Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право социального обеспечение и гражданские право

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Понятие правового статуса несовершеннолетних 9
1.2. Российское и международное законодательство в области защиты прав несовершеннолетних 17
1.3. Право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы реализации в современных условиях 21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ 32
2.1. Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних 32
2.2. Оптимизация федерального законодательства и нормативных правовых актов в субъектов Российской Федерации в части государственной защиты несовершеннолетних 37
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 42
3.1. Понятия и роль государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних 42
3.2. Защиты прав и интересов детей органами опеки и попечительства 48
3.3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав 52
3.4. Уполномоченный по правам ребенка 57
3.5. Органы ювенально юстиции 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Дети являются высшей ценностью каждого государства Ребёнок должен пользоваться особым приоритетом, так как в раннем возрасте они особенно подвержены различным влияниям и особенно уязвимы. Преодолеть кризис российского общества, можно только при его глубочайшем социальном, экономическом, нравственном, духовном оздоровлении. Проведение социальной политики, которая нуждается в эффективном развитии, при её помощи, возможно значительно улучшить условия жизни граждан, защиту их прав и интересов. Постоянно увеличивающийся рост преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами, количество детей, лишившихся родительского попечения, нуждаются в срочном поиске и применении различных мер.
Правовое положение несовершеннолетних, как и его реализация, направлена на защиту человеческого потенциала. Нормы, которыми наделены несовершеннолетние для реализации и защиты, собственных прав далеко не исчерпывающие, существует ряд других норм, позволяющие другим лицам, прежде всего законным представителям, осуществлять защиту прав несовершеннолетних.
Правовая защита несовершеннолетних – это совокупность нормативных актов, которые устанавливают правовое положение несовершеннолетних как участников общественных отношений и которые закрепляют основы организации деятельности системы органов по работе c несовершеннолетними.
Так как несовершеннолетние не могут самостоятельно осуществлять восстановление нарушенных прав в силу определенных возрастных особенностей представительство и защиту детей осуществляют законные представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые являются субъектами правоотношений. Защита прав несовершеннолетних детей должна охватывать все сферы жизнедеятельности: благоприятное развитие, воспитание, образование, трудовая занятость, социальное обеспечение, отдых, медицинское обслуживание. Механизм защиты несовершеннолетних является специальным, так как их принято считать особым субъектом права, которые являются наиболее уязвимой категорией.
Практика правоприменения органов власти и управления законодательства о правах детей свидетельствует о наличии ряда проблем при реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
Актуальность темы работы обусловлена также тем, что существующая в РФ система государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних недостаточно разработана, систематизирована и малоэффективна в связи с тем, что:
1. Наблюдается разрушение устоев и ценностей семьи.
2. Значительно снижается воспитательная функция системы образования.
3. У несовершеннолетних отсутствует, на практике, возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими.
4. Административные органы, органы опеки и попечительства, прокуратура, комиссии по делам несовершеннолетних нацелены лишь на исполнение решений, связанных с изыманием ребенка из семьи.
5. Большинство из государственных органов, такие как прокуратура, комиссии по делам несовершеннолетних, осуществляют свою деятельность по защите прав и интересов детей наряду со своими другими должными обязанностями, а не комплексно и целенаправленно только в отношении несовершеннолетних.
Очевидно, что необходимо определенным образом реформировать систему механизмов, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Начиная с 2000 г., в России проводится работа по внедрению системы ювенальной юстиции, включающей в себя не только законодательную базу, деятельность судебных, правоохранительных органов, медико-социальных учреждений, но и просветительскую деятельность. Ювенальная юстиция, на наш взгляд, обладает единым механизмом, комплексным и систематическим подходом по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Актуальность данной темы заключается не только в ее общецивилизационным значением, но и интересом к практикоприменительной сфере, которая позволит определить и осуществить конкретные правовые меры по обеспечению и реализации прав несовершеннолетних как субъектов гражданского права. В силу возраста несовершеннолетние не могут в полной мере осуществлять принадлежащие им права, нести обязанности и защищать свои интересы. Человек до достижения совершеннолетия находится в стадии становления и формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом. Все вышеперечисленное указывает на важность и актуальность изучения данной темы.
Проблемы правовой защиты несовершеннолетних граждан изучаются такими науками как: психология, педагогика, юриспруденция, криминология. Данными вопросами занимались такие ученые, как Г.М. Свердлова, С.С. Алексеева, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Л.Г. Кузнецовой, Л.И. Майданик, Н.С. Малеина, Н.Ю. Сергеевой, Я.Н. Шевченко, Г.Ф. Шершеневича, А.Е. Казанцевой, З.В. Романовской, А.Е. Тарасововй, А.М. Нечаевой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, О.М. Никулина, А.М. Рабец, А.С. Бакина, О.Н. Садикова, С.В. Марченко, Н.В. Лазаревой-Пацкой, А.В. Милоховой, С.В. Маркосяна, В.В. Ровного, И.С. Шабуниной, В.М. Болдионова и других.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения, возникающие в сфере государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают нормы права, регулирующие государственное управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе особенностей государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних, выявления проблематики в данной сфере и выработке решений.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие правового статуса несовершеннолетних;
— охарактеризовать российское и международное законодательство в области защиты прав несовершеннолетних;
— изучить право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы реализации в современных условиях;
— рассмотреть правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних;
— выявить пути оптимизации федерального законодательства и нормативных правовых актов в субъектов Российской Федерации в части государственной защиты несовершеннолетних;
— проанализировать понятия и роль государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних;
— обобщить особенности защиты прав и интересов детей органами опеки и попечительства;
— изучить деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав;
— провести анализ роли Уполномоченного по правам ребенка;
— рассмотреть деятельность органов ювенальной юстиции.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации , а также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в настоящем исследовании, дополняют науку гражданского права и могут служит научной базой для разработки законодательных изменений правовых норм, регулирующих государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучен правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ правовых основ обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних в России.
В третьей главе выпускной квалификационной работы изучены проблемы совершенствования государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних в современных условиях.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Законом в качестве главного условия для достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности рассматривается возраст, поскольку это предполагает достижения лицом определенного уровня психической зрелости. Стоит отметить, что ограничение права самостоятельно распоряжаться своими доходами в воспитательных целях более эффективно по сравнению с лишением данного права.
Несовершеннолетнее лицо может быть полностью дееспособным. Из этого следует, что в этом случае на него будут распространяться все гражданские права и обязанности в полном объеме, предусмотренные законом, в указанных случаях. Данными случаями являются: неполная (частичная) дееспособность, которой обладают граждане в возрасте от 6 до 14 лет (категория малолетние) и граждане в возрасте от 14 до 18 лет (категория несовершеннолетние). Недееспособными являются граждане, признанные таковыми в соответствии с решением суда на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с принципами международного права государства обязаны добросовестно исполнять международные договоры, к которым в равной мере отнесены Конвенции по защите прав детей в различных общественных сферах.
Анализ действующего в Российской Федерации законодательства, регламентирующего правовое положение несовершеннолетнего, позволяет заключить, что оно в значительной степени приведено в соответствие с международными стандартами и обязательствами Российской Федерации в области закрепления на государственном уровне прав детей и их реальной защиты. Вместе с тем отдельно выявленные проблемы требует своего законодательного решения.
Согласно СК РФ, каждый ребенок имеет право на семью, но реальная жизнь куда сложнее и обеспечить выполнение этого принципа для всех невозможно. Чтобы компенсировать отсутствие родительской заботы, существуют специальные службы, которые принимают всю полноту ответственности за таких детей.
Каждый случай установления опеки, попечительства, усыновления или иных форм патроната происходит индивидуально.
Учитывая вышеизложенное в первой главе работы, нами предлагается разработать единый регламент помещения ребенка, имеющего родителей, в организацию для детей-сирот любой ведомственной принадлежности. А, кроме того – предоставлять родителям услуги, которые позволят оставить ребенка в семье, включая уход на дому, устройство в ясли и т.д.
СК РФ никак не регулирует продолжительность временного пребывания «родительского» ребенка в интернате и даже Доме ребенка. Отсюда второе предложение – внести изменения в законодательные акты, позволяющие вводить ограничения срока пребывания. Цель этих поправок – отстаивание права ребенка жить и воспитываться в семье, которое тоже закреплено СК РФ.
Кроме того, необходимо рассмотрение в регионах вопроса финансовой поддержки семьям, воспитывающим детей с тяжелой инвалидностью. По нашему мнению, существенно изменить ситуацию к лучшему смогла бы ежемесячная денежная дополнительная выплата неработающему члену семьи, который постоянно ухаживает за ребенком-инвалидом с выраженными нарушениями развития, как это уже сделано, например, в Санкт-Петербурге. Желательно, чтобы размер общей выплаты был не ниже прожиточного минимума в регионе, а лучше в полтора раза его превышал. В эти деньги не должна включаться пенсия по инвалидности ребенка.
Несмотря на все положительные результаты проделанной работы на государственном уровне все еще имеют место некоторые проблемы в сфере правового положения ребенка в Российской Федерации. К ним относится не только недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, но и семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми, насилие в отношении детей; низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, и как результат – лишение родительских прав и рост социального сиротства.
В результате выявления во второй главе работы путей оптимизации федерального законодательства и нормативных правовых актов в субъектов Российской Федерации в части государственной защиты несовершеннолетних, можно отметить следующие направления:
1. Придание законотворческому процессу максимальной гласности, как на этапе разработки, так и в процессе применения новых правовых норм.
2. Привлечение к разработке нового законодательства правозащитных, семейных и детских организаций, СМИ.
3. Создание и развитие механизма независимого контроля за положением семей и детей.
Проанализированные в третьей главе работы нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие защиту прав и интересов несовершеннолетнего, позволили сформировать некоторые проблемы его надлежащей правовой защиты. В частности, речь идет о наличии недостатков, присущих отечественному уголовному законодательству, что, безусловно, порождает в дальнейшем проблемы правоприменительной деятельности. Наше внимание было акцентировано на некоторых существенных недостатках, свидетельствующих о противоречивости сущности и содержания нормативных положений современных направлений уголовно-правовой политики в части защиты несовершеннолетнего от наиболее распространенных общественно опасных посягательств в настоящее время. Отдельное внимание было уделено эффективности национальных механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей посредством реализации национальных программ и проектов. В представленном для анализа плане основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства, упор делается на нейтрализацию социально-бытовых проблем. Комплекс разноплановых мероприятий разработан и утвержден с учетом современных требований к процессу полноценной социализации подростка в семье, обществе и государстве. Однако на фоне прогрессирующих неблагоприятных тенденций в государственной программе абсолютно проигнорирована необходимость сосредоточения усилий на механизме профилактики и противодействия криминальным угрозам, жертвами которых становятся дети. В связи с чем мы считаем есть необходимость совершенствования законодательства, выступающего в качестве базиса социальной и уголовной политики по защите детства.
По нашему мнению, существует необходимость в уточнении статуса органов опеки и попечительства на законодательном уровне, а также в объединении в едином нормативном акте всех полномочий данных органов, к числу которых следует добавить проведение профилактических работ с родителями и детьми для выявления существующих проблем на ранней стадии их возникновения.
Вопрос о месте Комиссии по делам несовершеннолетних в системе государственных органов до сих пор вызывает противоречия. Но значимость Комиссии как системы, координирующей деятельность всех органов Московского района Санкт-Петербурга в противодействии подростковой преступности, безнадзорности и беспризорности, а также насилия в отношении несовершеннолетних, не вызывает сомнения.
В 2018 году Комиссией проведено 37 заседаний, в том числе, 12 заседаний по представлениям образовательных организаций по фактам уклонения обучающихся от обучения. Рассмотрено 617 административных протоколов в отношении несовершеннолетних, вынесено 225 постановлений о проведении индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) с несовершеннолетними; об окончании ИПР в отношении 89 несовершеннолетних, из них, 39 – по исправлению (44%).
В настоящее время в работе Комиссии Московского района Санкт-Петербурга существует много трудностей. На наш взгляд, основной является то, что нет жесткого законодательного закрепления на федеральном уровне всех полномочий, состава, целей и задач деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних. Именно от правовой неясности, неточности и абстрактности
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам Санкт-Петербурга и их должностным лицам.
По вопросам защиты прав ребенка на семью к Уполномоченному по правам ребенка в г. Санкт–Петербург обратилось в 2018 году 107 граждан (3,2% от общего количества заявителей).
Считаем целесообразным закрепить унифицированное словосочетание — «Уполномоченный при … (главе субъекта Российской Федерации — в каждом субъекте свое) по правам ребенка».
Для решения обозначенных выше проблем, внесения изменений в действующие нормативные правовые акты недостаточно. Если в настоящее время можно говорить о процессе «специализации» уполномоченных, то целесообразно разработать отдельный правовой документ, который содержал положения об уполномоченном по защите прав ребенка как в РФ, так и субъекте РФ. У них не должно быть разницы в средствах защиты прав маленьких граждан, единственное отличие заключается в том, на какой территории они действуют.
Принятие нормативного акта аналогичного Федеральному закону от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» решит проблемы, связанные с полномочиями детского омбудсмена, унифицирует их в разных регионах нашего государства и в целом позитивно скажется на их работе.
Споры о внедрении ювенальной юстиции в нашей стране не утихают до сих пор. На современном этапе этот вопрос является достаточно актуальным в связи с участившимися случаями нарушения прав несовершеннолетних. Так, согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, число только зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, например, в Московском районе Санкт Петербурга в 2016 г. составляло 34 преступлений, в 2017 г. — 30 и в 2018 г. — 42.
Таким образом, вопрос о внедрении ювенальной юстиции в России является крайне сложным. По этому поводу высказываются различные мнения. На настоящий момент в Российской Федерации функционируют органы, осуществляющие защиту прав ребенка, но самостоятельная система ювенальной юстиции не закреплена законодательно. Главной причиной непринятия ювенальной юстиции выступает ее противоречие СК РФ, а также негативные последствия.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие правового статуса несовершеннолетних

Правовое регулирование статуса несовершеннолетних прошло долгий путь исторического становления. Ещё со времен древней Греции дети рассматривались как принадлежность родителей, точнее глав семейства, отсюда вытекала их единственная правовая обязанность — подчинение родителю. Что касается истории нашей страны, то разница была невелика. «В дохристианский период на Руси дети были абсолютно бесправны и также являлись принадлежностью своей семьи» . С принятием христианства, в жизнь славян постепенно вошли религиозные ценности, содержащие более пристальное отношение друг к другу, к личности в частности.
С появлением в XVI веке на Руси нормативно закрепилась обязанность детей заботиться о своих родителях. Зафиксировано это правило было в литературном памятнике «Домострой». В нём же была прописана необходимость повиноваться своим родителям. Бесправное положение детей подчёркивалось разрешением родителям строго наказывать своих детей за провинность .
В XVIII веке, в эпоху Просвещения, широкое распространение в Российской империи получили философские и социальные теории Нового времени, направленные на обоснование возможности устройства общества на принципах свободы и гражданского равенства. Идея развития либеральных идей в России конца XVIII века, хоть и пришла из Западной Европы, но на практике в Российской империи вплоть до начала XX века реализации не находила. Лишь в годы первой русской революции 1905 — 1907 гг.
Николай II даровал гражданам «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка», а вместе с ним незыблемые основы гражданского права: свободу совести, слова, печати и пр., а также политические права. Что же касалось регулирования правового статуса детей, вплоть до Октябрьской революции оно сводилось к установлению правил религиозного, нравственного и сословного характера. В отношении детей применялись понятия: законнорожденных, внебрачных и усыновленных; сложилось представление о том, какой должна быть система опеки и попечительства над детьми. «Очевидной стала необходимость существования Воспитательных домов, чьей главной функцией являлось призрение незаконнорожденных детей, передача их на воспитание в крестьянские семьи с последующей опекой Воспитательного дома над находящимся в приемной семье ребенком. Кроме того, в качестве борьбы с беспризорностью, осознавалась необходимость помещения в приюты законных детей из обедневших семей. В это же время появилось разделение несовершеннолетних детей по возрастам: от рождения до 14 лет и от 14 до 17 лет — малолетние, от 17 до «двадцати лет с годом» — несовершеннолетние» .
Советский социализм соединил в себе тоталитарный режим и законодательное признание некоторых ценностей демократии, касающихся прав и свобод. В советский период было устранено влияние церкви на правовое положение детей. Родители признавались «временными» воспитателями и опекунами, а за ненадлежащее воспитание детей, которое не соответствовало духу коммунизма, заменялись другими, «более надежными элементами», соответствующими проводимой политике . Так, например, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59) . Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН , закрепила положение несовершеннолетнего как отдельного субъекта права. СССР присоединился к данной Конвенции в 1990 году.
Исследование основополагающих вопросов статуса несовершеннолетних целесообразно начать с обозначения понятия и конкретного содержания правосубъектности. Ведь правосубъектность — основополагающий элемент любой правовой системы и важнейшая теоретическая категория в праве.
Исходя из основных теоретических положений гражданского права правосубъектность — это понятие, характеризующее способность субъекта права осуществлять действия правомерного характера, нести юридическую ответственность за совершенные действия, выступать субъектом обязательственных отношений. «Понятие правосубъектности относится к основополагающим категориям гражданско-правовой науки. Однако если вопрос о правовом статусе совершеннолетних граждан в теории и законодательстве остается в большей степени ясным и разрешенным, то правосубъектность несовершеннолетних является дискуссионной правовой категорией» .
Правовой статус несовершеннолетних граждан Российской Федерации регулируется нормами международно-правовых актов, нормами, закрепленными в Конституции Российской Федерации 1993 года, в ГК РФ, СК РФ и рядом других федеральных законов. Конституция РФ фиксирует в ст. 64 правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в гл. 2. ГК РФ, являясь ядром гражданско-правовых отношений, определяет различные положения правового статуса несовершеннолетних граждан, закрепляет понятия правоспособности и дееспособности, регламентирует проблемы эмансипации.
Современное гражданское законодательство Российской Федерации выделяет следующие группы несовершеннолетних граждан в зависимости от объема предоставляемых им прав: частично дееспособные несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет и частично дееспособные несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. На наш взгляд, данное разделение было вызвано развитием рыночных отношений, что поспособствовало вовлечению несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в имущественные и иные гражданско-правовые отношения.
Малолетние граждане, то есть в возрасте от 6 до 14 лет, наделяются ГК РФ достаточно узкой сделкоспособностью, а исходя из п. 3 ст. 28 ГК РФ деликтоспособностью не наделяются вовсе. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны. За малолетними в возрасте от 6 до 14 лет в п. 2 ст. 28 ГК РФ закрепляется право совершать мелко-бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды без нотариального удостоверения, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем, или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Правовой статус несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет существенно отличается от статуса малолетних. Данная категория несовершеннолетних граждан наделяется частичной дееспособностью. Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние граждане от 14 до 18 лет вправе осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности, вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом, причем согласие родителей на это не требуется, вправе совершать мелкие бытовые сделки, причем законодатель подразумевает их совершение за счет родителей несовершеннолетних. Также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет признаются деликтоспособными, то есть несут ответственность принадлежащим им имуществом по различным обязательствам.
«Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд урегулированность правового статуса несовершеннолетних граждан, многие вопросы, касающиеся их правового статуса, не решены в законодательстве. Об этом свидетельствует, в том числе обширная и противоречивая судебная практика по таким спорам, как, например, участие несовершеннолетних в сделках с недвижимым имуществом, в наследственных правоотношениях, в предпринимательской деятельности и др» .
Гражданская правоспособность физического лица в соответствии с нормами ГК РФ по соответствующим гражданским правоотношениям может возникнуть не с момента рождения, а в другой, более поздний срок в зависимости от вида гражданских обязанностей и прав. Так, например, п.2 ст. 26 ГК РФ дает право несовершеннолетним при достижении ими шестнадцати лет быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
При анализе гражданской правоспособности особое внимание уделяется вопросу соотношения категорий гражданской правоспособности и субъективного гражданского права. «Основными отличительными чертами правоспособности от субъективного права являются:
1. правоспособность является первоисточником возникновения субъективных прав, тогда как для возникновения субъективных прав необходимо наличие определенных юридических фактов;
2. правоспособность представляет собой абстрактную возможность иметь права, субъективному праву соответствуют определенные субъективные обязанности;
3. правоспособность является неотъемлемым качеством гражданина, а субъективное право рассматривается как элемент правоотношений» .
Закон может ограничить гражданские права, но лишь в той мере, в которой это необходимо для защиты законных прав и интересов других лиц.
Другим элементом материально-правового статуса физического лица является дееспособность. Дееспособность — это способность граждан приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности. Нормы ГК РФ закрепляют недопустимость ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Гражданская правоспособность и дееспособность в полной мере возникают у гражданина с момента наступления совершеннолетия. В то же время «уровень развития волеспособности зависит не только и не столько от возраста, сколько от определенного набора социальных, психологических, психофизических, коммуникативных качеств, которые субъект как раз и приобретает, достигнув определенного возраста» .
«В особых случаях законодательство предоставляет возможность осуществлять в полном объеме свои права и обязанности до наступления 18 лет» .
Также по решению органа опеки и попечительства или суда несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. «При этом критерием оценки является не непосредственно сам доход, а факт осуществления деятельности, приводящей к получению дохода. То есть получение дохода без применения усилий со стороны несовершеннолетнего, к примеру получение дохода от вкладов, нельзя считать условием эмансипации» . При этом следует отметить, что эмансипация делает гражданина полноправным участником гражданских правоотношений, не отменяя избирательные и иные ограничения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают гражданской дееспособностью в неполном объеме. Для совершения сделок им необходимо получить письменное согласие представителей. Без согласия законных представителей несовершеннолетние могут распоряжаться своими доходами, совершать мелкие бытовые сделки, осуществлять авторские права и вносить вклады в кредитных организациях.
Ст. 26 ГК РФ предусматривает возможность ограничения или лишения несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами. В настоящее время ограничение дееспособности несовершеннолетних производится только по решению суда. Заявление об ограничении прав несовершеннолетнего подается в суд по месту жительства данного гражданина, заявителем могут выступать родители, усыновители или попечители либо органы опеки и попечительства. Достаточными основаниями для ограничения дееспособности можно считать употребление алкоголя и наркотических веществ, увлечение азартными играми, наличие психического расстройства. «Над лицами, ограниченными в дееспособности, устанавливается попечительство» .
По истечению срока ограничения дееспособности, установленного решением суда, ограниченные права восстанавливаются в полном объеме. «Если в решении суда не был установлен срок ограничения дееспособности несовершеннолетнего, то права восстанавливаются по ходатайству лиц, обращавшихся в суд с заявлением об ограничении прав либо по достижению совершеннолетия» .
При ограничении права распоряжаться доходами, несовершеннолетний может осуществлять вышеуказанные права, получив на это согласие от своих законных представителей. При лишении несовершеннолетнего права распоряжаться доходами, от его имени и в его интересах распоряжение доходами осуществляют законные представители.
В заключение рассмотрения вопроса можно сделать вывод, что законом в качестве главного условия для достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности рассматривается возраст, поскольку это предполагает достижения лицом определенного уровня психической зрелости. Стоит отметить, что ограничение права самостоятельно распоряжаться своими доходами в воспитательных целях более эффективно по сравнению с лишением данного права.
Несовершеннолетнее лицо может быть полностью дееспособным. Из этого следует, что в этом случае на него будут распространяться все гражданские права и обязанности в полном объеме, предусмотренные законом, в указанных случаях. Данными случаями являются: неполная (частичная) дееспособность, которой обладают граждане в возрасте от 6 до 14 лет (категория малолетние) и граждане в возрасте от 14 до 18 лет (категория несовершеннолетние). Недееспособными являются граждане, признанные таковыми в соответствии с решением суда на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы