Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование навыков каллиграфии младших школьников во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты процесса формирования навыков каллиграфии младших школьников 6
1.1 Исторические аспекты развития каллиграфии 6
1.2 Критерии сформированности навыков каллиграфического письма. Каллиграфия как средство формирования УУД младших школьников 13
1.3 Методики обучения каллиграфии младших школьников 20
Вывод по 1 главе 29
Глава 2. Практические аспекты формирования навыков каллиграфии младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.1 Цели, задачи формы организации внеурочной деятельности 30
2.2 Программа «В стране чистописания» по формированию каллиграфических навыков 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы 53
Введение:
Каллиграфия и чистописание – это школьные «братья-близнецы». Они представляют собой один и тот же учебный предмет. Только до революции он назывался каллиграфией, а в советское время – чистописанием. Каллиграфический подчерк является отличительной особенностью письменных работ советских школьников.
Каллиграфическое письмо учащихся – мечта каждого учителя. Последнее время подчерк у детей настолько испортился, что проверка тетрадей стало делом практически невозможным. Нередко учитель не может разобрать, что написал ученик, приходится спрашивать у самого ребенка, но и ребенок затрудняется это прочесть.
Кроме того, каллиграфия способствует развитию умения контролировать свои действия, отдавать отчёт в них, нести ответственность за результаты своего труда – основополагающее умение, от развития которого зависит успешность всей жизни человека. То есть каллиграфия способствует развитию регулятивных УУД.
В настоящее время проблема формирования навыка каллиграфии становится всё более актуальной. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную деятельность, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса.
Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика. На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочной деятельности занятий школьников по учебным предметам как одной из форм процесса обучения, повышающей его эффективность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создания условий для воспитания и формирования личности обучающихся, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счет освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно.
Основная образовательная программа (ООП) школы реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Задача школы – с помощью внеурочной деятельности создать образовательную среду для учащихся начальных классов, которая способствовала бы достижению учащимися: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Кроме того, в начальной школе благодаря созданию такой образовательной среды можно обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть индивидуальные запросы обучающихся.
Внеурочная деятельность является не механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все компоненты образовательной программы школы.
Цель работы: на основе изученных теоретических аспектов проблемы разработать программу внеурочной деятельности по формирования навыков каллиграфии младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования навыков каллиграфии.
Предмет исследования: методика формирования навыков каллиграфии МЛАДШ ШК-В во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2. Изучить методики обучения младших школьников каллиграфии;
3. Разработать программу дополнительного образования детей по формированию навыков каллиграфии «В стране чистописания»;
Методы исследования: аннотация литературы, анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация информации.
Практическая значимость исследования заключается — в рациональном применении каллиграфии для формирования навыком красивого чистого письма и формирования универсальных учебных действий контроля у младших школьников. Полученные результаты могут использоваться учителями начальных классов на занятиях, и внеурочной деятельности.
Заключение:
Формирование каллиграфического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил чёткого письма. В ходе исследования были изучены психолого-физиологические основы обучения каллиграфии младших школьников; рассмотрены особенности каллиграфического навыка письма у детей младшего школьного возраста; определены цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте; выявлены условия формирования каллиграфического навыка младших школьников; изучены методы и приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма; проанализированы графические ошибки при письме и причины, способы их предупреждения и исправления.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что у первоклассников слабо развиты мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Всё это определяет сложность овладения навыком письма и требует от ученика строгого нормированного объёма письменной работы в соответствии с методическими требованиями при обучении письму. На первых этапах обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Важно на этом этапе учителю учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний. Большую роль в формировании каллиграфического навыка играет создание соответствующих гигиенических условий в процессе письма.
Выработка каллиграфического почерка – достаточно трудоёмкая работа. Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приёмов работы, а также мастерству и знаниям учителя, так как именно в начальной школе особенно велика роль становления навыка письма. А от обучающегося требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.
Методика обучения письму имеет богатый набор приёмов и методов. Приёмы и методы формирования навыка письма: анализа формы букв, показа процесса письма и объяснение способов написания букв, списывание учащимися с готового образца, копировальный способ, воображаемое письмо, введение в обучение правил письма, письмо под счет или в такт счёту.
В результате исследования была разработана программа «В стране Чистописания» по формированию каллиграфических навыков. Для каждой группы учащихся, выполнялись упражнения для развития мелкой моторики пальцев и кисти рук, гимнастика для глаз. А также упражнения для развития зрительной и тактильной памяти, глазомера у детей, соблюдение гигиенических требований. В работе по формированию у детей каллиграфического навыка необходимо выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому занятию располагать от простого к сложному, увеличивать объём и сложность письменных упражнений. Особое внимание необходимо уделить работе по исправлению недочётов, умение их находить, видеть, объяснять причины появления, стараться устранять их в работе. При отработке критериев каллиграфического навыка индивидуальные упражнения сочетаются с коллективными, с учётом особенности каждого ученика.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты процесса формирования навыков каллиграфии младших школьников
1.1 Исторические аспекты развития каллиграфии
Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία – «красивый почерк») – древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также – учебная дисциплина. Каллиграфия – особый вид изобразительного искусства. Искусства писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, учителя с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них почерк далеко не каллиграфический. В то время как, 30-40 лет назад ученики начальных классов писало достаточно красиво и четко. Сформированность графического навыка – одно из условий грамотного владения языком, формирование качеств, необходимых для успешного протекания учебно-воспитательного процесса, воспитание уважения к языку [4].
Развитие методики каллиграфии вплотную связанно с историей письменности, на возникновение и становление которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества.
Письменность долго и трудно совершенствовалась многими народами, но сформировалась она в Египте и почти одновременно в Шумере к 4 тысячелетию до нашей эры. На первых порах письмо было рисуночным. Постепенно и рисунок упрощался, становился всё более условным, схематичным.
Честь дальнейшего усовершенствования и изобретения алфавита принадлежит финикийцам. Потом это новшевство стало достоянием греков. Они дополнили алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили. Финикийские буквы открытые влево, были повёрнуты лицом вправо. Греческое письмо прописными буквами достигло графического совершенства к 4 веку до нашей эры [20].
Почему же люди издавна стремились не просто письменно излагать что-то, а делать это красиво? Мир который окружал древнего человека, был полон тайн, загадок, и знаки с помощью которых появилась возможность передавать на большие расстояния, а также от поколения к поколению жизненно важное содержание, воспринимались как величайшее свыше чудо.
По иному пути развивалась славянская письменность. Нам известны две древние славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создание одной из них связывают с именами Кирилла и его старшего брата Мефодия. Славянская азбука была разработана братьями в 862 году. Основой азбуки, названной позже кириллицей, послужило греческое уставное письмо. Передача особых звуков славянской речи достигалось вновь придуманными буквами, применением лигатур и заимствованными из еврейского алфавита Ц, Ш. Глаголица продержалась недолго и в конце концов была полностью вытеснена кириллическим письмом [22].