Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Интерактивные дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе интерактивных дидактических игр 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к формированию связной речи детей дошкольного возраста 6
1.2. Связная речь, формы и особенности её развития в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Интерактивные дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Проектирование сборника интерактивных дидактических игр по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста 32
2.1. Анализ программно-методического обеспечения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в БМА ДОУ № 13 34
2.3. Содержание сборника интерактивных дидактических игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 36
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 50

  

Введение:

 

Развитие связной речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности дошкольника. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.)
Овладение связной речью как средством познания и способом общения является весомым достижением дошкольного детства. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), одним из средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста может служить интерактивная дидактическая игра, используемая в процессе образовательной деятельности по развитию связной речи.
Развитие речи является актуальной проблемой в системе дошкольного образования.
Многие годы, в соответствии с действующими программами, воспитатели были ориентированы на формирование у детей единых для всех знаний, умений, навыков. Сегодня педагоги понимают, что только при условии определения динамики индивидуального речевого развития каждого ребенка, можно вовремя оказать помощь, обратить внимание родителей на языковые проблемы.
Основным подходом в развитии речи выступает соблюдение поэтапности, которая соответствует возрастным, психологическим, физиологическим особенностям, что является обязательным условием личностного роста дошкольника.
Главное для ребенка – автоматизация устной речи, которая реализуется в общении.
Предупредить нарушения речи значительно легче, чем их устранить.
Овладевая речью, изучая язык, ребенок усваивает систему знаний, общественно принятые нормы поведения – основу жизненной компетентности, то есть овладевает наукой и искусством жить среди других. Учитывая это, проблема развития речи ребенка всегда была одной из центральных в дошкольном образовании.
Проблема развития связной речи дошкольников не нова. Она исследовалась классиками научной мысли и современными учеными в разных аспектах: психологическом (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); педагогическом (Л.В. Ворошнина, В.Г. Захарченко, А.А. Зрожевский, Е.П. Короткова, Н.П. Орланова, Е.И. Тихеева, А.С. Ушакова и др.); лингводидактичном (А.Н. Беляев, Т.К. Донченко, С.А. Караман, В.Я. Мельничайко и др.).
Противоречие: между требованиями нормативно-правовых документов (ФГОС ДО) и недостаточностью использования современных технологий по развитию связной речи в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: как содержание интерактивных дидактических игр и их применение в образовательной деятельности влияет на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – содержание сборника интерактивных дидактических игр как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраст.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать содержание сборника интерактивных дидактических игр как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраст.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
2. На основе теоретического и практического материала проанализировать опыт применения интерактивных дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. На основе требований программно-методического обеспечения провести исследование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста БМА ДОУ № 13.
4. Подобрать практический материал и содержание для разработки сборника интерактивных дидактических игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный в сборнике практический материал можно использовать в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, программно-методического обеспечения, обобщение педагогического опыта; диагностические исследования, наблюдение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка.
Общеизвестно, что развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. В общении развивается процесс мышления, а оформленное в речи мысль лучше осознается, становится более точной. Через наблюдение и слово усваивает ребенок доступные ему факты окружающей жизни. Через язык мы передаем знания о природе, быте, общественных явлениях. Без языка невозможно было бы развитие аналитико-синтетической деятельности детей. Знакомясь с предметами с помощью слова, ребенок учится различать их признаки, выделять существенное, обобщать предметы по их общим признакам. Ведь в школе они должны уметь слушать и понимать речь педагога, дополнять высказывания товарищей, пользоваться как короткой, так и полной формой ответа. Именно поэтому мы считаем интерактивные дидактические игры эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного теоретического и практического исследования применения интерактивных дидактических игр по развитию связной речи старшего дошкольного возраста были выявлены следующие особенности, а именно что использование игр может благоприятно воздействовать на формирование связной речи детей (как диалогической, так и монологической).
Целью разработанного сборника интерактивных дидактических игр является развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Каждая из предложенных игр имеет игровой материал, который направлен на развитие связной речи; формирование представлений о социальном и предметном мире; воспитание нравственных качеств каждого ребенка. Большинство игр предусматривают работу с детьми с разным уровнем развития связной речи с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
На основании исследования, можно отметить, что игры по развитию связной речи необходимы и должны проводиться постоянно, систематически, воспитатели и родители должны взаимодействовать между собой, то есть помогать закреплять полученные знания и дополнять их с помощью современного оборудования.
Таким образом, обосновано использование интерактивных дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и создания современной образовательной среды в ДОО.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе интерактивных дидактических игр
1.1. Психолого-педагогические подходы к формированию связной речи детей дошкольного возраста

Одним из первых основателей-теоретиков методики развития родной речи детей дошкольного возраста был известен славянский педагог Ян Амос- Коменский. Ученый считал, что воспитание детей от рождения до шести лет должно происходить в материнской школе, что является своеобразной формой семейного воспитания [16, с. 120].
Организатором и теоретиком дошкольного воспитания в России в 30-10-х годах XIX в. был В. Одоевский. Он организовал первые детские приюты, которые были прообразом первых российских детских садов, создал ряд пособий и рекомендаций по учебно-воспитательной работы и детьми, в которых значительное место отводил развитию речи детей.
Е.И. Тихеева справедливо считается основателем методики развития речи детей дошкольного возраста в России. Интерес к проблеме обучения детей родному языку возник у нее в первые годы работы в школе под влиянием идей Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, завещания которых она пронесла через всю свою жизнь.
Значительный вклад в методику развития речи сделала Е.А. Флерина, первая женщина доктор педагогических наук, профессор в области дошкольной педагогики, автор программы «Методика развития речи для дошкольных отделений педвузов».
Впервые содержание обучения детей родному языку разработала Л. Пеньевская [23,с.256]. Она выделяет следующие составляющие содержания: усвоение детьми словаря и грамматического строя речи; формирование устной литературного языка; воспитание звуковой культуры речи, обучение рассказа.
Существенным является вклад в разработку вопросов методики развития диалогической речи Е.И. Радиной. Она разработала методику проведения заключительной беседы как ведущего метода развития диалогической речи на занятиях. Автор освещает воспитательное и образовательное значение беседы, тематику, содержание и структуру бесед, условия их проведения, приемы обучения. Особое внимание обращается на работу с молчаливыми, застенчивыми, а также слишком разговорчивыми детьми.
Развитие коммуникативных способностей возможно лишь в процессе взаимодействия и сосуществования с другими людьми. Исследователи утверждают, что любители длинных монологов не умеет, как правило, концентрироваться на объектах, находящихся вне его собственного «я». Уже в 1923 году Ж. Пиаже обосновал процесс перехода ребенка от «эгоцентрической речи» к «социальному языку». Ученый стремился определить время, когда этот переход происходит наиболее активно.
Совершенствование вербальной коммуникации развивает у ребенка чувство уверенности, дает возможность почувствовать радость и удовольствие от беседы, от испытания собственного «я» в диалоге. Если же дошкольник убедится, что конфликты решаются быстрее и проще применением силы и дракой, тогда он не видит причины развивать способности к вербальной коммуникации.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста исследовались также в других странах бывшего СНГ по следующим направлениям: развитие письменной формы речи детей в процессе составления устных писем (М. Лаврик – Молдова), художественно-речевая деятельность детей, организация и проведение литературных утренников и развлечений (С. Чемортан – Молдова), обогащение словаря детей пословицами и поговорками (А. Илькова – Приднестровье), методика развития белорусской речи по обучению грамоте детей (Н. Старжинская – Беларусь), методика словарной работы, понимание детьми семантики слов (Т. Юртайкина – Латвия) и др.
Многочисленные психологические исследования посвящены изучению условий эффективности применения различных методов обучения, которые способствовали бы его интенсификации. Использование метода моделирования с целью речевого развития детей дошкольного возраста исследованы психологами Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониными др. В педагогических исследованиях метод моделирования рассматривается как средство умственного, эстетического, нравственного воспитания [7, c.84].
В дошкольной лингводидактике разработан ряд методов речевого развития детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, А.М. Богуши др.). В практике развития речи дошкольников предприняты попытки использования метода моделирования в процессе решения изобретательских задач с целью развития словаря, формирование связной речи, и т.д. [3,c.98]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы