4 |
С. Лазуренко [15] |
Культурно-гигиенические навыки – это навыки это |
5 |
Е.Т. Смирнова [32] |
Культурно-гигиенические навыки – это постоянная |
Как видно из таблицы 1.1, различные ученые по-разному трактуют понятие
культурно-гигиенические навыки. В данной работе под культурно-гигиеническими
навыками мы будем понимать навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды,
поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей
друг с другом и с взрослыми.
Критерии и показатели развития культурно-гигиенических навыков подробно
рассматривались такими учеными как: В.А. Ананьев, М.Л. Васильева, Н.Е.
Веракса, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, Л.А. Парамонова и пр.
В таблице 1.2 представим критерии и показатели развития
культурно-гигиенических навыков в различных программах дошкольного образования.
Таблица 1.2
Критерии и показатели развития культурно-гигиенических навыков в различных
программах дошкольного образования