Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование у старших дошкольников представлений о народном искусстве в проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Народное творчество, его роль в развитии детей
старшего дошкольного возраста
1.2. Методические основы использования проектной
деятельности в старшем дошкольном возрасте
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность рассматриваемой
темы связана с тем, что в настоящее время идет развитие системы дошкольного
образования. Современные ФГОС предполагают формирование у детей старшего
дошкольного возраста мотивации к познанию, любознательности, активности. Для
этой цели, в частности, хорошо подходит проектный метод, связанный с
самостоятельной работой детей (под руководством педагога) над интересующей их
темой.
Проектный
метод развивает у детей умение находить информацию об интересующем предмете и
использовать информацию при создании самостоятельного проекта. Таким проектом
может быть все, что угодно, хотя выделяют некоторые распространенные
направления проектов (исследовательские, творческие, практико-ориентированные и
другие). Проекты можно использовать при изучении любой темы, в данной работе
темой является формирование у старших дошкольников представлений о народном
искусстве в проектной деятельности. Тема народного искусства актуальна всегда,
потому, что самым надежным показателем этнической идентичности является
народное искусство. По этой причине интерес к народному творчеству как средству
воспитания, возникший еще в XIX веке, не угасает, более того, этот интерес расширяется
и углубляется. В этой
связи тема «Формирование у старших дошкольников представлений о народном
искусстве в проектной деятельности» является актуальной.
Объектом исследования в
данной работе выступает метод проектов в ДОУ.
Предметом исследования является
формирование у старших дошкольников представлений о народном искусстве в
проектной деятельности.
Цель работы
заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов ДОУ по
формированию у старших дошкольников представлений о народном искусстве с
помощью метода проектов.
Задачи:
1)
рассмотреть роль народного творчества в развитии детей старшего дошкольного
возраста;
2)
изучить методические основы использования проектной деятельности в старшем
дошкольном возрасте;
3)
описать ход и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению уровня
сформированности у старших дошкольников представлений о народном искусстве;
4)
предложить методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию у
старших дошкольников представлений о народном искусстве с помощью метода проектов.
Теоретико-методологической основой
для осуществления проектной деятельности в дошкольном учреждении являются
исследования Е.С. Евдокимовой, Л.Д. Морозовой, Н.Ю. Пахомовой, Т.В. Кузнецовой,
Е.С. Полат и др.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Произведения народного
искусства широко известны, они изучаются в литературоведении и филологии. Жанры народного
искусства разнообразны. Это сказки, былины, баллады, эпос. К народному
искусству можно причислить пословицы, поговорки, фразеологизмы, частушки и т.д.
Также это народные танцы, поверья, гадания, обряды. К народному искусству
необходимо отнести народную музыку и народные песни. Каждый из жанров народного
искусства обладает своим неповторимым стилем, и определенным набором черт и
характеристик, которые делают его уникальным, непохожим на другие.
Приобщая дошкольников к народному
искусству, можно выделить главную идею – воспитание интереса к истории и
осознание национальной принадлежности. Для этой цели подходят различные методы,
однако можно выделить метод проектов. Метод проектов состоит в том, что перед
детьми ставится практическая цель. Педагог должен найти актуальную для детей
старшего дошкольного возраста проблему, привлечь к ней внимание детей, увлечь
детей решением практической задачи. Преимуществом метода проектов является то,
что в итоге получается какой-то реальный результат. Этот результат можно
показать родителям воспитанников, можно его оценить, поработать над его
развитием. Дети старшего дошкольного возраста могут преобразовывать мир,
создавая собственный объект, так что проектная деятельность для них интересна.
Во
второй главе работы на базе детского сада «Волшебная страна» мы провели
изучение того, что знают дети старшего дошкольного возраста о народном
искусстве. Всего в работе принимало участи 16 детей старшего дошкольного
возраста. Мы определили, что основная часть старших дошкольников, 56,3%, имеет
средний уровень сформированности представлений о народном искусстве. Это
значит, что дети могли перечислить 1-2 народные сказки, знали несколько народных
песен или понимали, что они есть, могли назвать 1-2 народных инструмента. Они
имели представление о том, что существуют предметы народного искусства, но не
могли их назвать. Дети не всегда могли назвать национальные игры, не знали, что
существуют игрушки, куклы, которые можно назвать «народными». Старшие
дошкольники понимали, что в прошлом у людей была не такая одежда, как сейчас,
но не могли сказать, какие были отличия. Часть детей показали высокий и низкий
уровень сформированности представлений о народном искусстве, но в целом знания
детей находятся именно на среднем уровне.
Так как народное искусство играет большую роль в
воспитании детей, то в практической главе нами были разработаны возможные
варианты проектной деятельности, которые направлены на формирование у старших
дошкольников представлений о народном искусстве. Это создание музея русской
народной одежды и проект по знакомству с русскими народными инструментами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
Теоретические основы формирования у старших дошкольников представлений о
народном искусстве в проектной деятельности
1.1. Народное творчество, его роль в развитии детей старшего
дошкольного возраста
дошкольного возраста
В
словаре литературоведческих терминов устное народное творчество рассматривается
как различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые
коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Основные признаки
устного народного творчества: устная форма существования (произведения не
записывались, а передавались из уст в уста), вариативность (многократное исполнение
сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями) приводило к
созданию множества вариантов одного и того же произведения) [1, с. 55].
Похожим терминов является «фольклор». Термины «народное
творчество», «народное искусство», «фольклор» используются приблизительно в
одном значении, хотя между ними имеются и различия. Несмотря на привычную
форму, термин «фольклор» довольно сложен, и понимать его можно по-разному.
Можно понимать «фольклор» как любую традиционную форму искусства. Но жизнь
народа не сводится только к искусству, и можно найти множество фольклорных
объектов, которые имели вполне практическое применение. С.М.
Толстая обращает внимание на то, что в отечественной и зарубежной науке фольклор
понимается в узком и широком смысле. В узком понимании фольклор отождествляется
с устным народным творчеством, в широком смысле – это вся область традиционной
духовной культуры [27, с. 118-119].
В
русской дореволюционной науке термин «фольклор» не был особенно популярен. В.
Лесевич описал поле фольклора как «общую совокупность народного знания, все то,
что знает народ по преданию… Эта обширная и сложная масса разнообразных
высказываний народа обо всей своей внутренней и внешней жизни во всех ее
разветвлениях» [7, с. 39].
В
ХХ веке наметилась тенденция к тому, чтобы закрепить термин «фольклор» за
устной словесностью. В это понятие ученые включали, наряду с песнями и
сказками, суеверия, народный календарь, приметы и т. д.
Выдающийся
фольклорист, В.Я. Пропп, писал: «Подходя к делу исторически, мы должны будем
сказать, что для доклассовых народов фольклором мы назовем творчество всей
совокупности этих народов. Все поэтическое творчество первобытных народов
целиком является фольклором и служит предметом фольклористики. Для народов,
достигших ступени классового развития, фольклором мы будем называть творчество
всех слоев населения, кроме господствующего, творчество которого относится к
литературе. Прежде всего, сюда относится творчество угнетенных классов, как
крестьян и рабочих, но также и промежуточных слоев, тяготеющих к социальным
низам. Так, можно еще говорить о мещанском фольклоре, но говорить, например, о
фольклоре дворянском уже невозможно» [24, с. 157].
К.В.
Чистов отмечал, что в современной науке тоже складывается представление о
фольклоре в значениях узком и широком. Среди многообразных подходов к
определению данного понятия ученый выделил четыре основных концепции [30, с.
12]:
а)
социологическую (и историко-культурную), в рамках которой под фольклором
понимаются «устно передаваемые простонародные опыт и знания. При этом имеются в
виду все формы духовной культуры», а при максимально расширительном толковании,
и некоторые формы материальной культуры. Вводятся только социологическое
ограничение («простонародные») и историко-культурный критерий – под фольклором
понимаются архаические формы, господствующие или функционирующие в качестве
пережитков»;
б)
эстетическую, для которой «фольклор – это простонародное художественное творчество.
Эта концепция позволяет распространять употребление термина «фольклор» на сферу
музыкального, хореографического, изобразительного, литературного и другого простонародного
творчества»;
в)
филологическую, в соответствии с которой фольклор понимается как
«простонародная вербальная традиция»;
г)
теоретико-коммуникативную, которая рассматривает фольклор как устную традицию.
При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять
фольклор из других вербальных форм (прежде всего, противопоставлять его
литературе)».
С.Ю.
Неклюдов предложил понимать фольклор как совокупность устных текстов, которые
[19, с. 3-7]:
—
передают устойчивый набор значений;
—
воспроизводятся, а не производятся заново;
—
излагаются в варьируемых формах;
—
поются, рецитируются или рассказываются;
—
представляют собой продукцию, производимую «на потребление», а не «на сбыт».
Прикладное искусство является едва
ли не одним из самых древних. В процессе долгого развития художественных форм
прикладного искусства отбрасывалось все случайное, несовершенное, сохранялось
только ценное и высокохудожественное.
Отдельного «прикладного» искусства
вначале вообще не существовало: искусство было целостным, одновременно
изобразительным, декоративным и прикладным. В древности под искусством понимали
вообще любую хорошо выполненную, искусную работу, ремесло, не разделяя понятия
материальной и художественной деятельности. Все произведения древности
органично соединяли в себе материальную, утилитарную и духовную, эстетическую и
художественную ценность.
Сфера прикладного искусства
чрезвычайно широка: это эстетическое оформление предметов повседневного
пользования (посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного
холодного и огнестрельного оружия), а также стремление украсить самого человека
(художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство женского
макияжа и парикмахерское искусство). Работа художника-прикладника состоит в
приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета
(мебели, посуды, одежды). Иначе говоря, прикладное творчество — предметно.
Частью
народного искусства является литература (сказки, загадки, поговорки и т.п.). В
литературоведении часто исследуется такой вопрос, как влияние устного народного
искусства на литературу. Как известно, литература распространяется письменным
путем, а народное творчество – устным. Эта разница знаменует глубоко различную
жизнь этих двух видов поэтического творчества. Литературное
произведение функционирует при наличии двух величин: того кто написал
произведение – автора, и того кто читает – читателя. Посредствующим звеном
между ними является книга, рукопись или исполнение. Если литературное
произведение неизменно, то читатель, наоборот, всегда меняется.
Устное народное творчество также существует при наличии двух величин, однако они
отличаются от тех, что мы имеем в литературе. Это исполнитель и слушатель.
Обычно исполнитель
исполняет произведение, не созданное им лично, но слышанное им ранее. В таком
случае исполнитель не повторяет слово в слово то, что он услышал, а
рассказывает слышанное им на свой собственный лад.
И пусть эти изменения
будут совсем незначительными, но важен сам факт того, произведения устного
народного творчества обладают возможностью изменяться в отличие от литературных
произведений. С этим связано то, что многие русские народные сказки имеют сразу
десятки вариантов сюжета.
Выделяют
следующие жанры народного творчества:
1. Сказки. Основной
признак сказки состоит в том, что в действительность рассказываемого ни
исполнитель, ни слушатель не верят. Сказка основана на нарочитом вымысле, и
этот признак определяет ее поэтику. Сказки бывают следующих видов: волшебные,
кумулятивные, сказки о животных и сказки о людях или реалистические сказки.
2. Мифы. Это такие
рассказы, в действительность которых верят. Разница между сказками и мифами не
формальная, ею определяется иное отношение к действительности как объекту
художественного творчества.
Из области не сказочной
народной прозы выделяются также и рассказы этиологического характера, т. е.
рассказы о происхождении вселенной, земли и всего, что есть на земле. Сюда
относятся мифы о сотворении мира, людей, животных, растений.
3. Легенды. Слово
«легенда» имеет церковно-латинское происхождение. Этимологически оно означает
«то, что подлежит чтению»; в монастырском обиходе оно обозначало те тексты
благочестивого содержания, которые читались во время монастырских трапез или
богослужений. Ученые причисляют вышеперечисленные рассказы сказкам, но считают
их сказками особого вида – «легендарными сказками» [24, с. 106].
4. Былины. Это своего
рода «исторические» произведения, содержанием которых служат подвиги национальных
русских героев. Здесь вспоминаются такие былины, как «Илья Муромец и Калин», «Камское
побоище», «Наезд литовцев» и другие. Особую сюжетную группу героических былин
составляют такие произведения, в которых происходит какое-либо единоборство. Чаще
всего это борьба с единичными татарами или другими врагами («Алеша в бою с
татарином», «Алеша и Добрыня в бою с татарином», «Илья Муромец и турецкий
хан»).
5. Поговорки и пословицы.
Древнерусское слово «пословица» было многозначным: оно характеризовало любой
словесный договор, соглашение между отдельными людьми, и вообще — согласие,
мир.