Игровая деятельность ДОО Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Игровая деятельность в ДОО как средство развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1 Психолого-педагогические основы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
1.2 Характеристика игровых технологий как средства воспитания и обучения дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию любознательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1 Выявление уровня развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Содержание работы по развитию любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности
2.3 Выявление динамики развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что уже в дошкольном возрасте необходимо формировать познавательно-исследовательские навыки, формировать умение принимать и анализировать ситуации, решать нестандартные проблемы, развивать исследовательский склад мышления.
Дошкольный возраст достаточно благоприятен для познания моделей объективных законов, в соответствии с которыми изменяется окружающий мир.
Актуальность повышения познавательного развития детей дошкольного возраста подтверждается заинтересованностью со стороны государства. ФГОС ДО декларирует, что в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Учитывая специфику дошкольного детства, мы определили стадии познавательного развития: любознательность, любопытство, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Нас заинтересовала стадия любознательности, т.к. ребенок в 3-4 года является первооткрывателем, исследователем того мира, который окружает его. Познавательно-исследовательская деятельность в этом возрасте очень высокая. Проблемой развития любознательности занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.Г. Гельфман, А.В. Запорожец и т.д. В качестве средства развития любознательности мы выбрали игровую деятельность, которая всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, развитие любознательности и всплеск познавательной активности.
Одним из возможных средств решения проблемы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста является игра. Вопросы ее организации и проведения нашли отражение в работах Е. В. Заика, З. А.Михайлова, Б. П. Никитина, А. Э. Симановского и др. Возможности игры в развитии различных сторон личности ребенка раскрыты в исследованиях В. Вунда, Г. Спенсера, Ф. Шиллера, Д. Б. Эльконина и др.
Игра обеспечивает активное участие каждого ребенка, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность дошкольников за результаты своей деятельности. Однако возможности игры в развитии любознательности у детей младшего дошкольного возраста до сих пор не явились предметом специального исследования.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста и недостаточным использованием игровой деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Игровая деятельность в ДОО как средство развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности будет эффективно, если:
– отобраны игры с учетом возрастных особенностей развития дошкольников;
– включены игры в совместную деятельность взрослого и ребенка;
– осуществлена поэтапная работа с детьми с использованием игр.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
2. Выявить уровень развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию у любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (игры, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являются:
исследования об особенностях развития любознательности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.Г. Гельфман, А.В. Запорожец);
исследования о познавательном развитии как естественном и непосредственном стремлении ребенка к познанию окружающего мира (В.А. Мясницев, Г.И Щукина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность игровой деятельности для развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что игровая деятельность по развитию любознательности у детей младшего дошкольного возраста могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной исследовательской работе мы рассматривали развитие любознательности через игру у детей младшего дошкольного возраста.
Под любознательностью понимается стремление к получению знаний, необходимость обладания способом и системой получения знаний, стремление к получению и обработке новой информации. Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.
Нами были изучены работы известных педагогов, психологов, философов по проблеме развития любознательности. Рассмотрены различные определения и подходы к пониманию этого понятия. Также были выделены основные особенности развития любознательности в младшем дошкольном возрасте, что помогло в дальнейшем правильно и более результативно организовать развитие любознательности посредством игры. Развитие любознательности не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности– это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.
Первоначально дети познают окружающий мир через эмоциональное общение с близкими взрослыми. Но по-настоящему познавательная активность начинает проявляться и развиваться начиная с раннего детства, т.е. с года. Примерно с года ребёнок начинает осваивать навыки прямохождения, именно поэтому окружающие предметы становятся более доступными. Младшие дошкольники привлекают закрытые шкафчики с различными вещами, электрические розетки, провода, всевозможные пузырьки и флакончики, того и гляди, что-нибудь откроет, рассыплет, прольёт или попробует. Любознательность у ребёнка младшего дошкольного возраста развивается через предметную деятельность, т.е. через действия с предметами.
Поскольку целью работы было теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность игры как средства развития любознательности младших дошкольников. Для этого была разработаны и проведены занятия в форме игры для развития любознательности, исходя из проведенной диагностики, что является четвертой задачей данной работы. В ходе исследования данной проблемы мы выяснили, что:
1. в младшем дошкольном возрасте любознательность постепенно перестает проявляться стихийно. Вместо этого появляется осознанный интерес к определенным предметам. Любознательность теперь проявляется направленно;
2. игры положительно влияют на процесс формирования любознательности у младших дошкольников. Именно игры содействуют развитию у них таких качеств, как самостоятельность и инициативность, а также помогают воспитанию чувства коллективизма;
3. при наличии устойчивого интереса, который можно вырабатывать с помощью игр, процесс овладения новыми знаниями и навыками становится более активным, творческим, что, в свою очередь, активно влияет на укрепление интереса к учебе у ребенка.
Подводя итог, следует сказать, что применение игр помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя игру как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Проведение занятий в форме игры – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться каждый педагога.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогические основы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Понятие «любознательность» рассматривается как отдельное любопытство, увлеченность науками, познание, желание учиться.
Он считает, что любознательность выражается в интересе к каким-либо занятиям, а также в склонности к изучению какого-либо предмета [2].
А.В. Бондаренко считает, что любознательность – это умственная и психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно тому, как людям присуща потребность в труде, игре, общении; им также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Любознательность является главной частью успеха, в учебной деятельности, как школьников, так и студентов, это развивает в них способность к самостоятельному развитию и самостоятельному воспитанию [11].
Можно смело заявить о том, что без развития любознательности, а именно без стремления к познанию и без проявления интереса, во всем мире не произошло бы ни одно открытие в областях науки и практики.
Н.П. Бакшеева считает любознательность своеобразным показателем познавательных запросов и интересов [7].
Е.Р. Танхаева рассматривает любознательность, как начало в развитии познавательного процесса, который происходит через интерес. Они описывают формы интереса, среди которых, любознательность является на низкой стадии, но направленной на внешние составляющие предмета, которые и привлекают ребенка своей новизной и неожиданностью [23].
Г.Н. Щукина, в статье «Проблема познавательного интереса в педагогике» так же рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций: удивления, радости в познании, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, изучить, так скажем, не только внешнюю оболочку, но и то, что может находиться внутри. В таком случае, любознательность может стать чертой характера, что сказывается на ценности развития воспитанников [26].
По ее мнению, любознательность – это правильно направленное отношение к обширному кругу разных явлений. Ко всему прочему, главное при развитии и сформированности любознательности у старших дошкольников, являются явления жизни, которые воспринимаются [29].
Согласно высказываниям А.В. Запорожца, в книге «Избранные психологические труды», — любознательность – не стандартное проявление активности, которое отличается рядом особенностей.
По его мнению, любознательность:
— это начальный этап становления постоянной познавательной направленности. Она связана рефлексами и примерной деятельностью;
— выступает одним из важнейших условий в развитии умственной деятельности, в этом случае, она помогает затрачивать меньше энергии [5].
Некоторые ученые рассматривают любознательность в границах познавательной мотивации.
Так Д.Е. Берлайн, в статье «Любознательность и поиск информации» определяет любознательность, как условие мотивации, то есть толчок к выполнению познательных действий, для получения требующейся информации. Любознательность у него выступает в качестве процессов, которые направлены на изучение и познание, которое проявляется в поиске новых знаний и умений [10].
Следует отметить еще одно направление в определении любознательности как черты характера или свойства личности. Такой взгляд на любознательность можно найти в работах Б.Г. Ананьева, В.Л. Поплужного, А.Н. Низовой, А.П. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Абраменко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Погореловой и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы