Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 7
1.2 Понятие и значение усыновления 15
Глава 2 Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей 20
2.1 Условия и порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей ……………………………………………………………………………………….20
2.2 Отмена усыновления 28
Глава 3 Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 36
3.1 Установление опеки и попечительства 36
3.2 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей 44
3.3 Прекращение опеки над несовершеннолетними детьми 50
Заключение 56
Список использованных источников 61
Приложение…………………………………………………………………………66
Введение:
В Российской Федерации, как в правовом государстве, законодателем закреплены основные принципы и механизмы, которые позволяют реализовывать субъектами своих прав, при этом законодатель закрепляет особенности реализации отдельным прав теми субъектами, которые являются наиболее уязвимыми в силу определённых особенностей. Такие механизмы нужны, в первую очередь, детям. Не¬обходимость в защите интересов несовершеннолетних обуславливает возраст детей, не позволяющий последним в полной мере реализовывать принадле¬жащие им права, пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом че¬ловека во многом определяется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным участником различных правоотношений и обладателем прав.
Действующее законодательство в Российской Федерации в области защиты прав детей формируется и развивается с учётом международных норм и стандартов. В основе его лежат важнейшие международно-правовые документы организаций объединённых наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. Международное и национальное право возглавляют приоритет соблюдения прав и свобод гражданина, а также в частности ребёнка, при определении государственной политики, принятии решений культурного, социально-экономического и политического значения.
На сегодняшний день политическая общественная ситуация в Российской Федерации требует особого внимания к проблемам детства и семьи. Президент Российской Федерации в своём Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Общество, которое на деле защищает права ребёнка, уважает его личное достоинство, не только становится человечнее и добрее, но ещё такое общество быстрее и лучше развивается, имеет прогнозируемую и благоприятную перспективу».
В настоящее время число детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей остается на достаточно высоком уровне. Данное явление связано с социально-экономическим кризисом, который, в свою очередь, отразился на детях. Все чаще люди сталкиваются с детской беспризорностью, а в связи с этим с детской преступностью. На улице часто можно встретить детей, которые просят милостыню. Смотря на них, хочется помочь всем и каждому, но, к сожалению, простым гражданам без помощи нашего государства это не под силу.
Опека и попечительство была и остается наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.
Положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и другие нормативные акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ним, в целом применяются к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и которые не урегулированы положениями Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту СК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) .
Степень разработанности темы исследования. В ходе написания работы были использованы труды таких исследователей вопросов опеки и попечительства как: Белоголовцева Е.В., Белькова Е.Г., Бесолова А.А., Кесаева Р.Э., Борисов В.В., Гусарова Г., Зекиряев Т.Б., Илюхин А. В., Кайнов В.И., Касьянова И.Н., Ларионов В.И., Лобковская А.А., Магдесян Г.А.,Максимов И.Н., Максимова Е., Михеева Л. Ю., Мухамадеева Ю.Д., Нечаева А.М., Пивоварова Т.Г., Кузнецова О.В., Расулова Ф.У., Рузанова Е.В., Савицкая А.А., Томбулова Е.Г., Семенова И.Ю., Скоробогатова В.В., Созинова М.В., Токарева Т.Ю., Хафизова А.И., Вильданова Г.Б., Хватова М.А., Чашин А. Н., Черников О.А., Савченко Ю.С., Шакалова В.Г. и других.
Цель исследования – форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие института опеки и попечительства.
2. Проанализировать понятие и значение усыновления (удочерения) ребенка.
3. Охарактеризовать порядок и условия усыновления (удочерения) ребенка.
4. Провести анализ порядка отмены усыновления.
5. Исследовать порядок установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
6. Выделить особенности освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
7. Обобщить основания прекращения опеки над несовершеннолетними детьми.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Предметом исследования является совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют формы устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Заключение:
Самая популярная юридическая форма устройства несовершеннолетних и признанных недееспособными совершеннолетних граждан была и остается опекунством (попечением). В применении этой формы огромный позитивный потенциал, который направлен на организацию жизни тех, кто нуждается в социальной помощи, с одной стороны, наиболее приближенно к проживанию в семье, а с другой — обеспечивает наблюдение за соблюдением права и интереса гражданина. Институт опеки и попечительства имеет тесную связь с понятием и сущностью дееспособности.
Опекунство назначается над малолетними и иными лицами, признанными судом недееспособным. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами устанавливается попечительство (п. 1 ст. 33 ГК РФ). Попечители и опекуны являются законными представителями и выступают в защиту прав и интересов лиц, над которыми установлены опека и попечительство, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах (п. 2 ст. 31 ГК РФ).
Субъектами правоотношений по опеке и попечительству являются опекуны и попечители с одной стороны и лица, над которыми установлена опека и попечительство, с другой стороны. Особым субъектом является орган опеки и попечительства. Обязанности, стоящие перед опекунами или попечителями по отношению к опекаемому, во многом сходны с родительскими. Опекун или попечитель обязан воспитывать ребенка — заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии, совместно проживая с ним. Также на него возлагается обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования, заботиться о его здоровье.
Опека (попечительство) устанавливается для воспитания детей, лишившихся родительского попечения и для защиты личных и имущественных прав этих детей. Эти цели взаимосвязаны, потому что теплые и доверительные условия воспитания в семье непосредственно говорят о бережном отношении к праву каждого несовершеннолетнего на надлежащее семейное воспитание.
Отсутствие родительского попечения может проявляться в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от обязанности воспитать детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействиями родителей условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей или препятствующих к нормальному воспитанию и развитию ребенка.
Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является развитие и воспитание ребенка в настоящей полноценной семье. Увеличение роли семьи ведет к увеличению значимости общества и государства в целом.
Усыновители и усыновленные дети являются субъектами института усыновления. Усыновление происходит только в отношении несовершеннолетних детей. При усыновлении ребенка складываются не только близкие родственные отношения, но также происходит юридическое закрепление данных отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному ребенку. Данные права и обязанности появляются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Также речь идет также об объектах отношений, возникающих при усыновлении. К ним относятся имущественные и личные неимущественные отношения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Самая популярная юридическая форма устройства несовершеннолетних и признанных недееспособными несовершеннолетних граждан была и остается опекунством (попечением). В применении этой формы огромный позитивный потенциал, который направлен на организацию жизни тех, кто нуждается в социальной помощи, с одной стороны, наиболее приближенно к проживанию в семье, а с другой — обеспечивает наблюдение за соблюдением права и интереса гражданина. Институт опеки и попечительства имеет тесную связь с понятием и сущностью дееспособности.
Дееспособность в ст. 21 ГК РФ определена как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
В отличие от правоспособности, которая понимается, как абстрактная возможность иметь права и обязанности, дееспособность рассматривается, как сфера действительного, воплощенного в действиях субъектов гражданского права. Поэтому дееспособность не является качеством гражданина, которое ему дается при рождении, а приобретается каждым по мере приобретения жизненного опыта и психологической зрелости.
Понятие дееспособности физического лица связано с его интеллектуальным состоянием, так как, вступая во взаимодействие с другими субъектами, необходимо, чтобы человек осознавал характер совершаемых им действий и последствий их совершения, а также нес ответственность за эти действия . Такая зависимость дееспособности от психического состояния физического лица привела к тому, что дееспособность не признается в равной мере за всеми гражданами, то есть ее объем у всех различный.
Категория дееспособности граждан представляет большую ценность в силу того, что является юридическим средством выражения свободы личности. По российскому законодательству человек считается полностью дееспособным с восемнадцати лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ). В связи с этим объем дееспособности с возрастом расширяется, достигая максимума в восемнадцать лет. Однако в законодательстве предусмотрены случаи уменьшения объема дееспособности в плоть до признания человека полностью недееспособным. Таким образом, дееспособность является очень динамичным свойством человека, в отличие от правоспособности.
В юридической литературе по поводу дееспособности сложилось несколько дискуссионных вопросов: о правовой природе дееспособности, об условиях (основаниях) дееспособности и о содержании дееспособности.
Что касается правовой природы дееспособности, существует два основных мнения. Согласно первой точке зрения ученые определяют дееспособность как особое субъективное право. Данное утверждение встречалось в работах таких ученых, как Г.Ф. Шерешеневич, В.П. Грибанов, С.Н. Братусь. Дееспособность у них является правом, которое человек приобретает по достижении указанного в законе возраста, если нет оснований для утраты дееспособности . Такому особому субъективному праву противостоит всеобщая обязанность воздерживаться от его нарушения. Дееспособность может быть ограничена, утрачена и восстановлена, этим она сходна с субъективным правом.
Другая точка зрения относительно правовой природы дееспособности гласит о том, что дееспособность – это свойство, выступающее предпосылкой совершения волевых актов . В обоснование данной теории ученые утверждают, что дееспособность зависит от воли субъекта. То есть у человека всегда есть выбор варианта своего поведения. Такая самостоятельность поведения закреплена и в п. 1 ст. 9 ГК РФ: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права».
По мнению автора, дееспособность выступает как свойство личности, которое служит предпосылкой приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Так как субъективные права всегда конкретны, а дееспособность включает в себя приобретение множества субъективных прав.
В качестве оснований дееспособности ученые указывают на ведущую роль умственных способностей человека. Такого же мнения придерживался О. С. Иоффе, который утверждал, что дееспособность основывается на способности человека понимать значение совершаемых им действий и отдавать отчет в последствиях, к которым эти действия могут привести. Другие ученые отдают предпочтение медико-биологическим критериям и психолого-философские признакам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основаниями дееспособности человека могут выступать как его нормальное физическое состояние, так и его интеллектуальные способности, нарушение которых не требует вмешательства других лиц для того, чтобы быть полноценным участником гражданского оборота.