Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование квалифицированного читателя в начальной школе посредством использования материалов по занимательному языкознанию на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Пояснительная записка 5
1.1. Теоретическое обоснование проблемы 5
1.2. Описание материалов по занимательному языкознанию для формирования квалифицированного читателя в начальной школе на уроках литературного чтения 8
2. Практическая часть 13
2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация продукта 13
2.2. Методические рекомендации по реализации продукта по формированию квалифицированного читателя в начальной школе посредством использования материалов по занимательному языкознанию на уроках литературного
чтения 17
Список литературы 19
Глоссарий 22
Введение:
Актуальность исследования. Происходящая модернизация образовательной системы в стране выдвигает задачу повышения результативности образования. Сегодня мы живем в условиях изобилия информации. Общество как никогда заинтересовано в квалифицированном читателе, так как извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и быть успешным. Неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Следовательно, актуальность задачи школы воспитать квалифицированного читателя.
Основы читательской деятельности ребенка закладываются в начальной школе. В этой связи вопрос о формирование квалифицированного читателя в начальной школе приобретает особую значимость. Одна из главных задач учителя в соответствии с целями, которые ставит перед ним ФГОС, – воспитание квалифицированного читателя. Важно показать школьнику уникальную ценность чтения для его саморазвития, изменить традиционное представление о чтении как «скучном занятии».
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопросы приобщения младших школьников к чтению освещались в работах Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, М.П. Воюшиной, Л.C. Выготского, Т.Г. Галактионовой, О.В. Джежелей, Л.В. Занкова, H.Д. Молдавской, O.И. Никифоровой, M.И. Омороковой, З.И. Романовской. H.H. Светловской, Д.Б. Эльконина, О.В. Чидиловой и других. Н.Н. Светловская, согласно своей теории формирования правильного типа читательской деятельности младших школьников, определила, что квалифицированным читатель является тогда, когда умеет ставить цель чтения, знает мир книг и владеет читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и постичь ее содержание.
В то же время необходимо отметить, что степень разработанности проблемы формирования квалифицированного читателя в целом является недостаточной, требуют уточнения способов формирования данного феномена по отношению к младшим школьникам в процессе использования материалов по занимательному языкознанию на уроках литературного чтения. Материалы по занимательному языкознанию позволяют детям получить ответы на вопросы о предназначении русского языка, увидеть богатство русского языка, раскрыть его «тайны», осознать значимость полноценного владения родным языком для человека и, тем самым, развивать у них и мотивацию к урокам литературного чтения.
Проблема исследования: определение способов формирования читательской компетенции младших школьников при работе с материалами по занимательному языкознанию на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
Цель: формирования квалифицированного читателя в начальной школе посредством использования комплекса заданий по занимательному языкознанию на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
2. Побрать и описать задания по формированию квалифицированного читателя в начальной школе посредством использования материалов по занимательному языкознанию на уроках литературного чтения
3. Предложить методические рекомендации по формированию квалифицированного читателя в начальной школе посредством использования материалов по занимательному языкознанию на уроках литературного чтения.
Фрагмент текста работы:
1. Пояснительная записка
1.1. Теоретическое обоснование проблемы
Согласно положению, принятому в литературном чтении (М. А. Рыбникова), цель этого курса в начальных классах остается той же, что и в средней школе, – формирование читателя. Все усилия обучения направлены в данном разделе на воспитание и развитие читателя, способного самостоятельно не только прочитать и понять текст произведения, но и, осознав свои читательские возможности, найти, выбрать и прочитать книгу как по заданию, так и руководствуясь своими читательскими предпочтениями. Поэтому важным компонентом методики становится характеристика читателя, на которую ориентируется учитель, организуя учебную работу. В методическую систему вводится понятие начинающий читатель, которое определяется при сопоставлении с квалифицированным и неквалифицированным читателем [8].
Квалифицированный читатель – читатель, имеющий представление о мире книг и читательский кругозор, которые наряду со всесторонними читательскими умениями позволяют ему ставить или осознавать цель чтения, осуществлять поиск книг различными способами, читать книги грамотно в соответствии со спецификой и направленностью издания, воспринимая книгу всесторонне как искусство слова, произведение графического и полиграфического искусства, средство информации и т. д. Он реализует свой читательский опыт и умения в позитивно направленной коммуникативной деятельности. Здесь можно говорить об уровнях квалификации читательской деятельности и специфике сформированности тех или иных умений, которые превосходят пороговый уровень, определенный как достаточный [11].
Неквалифицированный читатель – читатель, имеющий определенную ущербность в какой-либо области читательской деятельности, в знании кру га чтения или в области восприятия и осознания произведения, коммуникативной деятельности, основанной на знании книг и читательского опыта, и т. д. [15]
Таким образом, квалифицированный читатель – это читатель, владеющий правильным типом читательской деятельности, т.е. осознающий мотив чтения, знающий книги и владеющий читательскими умениями, которые помогают выбрать нужную книгу и уяснить ее смысл [10].
О.В. Кубасова считает, что приступая к реализации методики обучения чтению, стоит определиться с основными положениями, которые имеют позитивное решение и служат основанием для осуществления практических задач обучения сегодня. Современная классическая начальная школа носит характер материнской школы и школы родного языка. Основа материнской школы – метод подражания. Методический аспект этого положения определяет ведущую роль учителя как носителя культуры речи – образцовой речи, достойной подражания, что предполагает его широкую осведомленность в области детской литературы и книги, знания содержания классического ядра детского чтения. Учитель выступает как организатор интенсивной речевой практики младших школьников с учетом ее направленности на индивидуальное речевое и литературное развитие каждого ребенка [10].
Е.В. Посашкова утверждает, что школа родного языка предполагает практическую направленность обучения, общее образование и разностороннюю подготовку при ведущей роли родного языка, где ребенок будет грамотно пользоваться языком как способом, инструментом общения, познания, самосовершенствования. Поэтому ведущий принцип начального обучения – развитие речи. Он реализуется через статус одного учителя, который руководствуется им на каждом уроке по любому разделу начального обучения. Детская книга при слушании и рассматривании детьми выступает как специфический источник формирования представлений о мире, нормах нравственности, эстетических чувств и переживаний [18].
Практическая направленность выражается в организации коммуникативной деятельности на всех уровнях – слушания, говорения, чтения и письма с учетом воспитательной и развивающей стороны формирования личности, где наряду с освоением культуры непосредственного общения предполагается освоение литературного языка, нравственных норм, эстетических ценностей, развития культуры чувств средствами книги и литературы. Методическое решение комплекса этих задач осуществляется при условии общефилологического подхода и использования всего многообразия методов речевой, языковой и литературной подготовки учащихся.
Таким образом, одним из средств формирования квалифицированного читателя в начальной школе является языковый анализ произведения. По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей и поэтов» [24, с. 49].
Т.П. Лозинская выделяет 3 основных задачи языкового анализа: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя [12].
Языковой анализ помогает детям правильно воспринимать языковые средства, которые автор использует для раскрытия идеи рассказа, эстетически развивает детей. Языковой анализ текста выступает как способ восприятия младшими школьниками прочитанного текста. В процессе анализа текста и разбора различных вариантов учитель вместе с учениками рассматривает большое количество лексических и синтаксических синонимов. При этом школьники обогащают свои языковые запасы новыми словами, оборотами и конструкциями и видят их в конкретном применении, соотнесено с теми условиями и целями, которые даёт разбираемый текст. Общая задача языкового анализа состоит в ознакомлении учащихся с путями использования речевых средств и тем самым формирует квалификационного читателя на основе сознательной мыслительной деятельности [2].
Таким образом, использование на уроках литературного чтения элементов занимательного языкознания влияет на обогащения языка учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими,