Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Художественное развитие школьников средствами народной росписи на уроках изобразительного искусство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Значение декоративно-прикладного искусства в развитии школьников 6
1.2. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (на примере росписи) 9
1.3. Условия развития детского изобразительного творчества 13
1.4. Примерная общеобразовательная программа основного общего образования и основные направления деятельности 22
ГЛАВА 2. НАРОДНАЯ РОСПИСЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. История развития мезенской росписи 28
2.2. Диагностика уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений школьников 36
2.3. Разработка уроков по художественному развитию школьников на уроках изобразительного искусства на примере мезенской народной росписи 42
2.4. Выявление эффективности работы по сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Введение:
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному стандарту общего образования декларируются цели, связанные с коммуникативным развитием личности. Так, среди личностных результатов образования указывается и «сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности», а среди метапредметных результатов – «умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты». Причем, преимущественно во внеурочной деятельности на занятиях технологии возможно формировать личность и ее основные характеристики, поскольку в данном процессе происходит освоение окружающей действительности посредством эстетических чувств.
Уроки изобразительным искусством формируют художественно-творческую активность личности, воспитывают интерес к предмету. Развитие декоративно-прикладного творчества играет существенную роль в развитии личности школьников. При этом, народное искусство является в настоящее время важным направлением в развитии эстетических и патриотических аспектов. На сегодняшний день преимущественно обоснованным является представление о том, что декоративно-прикладное искусство возникает в качестве социально обусловленного способа человеческой деятельности, которая, в свою очередь, дает возможность решать определенного рода практические задачи в жизни человека. Именно это предоставляет человеку материальные средства для воплощения своих идей.
Также актуальность подтверждена учеными по изобразительному искусству, такими как Г.Г. Григорьева, которая раскрыла ключевые принципы построения предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности в своей работе «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности», Н.М. Скаткин и И.Я. Лернер, выработавшие методы обучения изобразительному искусству в работе «Дидактика» , Т.С. Комарова в труде «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию» представила основной перечень методов, которые оптимально использовать в работе с разновозрастной аудиторией, Г.Н. Пантелеев в пособии «Декоративное искусство — детям» рассказал об особенностях декоративно-прикладного искусства и его преподавания в детском саду, Е.О. Шишова в книге «Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду» также рассматривает особенности декоративно-прикладного искусства.
Исходя из этого, встает проблема исследования, ставящая вопрос об освоении техникой народной росписи как средства художественного развития школьников.
Объект исследования: декоративно-прикладное творчество в школе.
Предмет исследования: процесс художественного развития на уроках мезенской росписи.
Цель исследования: определить связь художественного развития и декоративно-прикладного искусства и разработать на этой основе урок.
Исходя из поставленной цели, необходимо поставить задачи исследования:
1. Определить значение декоративно-прикладного искусства в развитии школьников.
2. Ознакомиться с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (на примере росписи).
3. Представить условия развития детского изобразительного творчества.
4. Рассмотреть примерную общеобразовательную программу основного общего образования и основные направления деятельности.
5. Провести диагностику уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений школьников.
6. Разработать урок и выявить эффективности работы по сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений школьников.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнительный метод.
Практическая значимость состоит в разработке методического оснащения, которое может быть использовано на уроках изобразительного искусства в процессе изучения народных традиций.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованных источников.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было определено значение декоративно-прикладного искусства в развитии школьников. Мы выяснили, что декоративно-прикладное искусство носит развивающий характер, способствует формированию эстетического отношения к миру. Народное декоративно-прикладное искусство доступно восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.
В ходе решения второй задачи было осуществлено ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (на примере росписи). было выяснено, что занятия росписью положительно влияют на развитие личностных качеств учащихся младшего школьного возраста, особенно необходимых на данном этапе, так как занятия росписью требуют волевых качеств и усилий, усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления, активизируют творческую деятельность. Однако, не так просто заставить ребенка заниматься кропотливым трудом. Неотъемлемым фактором активизации творческой деятельности младшего школьника является новизна.
В ходе решения третьей задачи были представлены условия развития детского изобразительного творчества. Было выяснено, что содержательная часть программ по рисованию для школьников ориентирована, прежде всего, на то, чтобы формировать у детей навыки достоверного изображения действительности, вызывая при этом положительный эмоциональный отклик. Все действия, которые предлагаются детям для выполнения, направлены, прежде всего, на формирование мелкой моторики, внимания, усидчивости и эмоциональности.
В ходе решения четвертой задачи была рассмотрена примерная общеобразовательная программа основного общего образования и основные направления деятельности. Было выяснено, что примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
В ходе решения пятой задачи была проведена диагностика уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений школьников. Было выяснено, что у представленной аудитории преимущественно средний и низкий уровни изобразительного творчества. По анализу процесса деятельности можно сделать вывод, что дети с высоким уровнем развития изобразительного творчества отсутствуют. Соответственно, изобразительное творчество у рассматриваемой разновозрастной аудитории сформировано не в достаточном объеме, что свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования.
В ходе решения шестой задачи был разработан урок и выявлена эффективность работы по сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений школьников. Можно говорить о том, что что предложенная система занятий по декоративно-прикладному творчеству на примере хохломской росписи, а также работа вне их, оказалась достаточно эффективной, что, в свою очередь, позволило существенно повысить уровень формирования изобразительных, технических умений и творческих проявлений у детей подготовительной групп.
Таким образом, задачи работы выполнены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Декоративно-прикладное искусство по своей сути призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Еще на ранних этапах развития человечества люди стремились к тому, чтобы вещи являлись не только практичными и удобными для их использования, но и также привлекательными внешне.
Любой народ, испытывая влияние жизненных и природных условий, на протяжении своего существования формирует совершенно самобытные традиции в развитии декоративно-прикладного творчества. Отсюда, собственно, и появляются любимые темы рисунков, орнаментов, происходит отбор материалов, форм и колоритов. Происходит построение художественно-прикладной идентичности ремесла. Можно говорить и о том, что характерные черты народного творчества также являются основой профессионального художественно-декоративного искусства.
Термин «декоративно-прикладное искусство» сам по себе подсказывает его первоначальное назначение. Это деятельность является прикладной, то есть направлена на улучшение качества предметов. Здесь можно отметить наличие утилитарного характера.
Вместе с тем, декоративно-прикладная деятельность обладает художественно-декоративным характером, поскольку стремится к непосредственно художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное значения при этом действительно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Художественная образность вещи делает ее приятной взгляду, эстетичной. Утилитарное начало, в свою очередь, подчеркивает жизненность художественной отделки предмета.
В народе всегда создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, которые радовали и активно развивали воображение человека. Более того, людей разных возрастов приобщали к изготовлению тех или иных ремесленных продуктов. На сегодняшний день такие традиции находят свое отражение в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования и так далее.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности заключается, прежде всего, в том, что она дает человеку возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать только те, которые наиболее полно подходят к осуществлению замысла. Это процесс поэтапный, он развивает личностную инициативность, а также побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Изобразительной деятельности уделяется значительное место в работе детского сада, школы, кружка, образовательного учреждения среднего и высшего звена по художественному профилю. Причем, усвоение декоративных приемов происходит одновременно с усвоением навыков рисунка.
Художественно-прикладная практика человека, прежде всего, характеризуется образностью и своим утилитарным назначением. К примеру, дети радуются, даря своим мамам скромные подарки, видя, что на праздничных утренниках стены зала украшены созданными ими флажками или какими-либо другими элементами. В данном случае дети не только принимают участие в украшении окружающего пространства. Также они и приобщаются к активной творческой деятельности. Причем, такое приобщение может происходить в любом возрасте. Следовательно, утилитарность в данном случае определяется воспитательными задачами.
Для взрослого человека декоративно-прикладное искусство – это средство самореализации и эстетического восприятия мира. Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве своеобразна и выступает в виде условных символов, эмблем, графических изображений.
Реализуя декоративно-прикладную деятельность, взрослые воспитывают в себе эстетическое восприятие мира, чувство народности, гражданственности и, соответственно, патриотизма. Все эти элементы в современном мире чрезвычайно важны.
Формирование декоративного творчества происходит поэтапно, при помощи использования различных творческих заданий и создания необходимых условий. Представленная поэтапность зависит при этом от вида деятельности. Развитие чувства цвета, к примеру, происходит от освоения человеком жизненных свойств красок и, соответственно, их сочетаний к использованию этих свойств для образного воплощения . В декоративной деятельности под влиянием фольклора, от восприятия образцов и их отдельных выразительных средств человек переходит к творческим композициям с использованием различных материалов. Основу творческих заданий составляют определенные темы, которые делают образ наглядным и доступным . Произведения декоративно-прикладного искусства в жизни человека отвечают основным требованиям, а именно: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу, по технике выполнения и по функциональным признакам использования предмета. Представленная классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.