Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Государственная социальная помощь малоимущим гражданам в России и зарубежных государствах. Сравнительный правовой анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 7
1.1. Социальная помощь малоимущим гражданам в структуре социального обеспечения России и зарубежных стран: понятие и цели оказания 7
1.2. Основы правового регулирования государственной социальной помощи малоимущим гражданам в международных, российских и зарубежных правовых актах 13
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ 19
2.1. Формы и виды государственной социальной помощи малоимущим гражданам по российскому и зарубежному законодательству 19
2.2. Порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам в России и за рубежом 26
2.3. Совершенствование правового института государственной социальной помощи малоимущим гражданам с учетом зарубежного опыта 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Введение:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в силу разных причин человек может оказаться за чертой бедности и справиться с этим обстоятельством самостоятельно ему не удается.
Разные страны имеют неодинаковый уровень экономического развития, может присутствовать массовая безработица, низкие заработные платы, высокая трудовая миграция – во всех этих случаях на помощь приходит государство, которое оказывает материальную поддержку своим гражданам в трудный жизненный период.
В разных странах размеры выплат малоимущим гражданам и условия их предоставления существенно различаются, однако их предназначение одинаково.
Например, в Германии, помимо государственной социальной поддержки, существует клуб помощи малоимущим — Deutsche Tafel. Члены этого клуба организовывают лавки, где люди с малым доходам могут купить продукты по символической цене.
Tafel» — так называется организация, помощью которой пользуется уже свыше полутора миллионов человек, треть из которых — дети.
Начав существование в Германии в 1993 году, она приобрела огромную популярность и стала известной по всей стране, благодаря своей деятельности, направленной на помощь малоимущим гражданам и беженцам.
Tafel – некоммерческая, общественная организация, занимающаяся продажей товаров по очень низким ценам.
В Германии проживает огромное количество людей, которые нуждаются в самых необходимых вещах: продуктах, одежде, книгах и так далее. Их денежных средств не хватает на то, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Зачастую не хватает даже на хлеб, который они не могут купить в обычном магазине.
Для этого и была создана организация Tafel: чтобы люди, сэкономив на покупке продуктов, смогли позволить себе купить что-то ещё.
Интересно, что сотрудниками данной организации являются волонтёры. Их количество превышает 50 тысяч человек, которые трудятся более чем в 900 филиалах. Есть и те, кто работает по найму, но обычно их зарплата зависит от спонсорской поддержки. Финансируется организация из пожертвований.
Если в Америке человек попал в беду или временно испытывает материальные трудности, он может рассчитывать на помощь государства. Правительство США создало и поддерживает множество социальных программ, которые помогают людям, находящимся за чертой бедности, покупать еду, оплачивать жилье, детский садик и другие важные расходы.
В некоторых программах имеют право принимать участие даже не резиденты США. Forum Daily разбирался, куда можно обратиться в случае непростого финансового положения.
WIC — это программа федеральной помощи в США, которая предоставляется беременным, кормящим матерям, младенцам и детям в возрасте до пяти лет, семейный доход которых ниже уровня, определенного государством.
Например, во всех штатах, кроме Аляски и Гавайев, доход семьи, состоящей из одного человека, не должен превышать 1800$ в месяц, из двух человек — 2500$ в месяц.
Отношение к такого рода социальной поддержке со стороны общественности и ученых, занимающихся данной проблематикой, неоднозначно – кто-то считает, что это действительно единственный способ пережить трудный период, а некоторые исследователи склоняются к тому, что помощь порождает иждивенческие настроения, не стимулирует людей работать и тем самым только увеличивает уровень безработицы, что хорошо прослеживается на примере Германии.
Целью выпускной квалификационной работы является сравнительно-правовой анализ системы предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам в России и зарубежных государствах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и цели оказания социальной помощи малоимущим гражданам в структуре социального обеспечения России и зарубежных стран,
— изучить основы правового регулирования государственной социальной помощи малоимущим гражданам в международных, российских и зарубежных правовых актах,
— исследовать формы и виды государственной социальной помощи малоимущим гражданам по российскому и зарубежному законодательству,-
— изучить порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам в России и за рубежом,
— предложить пути совершенствования правового института государственной социальной помощи малоимущим гражданам с учетом зарубежного опыта.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной социальной помощи малоимущим гражданам в России и зарубежных государствах.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам в России и зарубежных государствах.
Теоретическую базу работы составили труды таких ученых-юристов как как Юдин В.П., Шайхатдинов В.Ш., Сотникова Л.В., Рождествина А.А., Нагаев В.В., Музафарова М. В., Костина Е.Ю., Кацнельсон, Г.С. и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых основах государственной социальной помощи гражданам в России и зарубежных государствах позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят частично усовершенствовать деятельность по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам в России.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения и др.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель и решены поставленные задачи.
Проведенный сравнительный анализ форм и методов поддержки малоимущих граждан в России и за рубежом, позволяет сделать вывод, что Россия в этом отношении не является лидером.
Получение поддержки от государства требует наличие определенных оснований для этого. Нет таких программ, которые касались бы помощи всем слоям населения. Таким образом, государство выделяет тех, кому действительно требуется помощь.
К такой категории граждан относятся малоимущие. Социальная поддержка этой группы населения требуется потому, что отсутствие финансовых средств приводит к губительным показателям.
Это не только отсутствие мотивации работать и менять что-то в своей жизни, но и наличие проблем со здоровьем — физическим и психическим, отсутствие возможностей в полной мере отдаваться работе или поиску новых источников заработка.
Статистика в России показывает, что на 2019 год в стране официально оформили статус малоимущих более 22 миллионов человек. Это 15 процентов от всего населения государства. И данный показатель только возрастает.
Пособия, выплачиваемые малоимущим в Германии и США, являются гораздо более существенными, что в свою очередь порождает иждивенческие настроения, с которыми активно борются, например, в США.
На сегодняшний день существует немало сложностей в решении проблем малоимущих, основная из них – нехватка бюджетного финансирования.
Во многих зарубежных странах ставка налога составляет 30-40 процентов и пенсионный возраст значительно выше, что позволяет создавать определенный финансовый запас прочности для социальных выплат.
В России отчасти решили пойти по тому же пути за счет поднятия пенсионного возраста, учитывая, что пенсионная реформа находится только в начале своего пути, говорить о том, принесет ли этот шаг положительные результаты, еще очень рано.
Среди иных проблем можно выделить следующие:
1. Отсутствие жилищного фонда для предоставления малоимущим гражданам.
Решение данной проблемы видится в создании социальных хостелов, проживании во временно свободных помещениях маневренного фонда, создании социального арендного фонда, в котором граждане могли бы снимать жилье за небольшую плату, которая использовалась бы государством на ремонт и оплату коммунальных услуг.
2. Отсутствие финансового обеспечения приводит граждан к невозможности дать детям возможность нормально учиться, получить хорошее образование.
Кроме того, семьи оказываются в сложной финансовой ситуации, когда матери находятся в декрете, соответственно, необходимо предусмотреть возможность подработки для таких женщин.
В целях решения этой проблемы предлагается предусмотреть следующие виды социальной помощи: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; помощь детям в получении образования, помощь родителям в ведении домашнего хозяйства.
3. В настоящее время в России выплачивают пособие на ребенка до достижения им 1,5 лет, дальнейшие выплаты в размере 50 рублей до 3х лет не выдерживает никакой критики и давно требует пересмотра.
В данном случае может быть заимствован опыт Скандинавских стран, где существует технология для малообеспеченных семей.
Родители таких семей могут сами выбрать форму пособия на ребенка до 3 лет: в виде услуг детского сада, в денежной форме при содержании ребенка дома.
В США малоимущим оказывается вэлфер – это совокупное название специальных социальных программ, или пособий, входящих во всеамериканскую систему взаимопомощи, тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить или относятся к категории бедных граждан.
В Германии Arbeitslosengeld I (ALG I) является страховым платежом на случай безработицы и для его получения необходимо выполнять условия по ожиданию до наступления страхового случая, например, в течение определенного периода платить взносы. Кроме того, страховые платежи ALG I ограничены по времени. Социальная помощь для трудоспособных носит название Arbeitslosengeld II (пособие по безработице II). Arbeitslosengeld II (ALG II) оплачивается налогоплательщиками и является социальной помощью для трудоспособных малоимущих.
Фрагмент текста работы:
Сегодня в России активно развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.
Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малоимущности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.
Названная форма социальной работы, несомненно, является одной из тех, где достижения видны в большей степени. Однако адресная социальная помощь не может полностью заменить собой систему социальной работы . Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире.
Например, среди направлений благотворительной деятельности в России определены такие, как: содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Однако по сравнению с ведущими странами мира в российском Законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений.
На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем «цивилизованными». Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства . Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и обоснования деятельности общественных организаций. Поэтому численность представителей этой профессии в зарубежных странах достаточно велика.
К примеру, в Великобритании на сегодняшний день насчитывается около 50 тыс. социальных работников при общей численности населения немногим более 50 млн. чел.
Для большинства современных исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении, близком тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условии для достижения этих целей.
Важнейшей структурой европейского социального взаимодействия является Совет Европы — консультативная межпарламентская организация, созданная в 1949 г. в целях содействия интеграционным процессам. В рамках Совета заключено около ста различных конвенций и соглашений, которые, хотя и носят рекомендательный характер, учитываются европейскими государствами при формировании социальной политики. Решения Совета наряду со специализированными органами ООН и другими международными организациями имеют важное значение для всего общеевропейского социального пространства.
К важнейшим для нас относятся Европейская хартия о местном самоуправлении и Европейская социальная хартия , в которых закреплен ряд обязательств: право на труд и справедливое вознаграждение; право работающих женщин на защиту; право детей и подростков на защиту, право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь; право пользоваться услугами социального обеспечения; право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; право матерей и детей на социальную и экономическую защиту; право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и возвращение к общественной жизни; среди прочих прав — право рабочих-иммигрантов и их семей на защиту и помощь.