Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование у дошкольников грамматического {морфологического и синтаксического} строя речи с помощью дидактических игр.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект проблемы формирования у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр 6
1.1. Формирование у дошкольников грамматического строя речи как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Понятие дидактической игры 14
1.3. Возможности дидактических игр для формирования у дошкольников грамматического строя речи 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр 25
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи у дошкольников 25
2.2. Методика работы по формированию у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр 32
2.3. Анализ полученных результатов 44
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 53
Введение:
Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений ребенком в дошкольном детстве, а также рассматривается в современном дошкольном воспитании в качестве общей основы обучения и воспитания детей. Исследования отечественных психолингвистов и психологов доказали, что овладение речью не просто добавляет что-то к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику и деятельность.
Освоение детьми грамматического строя языка имеет большое значение, поскольку только синтаксически и морфологически оформленная речь может быть понятна собеседнику, может служить для детей средством общения со сверстниками и взрослыми.
Проблема формирования морфологической стороны в составе грамматического строя речи волновала многих ученых, таких как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева. Усвоение грамматических норм родного языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять, вместе с функцией общения, функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Синтаксис, в свою очередь, играет особую роль в выражении и формировании мысли, то есть в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Он начинает мыслить более последовательно, логично, обобщать, верно излагать собственные мысли. К.Д. Ушинский назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал «…грамматика, логически преподаваемая, начинает развивать самосознание человека, именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными. Овладение грамматическим строем оказывает серьезное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе» [42, с.155].
Грамматическая работа с детьми дошкольного возраста должна рассматриваться в качестве решения задачи исправления и предупреждения возможных грамматических ошибок. Речь, в данном случае, должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, его системы, богатства морфологических, синтаксических и словообразовательных средств на основе поощрения и развития самопроизвольной поисковой активности ребенка в области грамматики, спонтанных языковых игр, экспериментирования со словом и его формой, на основе словесного творчества, использования различных языковых средств в разных формах общения с детьми и взрослыми.
Взрослый постепенно переводит детей от обычной игры с игрушками, когда язык формируется как побочный продукт общения, к играм со словами, где языковые обобщения, а также произвольное оперирование со словами выступают целью и прямым результатом обучения. Хотя подобное обучение опирается на коммуникативную и игровую мотивацию, используются косвенные методы воздействия; общение носит демократический характер, при этом сопровождается шутками, смехом детей, перевертышами; включаются многообразные пластически упражнения (двигательной активности), разнообразие перемещений в пространстве и поз. Но в таких играх явно применяются обучающие приемы, особенно в процессе освоения способов и средств построения связного высказывания.
Осваивая правильную речь, дети познают законы и категории морфологии в практике живой речи в дошкольном учреждении. Развитие морфологической стороны речи связано с рядом трудностей, вызванных особенностями русского языка. Очевидно, что сложных грамматических форм очень много; большая их часть встречается детям и естественно ведет к ошибкам.
Проблема формирования грамматического строя речи выступает одной из наиболее актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста. У старших дошкольников зачастую возникают трудности в использовании в своем повседневном общении грамматически правильных форм речи, и самое главное пропадает интерес использовать в своей речи новые слова. Это зависит от многих причин: бедный словарный запас, снижающийся уровень бытовой культуры, несоответствующая грамматическим нормам речь, звучащая с экранов наших телевизоров, агрессивно-примитивная речь взрослых, и, наконец, слабая речевая среда. Все это создает прямую угрозу и предпосылки формированию речи, обучению родному языку подрастающего поколения.
Но родители далеко не всегда уделяют достаточно внимания развитию речи своих детей: они либо не слышат их недостатков речи, либо слышат, но не придают этому серьезного значения, думая, что с возрастом речевые ошибки исчезают сами собой.
Самым эффективным средством усвоения и закрепления грамматических навыков выступают дидактические игры, поскольку благодаря эмоциональности, динамичности проведения, а также заинтересованности детей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм.
Принимая во внимание все выше сказанное, выбрана тема дипломной работы «Формирование у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр».
Объект исследования: формирование морфологической и синтаксической стороны грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования: показать влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что если использовать в педагогической работе с дошкольниками дидактические игры, направленные на предупреждение и исправление в их речи грамматических ошибок, то это повысит уровень развития грамматического строя дошкольников.
Текст работы:
Сегодня образная, богатая синонимами, описаниями и дополнениями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляется потребность объяснить сверстникам содержание предстоящей игры, устройство игрушки; развивается умение оценивать ответы и высказывания товарищей, дополнять или исправлять их. Развитие речи детей данного возраста достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, всё чаще встречаются в речи простые распространенные и сложные предложения. У многих детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Но в то же время далеко не все дети имеют достаточно сформированный уровень грамматического строя речи.
В результате анализа литературы по проблеме исследования было выявлено следующее:
1) Грамматический строй речи – это совокупность грамматически оформленных образований, участвующих в формировании речи.
2) Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогикой для воспитания и обучения детей. Они нацелены на решение определенных задач обучения детей, но также в них проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности.
3) Дидактические игры с грамматическим содержанием предоставляют возможность ребенку поиграть со словами, поэкспериментировать с ними, узнать что-то новое. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные знания в новых, игровых условиях.
В практической части исследования мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр. На констатирующем этапе исследования нами была проведена диагностика сформированности грамматического строя у дошкольников контрольной и экспериментальной группы. Было выявлено, что результаты выполнения заданий констатирующего исследования у детей обеих групп практически равны – все употребляли грамматические ошибки в своей речи. Все это указывало на необходимость проведения специальной работы по формированию у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр.
По результатам диагностики нами был проведен формирующий этап эксперимента, состоящий из системы работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников экспериментальной группы с помощью дидактических игр. Нами был предложен и апробирован список игр, после чего проведен контрольный этап эксперимента.
Контрольное исследование показало наличие положительной динамики в овладении детьми экспериментальной группы грамматической системой языка. Дети не только научились правильно согласовывать слова по числу, роду и падежу, строить предложения, исправлять грамматические ошибки, но также пополнили свой словарный запас, научились правильно пользоваться полными предложениями, у них улучшилась состояние связной речи. Все это говорит об эффективности проведенной нами работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дидактические игры являются мощнейшим средством для развития у детей грамматического строя речи. Их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях, поскольку проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Заключение:
Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений ребенком в дошкольном детстве, а также рассматривается в современном дошкольном воспитании в качестве общей основы обучения и воспитания детей. Исследования отечественных психолингвистов и психологов доказали, что овладение речью не просто добавляет что-то к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику и деятельность.
Освоение детьми грамматического строя языка имеет большое значение, поскольку только синтаксически и морфологически оформленная речь может быть понятна собеседнику, может служить для детей средством общения со сверстниками и взрослыми.
Проблема формирования морфологической стороны в составе грамматического строя речи волновала многих ученых, таких как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева. Усвоение грамматических норм родного языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять, вместе с функцией общения, функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Синтаксис, в свою очередь, играет особую роль в выражении и формировании мысли, то есть в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Он начинает мыслить более последовательно, логично, обобщать, верно излагать собственные мысли. К.Д. Ушинский назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал «…грамматика, логически преподаваемая, начинает развивать самосознание человека, именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными. Овладение грамматическим строем оказывает серьезное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе» [42, с.155].
Грамматическая работа с детьми дошкольного возраста должна рассматриваться в качестве решения задачи исправления и предупреждения возможных грамматических ошибок. Речь, в данном случае, должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, его системы, богатства морфологических, синтаксических и словообразовательных средств на основе поощрения и развития самопроизвольной поисковой активности ребенка в области грамматики, спонтанных языковых игр, экспериментирования со словом и его формой, на основе словесного творчества, использования различных языковых средств в разных формах общения с детьми и взрослыми.
Взрослый постепенно переводит детей от обычной игры с игрушками, когда язык формируется как побочный продукт общения, к играм со словами, где языковые обобщения, а также произвольное оперирование со словами выступают целью и прямым результатом обучения. Хотя подобное обучение опирается на коммуникативную и игровую мотивацию, используются косвенные методы воздействия; общение носит демократический характер, при этом сопровождается шутками, смехом детей, перевертышами; включаются многообразные пластически упражнения (двигательной активности), разнообразие перемещений в пространстве и поз. Но в таких играх явно применяются обучающие приемы, особенно в процессе освоения способов и средств построения связного высказывания.
Осваивая правильную речь, дети познают законы и категории морфологии в практике живой речи в дошкольном учреждении. Развитие морфологической стороны речи связано с рядом трудностей, вызванных особенностями русского языка. Очевидно, что сложных грамматических форм очень много; большая их часть встречается детям и естественно ведет к ошибкам.
Проблема формирования грамматического строя речи выступает одной из наиболее актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста. У старших дошкольников зачастую возникают трудности в использовании в своем повседневном общении грамматически правильных форм речи, и самое главное пропадает интерес использовать в своей речи новые слова. Это зависит от многих причин: бедный словарный запас, снижающийся уровень бытовой культуры, несоответствующая грамматическим нормам речь, звучащая с экранов наших телевизоров, агрессивно-примитивная речь взрослых, и, наконец, слабая речевая среда. Все это создает прямую угрозу и предпосылки формированию речи, обучению родному языку подрастающего поколения.
Но родители далеко не всегда уделяют достаточно внимания развитию речи своих детей: они либо не слышат их недостатков речи, либо слышат, но не придают этому серьезного значения, думая, что с возрастом речевые ошибки исчезают сами собой.
Самым эффективным средством усвоения и закрепления грамматических навыков выступают дидактические игры, поскольку благодаря эмоциональности, динамичности проведения, а также заинтересованности детей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм.
Принимая во внимание все выше сказанное, выбрана тема дипломной работы «Формирование у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр».
Объект исследования: формирование морфологической и синтаксической стороны грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль дидактической игры в формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования: показать влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что если использовать в педагогической работе с дошкольниками дидактические игры, направленные на предупреждение и исправление в их речи грамматических ошибок, то это повысит уровень развития грамматического строя дошкольников.
Список литературы:
Глава 1. Теоретический аспект проблемы формирования у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр
1.1. Формирование у дошкольников грамматического строя речи как психолого-педагогическая проблема
Усвоение дошкольниками грамматического строя речи является достаточно сложным и длительным процессом. Главным образом, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Выдающийся русский ученый И.П. Павлов описал устройство развития этой сложной умственной деятельности. Изложив идею о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [22, с. 105].
Другими словами, при изменении грамматических форм, например, имён существительных, прилагательных у ребенка вырабатывается определённый динамический стереотип [16, с. 112].
В то же время, выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если дошкольник, например, овладел образованием слов с помощью суффиксов, то безошибочно будет употребляет их далее. Грамматический строй речи – это совокупность грамматически оформленных образований, участвующих в формировании речи. Процесс отбора элементов речи (текста) зависит от круга знаний говорящего и слушающего и общей задачи коммуникации и таким образом характеризует уровень образованности и культуры личности коммуникантов. Грамматический строй речи охватывает: 1) использование в речи слов (лексем) и форм слов, образованных по правилам и законам языка; 2) построение словосочетаний по правилам и законам соединения слов; 3) использование предложений, построенных по известным языковым моделям; 4) построение текста на основе правил сочетания предложений в более сложные грамматические организации. В соответствии с этими компонентами можно выделить несколько направлений целостного процесса формирования грамматического строя речи: осознание языковых единиц (построение даже самого простого высказывания происходит на основе знаний грамматики языка, понимания системы языковых средств, служащих для выражения разного рода синтаксических отношений); работа над нормами словоупотребления, что связано с подбором специального дидактического материала; формирование умений детей пользоваться синтаксическими синонимами; запоминание традиционных языковых моделей словосочетаний и предложений и на этой основе формирование умения строить собственную речь; развитие содержательной стороны речи в процессе использования языковых единиц [25].
Основой формирования грамматического строя речи являются закономерности усвоения родного языка и опора на механизмы речи (механизм отбора слов, упреждающего синтеза, контроля и критики текста). Речь проходит довольно длительный путь, прежде чем воплотится в живое слово. Для нас наиболее важными представляются исследования ученого-лингвиста А.В. Гвоздева. Он определил закономерности грамматической стороны речи. Его исследования, позволяющие проследить процесс формирования грамматического строя, содержат огромный материал продолжительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. Так, А.Н. Гвоздев отметил в развитии грамматического строя периоды, описанные ниже.
1) Период предложений, состоящих их аморфных слов – корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда их используют.
2) Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).
3) Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). Причем, встречающиеся трудности в освоении грамматического строя речи определяются причинами: во-первых, особенностями возраста; во-вторых, законами морфологической и синтаксической сторон речи, в-третьих, трудностью грамматической системы [14]. Вместе с тем, по мнению О.С. Ушаковой объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом [41].
В морфологии. Морфологический строй речи дошкольников включает в себя все грамматические формы. Причем, существительные и глаголы занимают особое место. Если говорить об именах существительных, то они обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. В свою очередь, существительные определяются грамматическими категориями рода, числа и падежа, например, различаются по родам и изменяются в числе и падеже. Одновременно с этим, нужно практиковать детей в верном использовании падежных форм, в частности употреблять формы родительного падежа множественного числа. Детьми эти формы усваиваются наиболее сложно, например, картин, ручек, яблок. Причем, существительное оказывается важным компонентом в предложении, следовательно, оно перекликается с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Вместе с тем, неоднообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами, необходимо показывать детям. Для построения различных типов предложений детям в основном нужно обладать различными категориями и формами глаголов. Имя прилагательное, в свою очередь, обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Наряду с этим, педагоги знакомят детей с согласованием существительного и прилагательного по роду, числу, падежам, с полными и краткими прилагательными. Отсюда следует, что во время обучения дети овладевают навыками определенных умений использовать прилагательные с другими частями речи: местоимениями, наречиями, союзами, предлогами [1, с. 170].
В словообразовании. Прежде всего, дети образовывают одни слова на базе других, в основном это корневые слова. Образование слов реализуется с помощью аффиксов; это окончания, приставки, суффиксы. Наряду с этим