Имущественные права ребенка в семье Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Имущественные права ребенка в семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Правовое положение ребенка по российскому законодательству 6
1.1. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних 6
1.2. Особенности законодательного регулирования имущественных прав детей 16
Глава 2. Реализация права собственности ребенка 22
2.1. Право собственности ребенка и основания его приобретения 22
2.2. Правомочия родителей (лиц, их заменяющих) в отношении имущества ребенка 29
Глава 3. Анализ права ребенка по получение содержания 39
3.1. Право ребенка на получение содержания от родителей 39
3.2. Право ребенка на получение содержания от других членов семьи 45
Заключение 51
Список литературы 57

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В Конституции РФ определяется человека, его права и свободы как высшая ценность, закрепляется равен-ство всех перед законом и судом, вне зависимости от того какой у человека пол, раса, национальность, язык, на котором он разго¬варивает, происхож-дение, имущественное положение, место жительства, а также других обсто-ятельств, включая возраст .
Правовое государство определяет не столько формальное закрепле-ние каких-либо принципов (формальное равенство), сколько создание кон-крет¬ных правовых механизмов, способных обеспечить баланс публичного и частного ин¬тересов, которые приближают человека, гражданина к фак-тической реализации мак¬симума правовых возможностей, как и других индивидов, с предоставлением, менее защищенным категориям субъектов правовой и социальной защиты со стороны государства. Такие механизмы нужны, в первую очередь, детям. Не¬обходимость в защите интересов несо-вершеннолетних обуславливает возраст детей, не позволяющий последним в полной мере реализовывать принадле¬жащие им права, пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом че¬ловека во многом опреде-ляется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным участником различных правоотношений и обладателем прав.
Все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные. Несмотря на активное закрепление прав детей и разви-тие гарантий их осуществления (от развития законодательной базы до дея-тельности специализированных органов государственной власти) на прак-тике встает проблема: права детей не всегда реализуются в полном объеме. Причины могут быть в разном: отсутствие правовой культуры, немотиви-рованные запреты со стороны взрослых, нежелание прислушиваться к мнению ребенка, проблемы с выявлением нарушений, отсутствие знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно обращаться, от-сутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят участво-вать в реализации отдельных прав детей.
За последние годы увеличилось количество споров, затрагивающих права детей, это происходит из-за кризиса семейных ценностей. Проблема регулирования имущественных прав детей сложна тем, что их осуществле-ние и защита зависит не только от правовых норм, которые создаются и охраняются от нарушений государством, но и от моральных, которые, об-ладают силой лишь тогда, когда их принимают и соблюдают.
На родителей, семью, законных опекунов и других людей, берущих на себя заботу о детях, возложена ответственность за благополучие детей, поскольку они играют большую роль в их жизни. Это и является особен-ностью участия несовершеннолетних в имущественных отношениях, и обеспечение его состоит в соответствующем механизме, который закреплен Конституцией, международными актами и отраслевым законода¬тельством. Данный механизм проявляется как особая защита со стороны семьи, обще-ства и государства, и содействует несовершеннолетним в реализации их прав.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование имущественных прав ребенка, анализ норм действующего гражданского, семейного, гражданско-процессуального законодательства, регулирующих порядок их защиты.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать правовой статус несовершеннолетних;
2. Рассмотреть особенности законодательного регулирования имущественных прав детей;
3. Изучить право собственности ребенка и основания его приоб-ретения;
4. Проанализировать полномочия родителей (лиц, их заменяю-щих) в отношении имущества ребенка
5. Исследовать право ребенка на получение содержания от роди-телей;
6. Выделить особенности право ребенка на получение содержания от других членов семьи.
Объектом исследования выступают имущественные права несовер-шеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы гражданского, семейно-го и ряда отраслей публичного права в области охраны прав несовершен-нолетних образующие комплексный правовой институт, и ряд практиче-ских проблем, связанных с защитой имущественных интересов ребенка.
Методологическая основа исследования представлена общенаучны-ми диалектическими методами познания, включающими принципы объек-тивности, системности и научности. Исследование построено на использо-вании системного подхода, а также общенаучных методов: логического, сравнительного, структурно-функционального и других.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обоб-щить теоретические представления о регламентации имущественных прав несовершеннолетних и выявить проблемы в их реализации.
Практическая значимость – собранный материал предоставляет воз-можность его использования в практике рассмотрения вопросов, связан-ных с защитой имущественных прав несовершеннолетних, при преподава-нии курса семейного и гражданского права в учебных заведениях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Прaвосубъектность – социально-правовая достижимость лица яв-ляться причастным к гражданским правоотношеням. Правоспособность и дееспособность являются предпосылками и дополняющими частями граж-данской правосубъектности лица. Несовершеннолетние имеют специаль-ный правовой статус, так как обладают такими дополнительными правами и обязанностями, льготами, которые отражают их особенное положение, регулируемое разными отрас¬лями права.
Гражданская правоспособность – имеющаяся у всякого гражданина и обязательное от него право, понятие которого заложено в способности (возможности) использовать любые возможные законом гражданские пра-ва и обязанности. Содержание правоспособности граждан создают имуще-ственные и личные неимущественные права, и обязанности, которыми че-ловек согласно закону имеет право пользоваться. Все люди имеют равную по содержанию правоспособность, нет таких кто не имеет никаких воз-можностей и качеств в возможности иметь права. Гражданская правоспо-собность согласно закону, проявляется с дня рождения человека и закан-чивается со смертью.
Гражданская дееспособность – возможность гражданина своими дея-ниями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. В зависимости от объема дее-способности выделяют несколько групп несовершеннолетних: малолетние, в возрасте до 6 лет, являющиеся недееспособными; малолетние, в возрасте от 6 до 14 лет, обладающие исключительной дееспособностью; несовер-шеннолетние, в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспо-собностью.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет про-является, во-первых, в том, что они могут сами осуществлять мелкие быто-вые сделки. Во-вторых, несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет мо-гут сами производить сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды.
Дети в возрасте от 14 до 18 лет отвечают за причиненный ими ущерб. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) иму-щественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст. 26, 28 ГК PФ). Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут: сами поль-зоваться своим доходом, пособием и иными денежными средствами; осу-ществлять права авторов произведения науки, литературы или творчества, созданного или иного охраняемого законом итога своей деятельности; вносить вклады в кредитные организации и пользоваться ими.
Правовую основу регулирования имущественных прав в отношении несовершеннолетних на современном этапе составляет ряд законодатель-ных актов Российской Федерации. Основанное на иерархической структу-ре законодательство в данной области состоит из: Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского ко-дека Российской Федерации; Федеральных законов Российской Федерации: ФЗ РФ от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке дан-ных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос-сийской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и т.д
Актуальными тенденциями государственного управления в Российской Федерации являются интенсивный поиск путей системы защиты имущественных прав несовершеннолетних.
К имущественным правам несовершеннолетних относятся:
1) Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п.1 ст.60 СК РФ). Основным видом содержания являются алименты, которые уплачиваются либо на основании решения суда, либо по соглашению сторон. Кроме того, денежные суммы для несовершенно-летних могут поступать в качестве пенсий или пособий. Так, несовершен-нолетнему может быть назначена пенсия по инвалидности, трудовая пен-сия по случаю потери кормильца, социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Несовершеннолетний самостоятельно несет ответственность за при-чиненный вред. В случае отсутствия у несовершеннолетнего имущества, достаточного для возмещения вреда, его родители привлекаются к допол-нительной ответственности. Если родители являются несовершеннолетни-ми, их дети имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих бабушек и дедушек, обладающих необходимыми для этого сред-ствами. При этом требование может быть предъявлено к родственникам (родителям) любого из несовершеннолетних родителей.
2) Право собственности ребенка включает право: на доходы, полу-ченные им, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка, на жилое помещение (или право пользования жилым помещением). Ребенок являет-ся собственником не только алиментов (пенсий и пособий), своего заработ-ка (доходов), но и всех предметов, купленных за счет таких средств. Несо-вершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет кроме перечисленных объектов собственности могут иметь доходы от собственной трудовой и предприни-мательской деятельности, вещи, купленные на собственные средства, сбе-режения в банке, положенные на собственное имя, и т.д.
В соответствии со ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние дети наследо-дателя имеют право на обязательную долю в наследстве, то есть наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону, правом на обязательную долю в наследстве обладает и несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным путем эмансипации или вступления в брак. Обязательная доля ребенка наследодателя является мерой защиты имущественных инте-ресов несовершеннолетнего, исходя из положений семейного законода-тельства и обязанностей родителей по содержанию и воспитанию своих де-тей.
3) Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК).
Алименты – материальные средства, которые обязаны предоставлять одни лица на содержание других на основании существующих между ними брачных либо других семейных правовых отношений. Алиментные обяза-тельства как правовой институт образуют основу для регулирования пра-вовых отношений, связанных с предоставлением содержания нетрудоспо-собным и не достигшим совершеннолетия членам семьи.
Стороны алиментных правовых отношений –получатель алиментов; плательщик алиментов. Содержанием алиментного обязательства является субъективное право получателя алиментов на имущественное предостав-ление, которое строго определено по размеру и форме, и корреспондиру-ющая данному праву юридическая обязанность плательщика алиментов. В некоторых случаях в содержание обязанности по уплате алиментов может быть включена обязанность нести дополнительные расходы на ребенка.
Способы исполнения алиментных обязательств подразделяются на два вида: добровольный и принудительный. Основным признаком добро-вольного способа исполнения алиментных обязательств является самостоя-тельность производства выплат (без привлечения суда, судебных приста-вов и прочих механизмов принуждения).
Должник и взыскатель вправе заключить соглашение об уплате али-ментов, либо заинтересованная сторона может требовать предоставления алиментов через суд. Размер алиментов и порядок их предоставления мо-гут быть определены соглашением, а в случае отсутствия такого соглаше-ния – судом.
При заключении алиментного соглашения стороны могут самостоя-тельно определить размер, порядок и способы исполнения алиментных обязательств, срок их исполнения и ответственность за неисполнение. Кроме того, в любой момент они могут изменить или расторгнуть согла-шение. При отсутствии соглашения размер алиментов и порядок их упла-ты определяются судом с учетом материального и семейного положения; при этом алименты присуждаются в твердой ежемесячно уплачиваемой денежной сумме либо в проценте от доходов.
Взыскание алиментов на содержание ребенка осуществляется в су-дебном порядке в рамках искового либо приказного производства. В тех случаях, когда отсутствуют споры об отцовстве (материнстве), о размере алиментов, то суд выносит судебный приказ, особенностью которого явля-ется отсутствие судебного разбирательства. Если же лицо, в отношении ко-торого вынесен судебный приказ подает возражения, то судебный приказ подлежит отмене и дело рассматривается в порядке искового производ-ства.
Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ доходы ребенка расходуются опекуном или попечителем только в интересах подопечного и с заранее полученного разрешения органов опеки и попечительства (кроме средств, нужных для его содержания). Доходами, называемыми «иные», не может сам распоря-жаться не только ребенок, но и его законные представители без согласия органов опеки и попечительства. Это явное законодательное противоречие следует устранить, в связи с чем в работе предложено исключить из абз. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ словосочетание «иные доходы».
Дискуссионным остается вопрос о правовой природе института опе-ки и попечительства. Одни исследователи подчеркивают, что институт опе-ки (попечительства) «принадлежит» цивилистам, что основные положения об опеке и попечительстве, в том числе над несовершеннолетними, содер-жатся в гражданско-правовых нормах. Другие исследователи обосновы-вают семейно-правовую природу отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми. В работе сделан вывод, согласно кото-рому институт опеки и попечительства, содержание которого имеет раз-личное отраслевое «наполнение» в зависимости от целей установления опеки (попечительства), следует признать комплексным.
Опекунам должно быть предоставлено право расторгать любые сделки, совершенные к имущественной выгоде малолетних, если они нарушают их права и законные интересы. Однако для этого необходимо дополнить ст. 28 ГК РФ. Такое же право следует предоставить попечите-лям в отношении сделок, которые несовершеннолетние подопечные могут совершать самостоятельно, дополнив соответственно ст. 26 ГК РФ.
Целесообразно предложить внесение дополнений в п. 3 ст. 26 ГК РФ и изложить следующим образом: «Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сдел-кам, которые совершены ими согласно пунктам 1 и 2 настоящей статьи. В отношении сделок, производимых с письменного разрешения родителей, усыновителей или попечителя, на названных лиц возлагается субсидиарная ответственность, если ребенок не имеет доходов или иное имущество, ко-торые достаточны для того чтобы возместить причиненные убытки».
Таким образом, проведенное в работе исследование показало, что нормативно-правовое регулирование правового положения несовершен-нолетних в российском гражданском праве нуждается в дальнейшем со-вершенствовании с целью создания и обеспечения максимально благопри-ятных правовых условий для лиц, относящихся к данной возрастной груп-пе, для их социальной и правовой адаптации, для формирования у них ка-честв и свойств, необходимых для полноценного участия в гражданском обороте.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовое положение ребенка по российскому законодательству

1.1. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основных га-рантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обще-признанными принципами и нормами международного права, междуна-родными договорами Российской Федерации, Федеральными законами, и другими источниками.
Таким образом, можно выделить основные права ребенка: оказанию бесплатной медицинской помощи, вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, государство гарантирует судебную защита, находящихся в трудной жизненной ситуации и так далее. Также следует отметить имущественные права несовершеннолетнего: право на содержания от своих родителей и других членов семьи, право на получен-ные доходы, право владеть и пользоваться имуществом.
В правовой науке выделяют общественные и естественные признаки и свойства человека, которые индивидуализируют его как участника граж-данско-правовых отношениях и влияют на его правовое положение. Среди них выделяют: правоспособность, дееспособность, имя, возраст, семейное положение, гражданство, пол. Понятие правоспособности и дееспособно-сти применительно к гражданским правоотношениям раскрывается в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации . Правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Ввиду то-го, что на территории одного государства могут находиться не только граждане этого государства, но и иностранные граждане, правоспособно-стью наделяются все независимо от гражданства.
Под гражданской дееспособностью понимается способность гражда-нина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Приобретая дееспособность, личность утрачивает свое абстрактное содержание и приобретает определенный правовой статус, ко-торый конкретизируется в ее правах и обязанностях.
Другим индивидуализирующим признаком является имя. Согласно ч. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязан-ности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Данное свойство личности является неотчуждаемым, иными словами имя не может существовать отдельно от личности или быть передано другому субъекту гражданского права. Хотя имя и является неотчуждаемым свой-ством личности, это еще не означает, что оно не может быть изменено. За-конодатель предоставляет возможность человеку изменить имя, получен-ное им при рождении. Однако после государственной регистрации нового имени человек сохраняет свои права и обязанности, приобретенные им еще до перемены имени. Вдобавок на него возлагается еще одна обязанность – уведомить своих кредиторов и должников о произошедшем изменении.
Большое значение придается такому признаку как возраст. Потому что именно от него зависит объем дееспособности. В разных государствах устанавливается свой возраст, с которого человек начинает считаться со-вершеннолетним и может самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности. Считается, что до достижения возраста совершеннолетия че-ловек в силу незрелости своей психики подвержен влияниям окружающих и не может самостоятельно определить, как ему поступить в конкретной ситуации. Это происходит вследствие отсутствия у человека какого–либо жизненного опыта и несформированности моральных принципов о добре и зле. Поэтому ему необходимо пройти процесс социализации, чтобы стать личностью. В Российской Федерации человек становится совершеннолет-ним с достижением возраста восемнадцати лет (п. 1 ст.21 ГК РФ).
Следующий признак, влияющий на правовое положение человека, это семейное положение. Данный признак также имеет значение для опре-деления дееспособности. Его суть заключается в том, что дееспособность в полном объеме приобретается человеком до достижения совершеннолетия с момента вступления в брак. Поэтому возраст человека не является обяза-тельным признаком, определяющим объем дееспособности. Данный инсти-тут в науке гражданского права именуется эмансипацией. Он имеет норма-тивное закрепление в ст. 27 ГК РФ.
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. При-знак гражданства служит как для индивидуализации личности, так и непо-средственно влияет на содержание ее прав и обязанностей. Особенность данного признака заключается в ограничениях правового положения фи-зических лиц, являющихся гражданами иностранного государства и нахо-дящихся за его пределами. В связи с этим наибольшими возможностями осуществления своих прав обладают отечественные граждане.
В качестве последнего признака ученые выделяют пол. Разделение людей на женский и мужской пол имеет биологическое значение, но не правовое. Потому как в настоящее время половой признак не оказывает существенного влияния на объем прав и обязанностей мужчин и женщин. Иначе это противоречило бы основному принципу гражданского права о юридическом равенстве субъектов гражданского права. Кроме того, в юридической литературе упоминаются еще личностные качества человека, такие как разум, воля и способность к целесообразной деятельности. На основе этого выстраивается определенная структура личности, состоящая из трех элементов .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы