Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Использование дидактических игр для формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2. Сущность, структура, особенности организации и
содержания дидактических игр
Введение:
Актуальность исследования. С введением в действие нового Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования актуальной и новой задачей становится
обеспечение развития познавательных универсальных учебных действий, которые
обеспечивают учащемуся "умение учиться", формируют способность
саморазвития и самосовершенствования личности путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоения обучающимися
конкретных предметных знаний и навыков.
Формирование у обучающихся "умения учиться" возможно лишь в
тесной связи активных действий педагога и учащихся. В связи с этим новое
звучание получает проблема активизации познавательной деятельности и
формирования мыслительной самостоятельности школьников, а точнее проблема
формирования познавательных универсальных учебных действий. Под познавательными
УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения
самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по
обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Начальной школе
необходимо учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются
дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного
типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка
к школе. Поэтому дидактическая игра как ведущий вид деятельности не прожита ими
и остается актуальной не только в первом классе, но и в последующие годы
обучения в начальной школе.
Общеизвестно, что
эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности
учеников в этом процессе. В настоящее время В.В. Краевский, А.А. Вербицкий,
В.К. Дьяченко пытаются найти наиболее эффективные методы и средства обучения
для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию
обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в
профессиональной деятельности учителя начальных классов занимательного
материала.
Дидактическая игра
относится к числу явлений, которые могут создать всесторонне развитую личность.
Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе
внимание исследователей, особенно сейчас, при введении Федерального
государственного стандарта начального общего образования.
В педагогике и психологии
накоплено достаточное количество материала, который характеризуется
многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных
универсальных учебных действий. Нужно отметить, что, наличие научных работ и
признание необходимости формирования познавательных универсальных учебных
действий, не отразилось на создании практических наработок и дальнейшем
использовании их в практике уроков.
Теоретическую
основу исследования
составили теории личности как субъекта учебной деятельности (П.И. Пидкасистый,
П.Я. Голант, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен и др.); концептуальные подходы к развитию
познавательной активности (Б.П. Есипов, И.И. Малкин, Б.Т. Лихачев и др.); идеи
об особенностях становления личности в младшем школьном возрасте (И.А. Зимняя).
Содержание учебного
материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса
не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с
современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между
необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных
действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях
традиционного обучения. Нужно отметить, что кроме наличия научных и
практических наработок и признания необходимости формирования познавательных
УУД, столкнулись с недостаточным использованием в практике потенциала
дидактических игр при формировании компонентов познавательных универсальных
учебных действий.
Проблема исследования заключается в обосновании и подборе дидактических игр для
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования
познавательных УУД в процессе обучения младших школьников.
Предмет исследования – использование дидактических игр
для формирования познавательных УУД в процессе обучения младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности использования дидактических игр в процессе развития познавательных УУД
младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, дидактические игры будут способствовать
развитию познавательных УУД при условиях:
— правила игры должны
быть простыми и точно сформулированными;
— дидактический материал
прост по изготовлению и применению;
— в игре должен
участвовать каждый ребенок;
— подведение итогов игры
должно быть четким и справедливым
Задачи исследования:
1. Проанализировать
сущность понятия познавательные универсальные учебные действия в
психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть
особенности формирования познавательных УУД младших школьников.
3. Провести диагностику
уровня развития познавательных УУД у младших школьников, проанализировать
результаты.
Методы исследования:
Заключение:
Пришли к выводу, что познавательные
универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего
мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной
информации. Познавательные УУД способствуют организации учебно-познавательной
деятельности и направлены на познавательное развитие личности.
Младший школьный возраст,
в силу возрастных особенностей развития психических процессов, является
наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД.
Дидактическая
игра является средством повышения познавательной активности детей, она
активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного,
веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные
трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, оценивают свои
поступки и возможности.
Дидактическая
игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников
глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, а значит,
облегчает процесс усвоения знаний. В отличие от прямой постановки учебной
задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она
возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются
учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на
познавательные. Игровая задача постепенно может трансформироваться в учебную,
интерес учеников к познавательному содержанию игры начинает преобладать над
интересом к ней самой. Накопленные знания систематизируются, происходит
перестройка деятельности школьников, теперь она осуществляется на основе не
только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые
возникли и развивались в ходе игры.
Во второй главе проанализировали
провели диагностику уровня развития познавательных УУД у младших школьников. По
результатам методики «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой видим, что средний
уровень способности к классификации и анализу
у 54% учащихся. Высокий уровень был установлен у 25% учащихся, а низкий
– у 21% детей.
Вывод, который можно сделать
на основании результатов методики «Определение понятий, выяснение причин,
выявление сходства и различий в объектах В.М. Русалова — у 43% детей был
выявлен средний уровень развития интеллектуальных процессов. У 36% детей обнаружен
низкий уровень развития интеллектуальных процессов. У 14% и 7% — высокий и
очень высокий уровни интеллектуальных процессов.
Результаты исследования в ходе
проведения методики «Последовательность событий» А.Н.Берштейна показали степень
развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 36% —
высокий уровень, средний – 43%, низкий – 21%.
Как следует из данных
методики «Сравнение понятий» В.М.Бехтерева, в классе преобладает средний
уровень (57%) развития способности к логическому мышлению и обобщению. Операцией
сравнения владеют 15% учащихся, которые показали высокий уровень. Низкий уровень
установлен у 28% учащихся.
Из данных, представленных
на рисунках следует, что ученики показали в целом средний уровень сформированности
познавательных УУД. Для более эффективной организации дидактических игр при
обучении младших школьников предлагаем методические рекомендации по дальнейшему
улучшению учебной деятельности младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Познавательные универсальные учебные действия
на ступени начального общего
образования: сущность, виды, характеристика
На
современном этапе обучения универсальные учебные действия лежат в основе
содержания стандарта начального общего образования второго поколения. Суть
универсальных учебных действий, имеющих первостепенное значение в построении
современного урока, отражалась в педагогической деятельности К.Д. Ушинского.
Великий русский педагог считал необходимым, чтобы дети учились, по возможности,
самостоятельно. Учителю отводилась роль наставника, который руководил
самостоятельной деятельностью учащихся и давал им материал. Призванием педагога
было вдохновлять учеников и осуществлять скрытое управление ходом обучения. В
современном обществе мысли Константина Дмитриевича нашли отражение в работах
многих учёных [7].
Впервые
термин «универсальные учебные действия» ввела группа учёных-психологов во главе
с А.Г. Асмоловым. Значение термина было раскрыто следующим образом: в широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то
есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в более узком
смысле их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса [5].
Опираясь
на Федеральный государственный стандарт начального общего образования универсальные
учебные действия — это умение учиться, способность человека к
самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта [1].
В
ФГОС НОО определено, что УУД это обобщенные действия, открывающие возможность
широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в
строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [45].
В
свою очередь, в «Концепции федеральных государственных стандартов общего
образования» раскрывается значимость развития личности учащегося, его
созидательных и познавательных способностей, формирования целостной системы
универсальных учебных действий, развитие у учащегося способности самостоятельно
действовать[45].
Достижение
высокого уровня сформированности универсальных учебных действий включает в себя
полноценное освоение таких компонентов учебной деятельности, как: учебные
мотивы; учебная цель; учебные задачи; учебные действия и операции.
Универсальность
характера учебных действий подтверждается следующими особенностями:
—
метапредметный характер;
—
целостность познавательного, личностного и общекультурного развития личности;
—
преемственность всех ступеней образовательного процесса;
—
основа организации и регуляции деятельности учащихся.
Отсюда
следует, что универсальные учебные действия представляют собой важнейшие
элементы метапредметных умений и навыков, ключевых компетенций учащегося в
познавательной и практической деятельности. Под «метапредметными умениями»
имеется в виду творческая реализация учащихся при решении проблемных ситуаций,
как в учебной деятельности, так и на жизненном пути [9].
Основные
цели общего образования достигаются формированием универсальных учебных
действий, которые можно условно разделить на четыре блока:
1)
коммуникативный;
2)
личностный;
3)
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
4)
познавательный.
Коммуникативные
действия помогают точно выражать свои мысли, формулировать вопросы и
планировать взаимодействие с другими людьми, разрешать конфликты, участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Личностные
действия предполагают жизненное и личностно-профессиональное самоопределение,
установление связи между результатом обучения и мотивом (смыслообразование),
нравственную ориентацию и личностный выбор [12].
Регулятивные
действия создают условия для организации учебной деятельности и включают:
постановку цели, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.
На
развитие интеллектуальных способностей учащихся направлены познавательные
умения. Рассмотрим более подробно основные понятия, компоненты, условия
формирования и критерии оценки уровня сформированности их у учащихся.
Познавательность — познать, способствующий познанию, расширению знаний [14].
Познавательные
универсальные учебные действия развивают способность к активному исследованию
окружающего мира и характеризуются следующими признаками:
—
готовностью осуществлять целенаправленный поиск, обработку и использование
информации;