Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формы и методы социальной реабилитации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной реабилитации 7
1.1. Понятие, сущность и роль социальной реабилитации 7
1.2. Развитие социального законодательства на современном этапе 13
Глава 2. Особенности форм и методов социальной реабилитации 21
2.1. Социально-психологическая реабилитация 21
2.2. Социально-педагогическая реабилитация 27
2.3. Социально-экономическая реабилитация 32
2.4. Социально-бытовая реабилитация 40
2.5. Социально-культурная реабилитация 45
2.6. Профессиональная реабилитация 50
Заключение 56
Список литературы 60
Введение:
Актуальность исследования обусловлена изменениями в законодательстве, регулирующем вопросы социальной поддержки разных категорий граждан, в том числе, инвалидов, послужившими причиной постепенного перехода от медицинской к социальной модели инвалидности. В рамках социальной модели особое внимание уделяется интеграции инвалидов в социальную среду и обеспечению условий для их самостоятельной жизни. Механизмом достижения основных целей социальной модели инвалидности является социальная реабилитация.
В настоящее время в системе социальной реабилитации происходит ряд преобразований, включающих изменение порядка реализации индивидуальных программ реабилитации и (или) абилитации, внедрение новых поставщиков социальных услуг из числа коммерческих и некоммерческих организаций, активное применение информационных и коммуникационных технологий, формирование безбарьерной среды, проведение независимой оценки качества социальных услуг. Указанные изменения достаточно противоречивы, поскольку, с одной стороны, они направлены на повышение доступности социальной реабилитации инвалидов, но согласно оценкам получателей данного вида услуг, эта цель не всегда достигается, а выбранные средства в некоторых случаях осложняют процесс получения услуг социальной реабилитации. Социологами рассматривались проблемы реабилитации инвалидов, но обеспечение доступности социальной реабилитации инвалидов не являлось предметом их изучения и приобретает все большую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Содержание и сущность социальной реабилитации изложены в работах Н.Ф. Деменьтевой и Е.И. Холостовой, описывающих технологии социальной реабилитации инвалидов с различными ограничениями здоровья; Л.П. Храпылиной, анализирующей способы привлечения некоммерческих организаций в систему социальной реабилитации инвалидов; Э.Н.Деминой, рассматривающей алгоритмы определения реабилитационного потенциала инвалидов и подготовки индивидуальных программ реабилитации; В.И. Лагункиной, характеризующей реабилитацию как механизм преодоления социальной эксклюзии; Е.В. Александровой, рассматривающей адаптивную физическую культуру и спорт как способ социализации, М.Н. Кичеровой, анализирующей востребованность у инвалидов различных видов реабилитационных услуг .
На разработку концептуальных основ решения проблем социальной реабилитации инвалидов повлияли работы А.М. Панова , который рассматривает доступность социального обслуживания для разных категорий населения; Е.А. Сергеевой , изучающей востребованность у клиентов различных видов социальной помощи; И.Н. Бондаренко , анализирующей влияние правовых, экономических и нравственных аспектов на доступность социального обслуживания.
Несмотря на достаточно высокую степень научной разработанности темы социальной реабилитации, проблема ее доступности не нашла глубокого отражения в исследованиях.
Объектом работы выпускной квалификационной работы является общественные и правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и применения форм и методов социальной реабилитации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является законодательство, регулирующее применение различных форм и методов социальной реабилитации.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей, современных проблем и перспектив применения форм и методов социальной реабилитации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и роль социальной реабилитации;
— изучить развитие социального законодательства на современном этапе;
— рассмотреть социально-психологическую реабилитацию;
— проанализировать социально-педагогическую реабилитацию;
— охарактеризовать социально-экономическую реабилитацию;
— обобщить особенности социально-бытовой реабилитации;
— провести анализ социально-культурной реабилитации;
— изучить профессиональную реабилитацию.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского законодательства, материалы судебной практики. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая значимость проведенного исследования обоснована спецификой современного этапа развития применения форм и методов социальной реабилитации.
Практическая значимость заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании применения форм и методов социальной реабилитации.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе работы изучены теоретико-правовые основы социальной реабилитации.
Во второй главе работы проведен анализ особенностей форм и методов социальной реабилитации.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Реабилитация представляет собой процесс и систему частичного или полного восстановления отсутствовавших у них ранее способностей к деятельности общественной, бытовой и профессиональной направленностей.
Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.
Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности: профессионально-трудовой; медико-социальный; социально-психологический; социально-правовой; социально-бытовой; социально-ролевой; социально-средовой; психолого-педагогический.
Социальное законодательство состоит из нескольких уровней, первый уровень которого составляют Конвенции МОТ № 117, 118, в которых регламентированы общие правила по социальному обеспечению граждан. Второй уровень системы источников права социального обеспечения составляют Конституция РФ и Федеральные законы Российской Федерации, регламентирующие основной порядок социального обеспечения, правила, выявляют субъектов правоотношении, их права и обязанности. Следующий уровень составляют Приказы и Постановления Правительства РФ, определяющими некоторые положения по социальному обеспечению, а далее следуют уже подзаконные акты, такие как приказы Фонда социального страхования, Министерства труда Российской Федерации.
Концептуальные основы системы социально-психологической реабилитации составляют следующие положения:
• основными методологическими подходами системы являются субъектный, деятельностный, системный;
• содержание эмпирического, теоретического и методологического уровней реабилитации;
• система социально-психологической реабилитации предполагает определение содержания, динамики, детерминант, особенностей развития психических состояний личности, разработку мер, направленных на нейтрализацию негативных состояний и поиск ресурсов для взаимодействия с социумом.
• реабилитационная деятельность направлена на восстановление социально — психологического статуса, устранение нарушений социально — психологической регуляции;
• основным результатом функционирования системы является изменение психических состояний личности в их взаимосвязи с коммуникативными потребностями субъектов.
Социально-педагогическая реабилитация является сложным многокомпонентным процессом и в свою структуру должна включать следующие элементы:
1. Формирование здоровой социальной среды вокруг реабилитируемого;
2. Обеспечение вещами первой необходимости;
3. Вовлечение реабилитируемого в социально полезную, одобряемую, созидательную деятельность (активное участие в волонтерских движениях);
4. Поощрение всех успехов и достижений реабилитируемого;
5. Постоянное участие в жизни реабилитируемого уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (реабилитологов), которые должны выполнять функции наставника, а следовательно, быть авторитетом и завоевать доверие реабилитируемого;
6. Поощрения интереса, активности, проявлений инициативы для решения любых социально-значимых проблем;
7. Привлечение реабилитируемым в процесс социально-педагогической реабилитации своих сверстников, ведущих асоциальный образ жизни, оказание им помощи и поддержки.
Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.
Социально-бытовая реабилитация — это процесс ознакомления реабилитируемого с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует реабилитируемого в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий.
Социально-культурная реабилитация относится к наиболее актуальной сфере общественной практики социальной деятельности. Социальная и духовная поддержка населения, гуманитарная направленность, забота о социально-культурном обустройстве инвалидов, сирот, лиц преклонного возраста, их приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, творчеству и самодеятельному ремеслу – все это характеристики социально-культурной реабилитации.
Применение разнообразных технологий в досуговой деятельности в целом позитивно влияет на реабилитируемого, улучшает не только эмоциональное состояние, но и повышает физическую активность. Реабилитируемые чувствуют уверенность в себе. Специалисты считают необходимым проведение традиционных технологий в досуговой деятельности пациентов, таких как арт-терапия, музыкотерапия. Накоплен значительный опыт по внедрению данных форм в досуг реабилитируемых, и они успешно практикуются специалистами. Именно поэтому эксперты предпочли арт-терапию и музыкотерапию другим технологиям, считая их самыми оптимальными и необходимыми, и предпочли бы разрабатывать и применять программы по данным формам работы.
В результате проведенного исследования нами были разработаны рекомендации, предполагающие следующие возможные пути решения обозначенных проблем профессиональной реабилитации:
1. информирование всех категорий граждан, о принимаемых законах и постановлениях федерального и муниципального уровня; использование листовок и брошюр с последующей их адресной отправкой;
2. информирование работодателей о возможности получения соответствующих льгот при приеме на работу человека с огра¬ниченными возможностями здоровья;
3. разработка социальной рекламы, убеждающей в необходимости создания рабочих мест для инвалидов;
4. психологическая подготовка работодателей к сотрудничеству с инвалидами;
5. налаживание социальных контактов между здоровыми людьми и инвалидами.
6. обустройство городской среды для нормального проживания и передвижения в ней людей с ограничением жизнедеятельности.
Следует отметить и тот факт, что несмотря на то, что трудоустройство реабилитируемых сопряжено с целым рядом проблем и определенными материальными затратами, в частности, необходимостью создания специализированных рабочих мест или производственных участков, применение гибких, нестандартных форм организации труда, использование надомного труда и т.д., мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной реабилитации
1.1. Понятие, сущность и роль социальной реабилитации
Реабилитация представляет собой фундаментальную концепцию политики государства в отношении лиц с инвалидностью, без исключения детей-инвалидов. Этим обусловливается государственный и общественный интерес в целом, с одной стороны, к исследованиям фундаментального характера, которые призваны обеспечить развитие и становление методологических и теоретических основ реабилитации как целой научной дисциплины, и, с другой стороны, — исследованиям частного прикладного и научного характера, которые нацелены на разрешение определенных задач, связанных с реабилитационной практикой.
Под теоретической составляющей реабилитации подразумеваются принципы, концепции, суждения, термины и их дефиниции, а также собранные за несколько последних десятилетий эмпирические данные и факты, научные выводы, производные и первичные термины, предложения и постулаты.
Реабилитация — это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.
Многие из вышеуказанных пунктов теоретического фундамента реабилитации приобрели признание на международном уровне (стандартные принципы предоставления для лиц с ограничениями в сфере жизнедеятельности равных возможностей, которые были акцептированы Организацией Объединенных Наций 20 декабря 1993 года , Конвенция о правах инвалидов , рассмотренная и впоследствии принятая ООН 13 декабря 2006 г. и т.д.), а также закрепление в нормативно-правовых актах и законах РФ .
Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.