Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Окружающий мир

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности в начальных классах при освоении предмета «Окружающий мир»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Пояснительная записка 7
1.1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности в начальных классах при освоении предмета «Окружающий мир» 7
1.2. Обоснование структуры и содержания серий конспектов уроков для формирования исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности в начальных классах при освоении предмета «Окружающий мир» 10
1.3. Анализ ресурсов 17
1.4. Описание приемов и средств реализации проекта 22
1.5. Этапы реализации проекта 24
Проектная часть 27
2.1. Проектное решение 27
2.3. Методические рекомендации по реализации продукта поурочных разработок по окружающему миру 46
Список литературы 54
Словарь 57
Приложение 58

 

  

Введение:

 

В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению поставленных задач, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Каждый ребенок по своей природе любознателен и полон желания учиться и, без сомнения, именно период жизни младших школьников отличается немалым стремлением к творчеству, познанию окружающего мира, активной деятельности. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске определена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается уже исследователем. Нормальным, естественным состоянием ребенка можно считать постоянно проявляющуюся исследовательскую активность. Он полностью настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование окружающего мира порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Реализация стандартов второго поколения позволяет вывести организацию учебной исследовательской деятельности учащихся на качественно новый уровень и одновременно ставит перед школой новые задачи. ФГОС НОО ориентирует педагогов на воспитание в учащихся качеств исследователей, активно и заинтересованно познающих мир, понимающих значимость науки и творчества, умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования, способных применить свои знания на практике.
Конкретные требования предъявляются к образовательным результатам учащихся, в том числе в области формирования исследовательских навыков. В соответствии с ФГОС начального общего образования по окончании начальной школы метапредметные результаты учащихся должны отражать, в частности: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение начальных форм познавательной рефлексии; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей построения рассуждений. В связи с этим поиск методов организации исследовательской деятельности учащихся становится особенно актуальным.
Следовательно, образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Тем не менее в практике начальной школы уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И как прежде традиционное обучение, в частности и в нашей стране, строится на репродуктивной деятельности, где деятельность направлена на усвоение уже готовых, заранее добытых кем-то фактов, а не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска. По причине такого обучения, у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – активность.
Результатом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения и саморазвития.
В настоящее время имеется достаточное количество мнений исследователей по проблеме развития исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что разработкой научно-методических основ формирования исследовательских навыков младших школьников занимались как отечественные (В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский), так и зарубежные (Дж. Бруннер, А. Дистервег, Я. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, С. Френе, И. Пестолоцци) педагоги.
Методические и дидактические положения применения исследовательских методов в обучении обоснованы И.А. Ильницкой, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Подтверждение развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать, а затем применять полученные знания было дано П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, М.М. Скаткиным, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской. Психологические основы организации исследовательской деятельности обучающихся представлены в работах А.И. Савенкова, Л. А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова. Так же вопросы по развитию исследовательских навыков у младших школьников по предмету «Окружающий мир» рассматривали О.И. Миторош, В.П. Ушачев.
Широкими возможностями по формированию исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности у младших школьников обладает школьный курс окружающего мира и в особенности выполнение опытов в ходе его изучения, так как, во-первых, сама специфика этого курса носит исследовательский характер содержания, а, во-вторых, практическое взаимодействие учащихся с окружающей средой входе выполнения опытов позволяет сформировать эти навыки в наибольшей степени. В контексте нашего исследования значимы труды, посвященные развитию естественнонаучного образования в начальной школе (А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, З.А. Клепинина и др.), проблемам организации форм учебной деятельности (А.С. Границкая, В.К. Дьяченко и др.).
В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Формирование исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности в начальных классах при освоении предмета «Окружающий мир» определяется необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности обучающихся.
Цель проекта: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность психолого-педагогических методов и приемов формированию исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности в начальных классах при освоении предмета «Окружающий мир».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Пояснительная записка

1.1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования исследовательских навыков в процессе организации проектной деятельности в начальных классах при освоении предмета «Окружающий мир»

В жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Одной из основных задач современного образования является развитие у обучающихся них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. В связи с этим необходимо сегодня обратиться к проблеме формирования исследовательских навыков, которые не только помогают младшим школьникам лучше справляться с требованиями проекта, но и развивают логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.).
Важность формирования исследовательских навыков младших школьников подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), где большое внимание уделяется исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, навыков ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [24]. Об этом свидетельствует и большое количество исследований, посвященным различным аспектам проблемы формирования исследовательских навыков младших школьников (А.Е. Богоявленская, А.Б. Воронцов, М.С. Гафитулин, Н.Я. Долгушина, И.В. Комарова, Н.А. Семенова, Н.А. Якимов и др.).
Навыки – это автоматизированные компоненты-сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Е.Ю. Фролова под исследовательскими навыками понимала «результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач» [25, с. 355].
Н.М. Жданова, которая рассматривала исследовательские навыки как сформированную готовность к ведению деятельности на основе осознанного применения знаний и опыта [4, с. 30]. О.А. Рудакова писал, что исследовательские навыки представляют собой возможность выполнения совокупности операций, которые направленны на проведения интеллектуальных и опытных действий, которые составляют основу исследовательской деятельности и в конце приводят к открытию нового [15, с. 313].
К.П. Кортнева и Н.Н. Шушарина выделяют следующие исследовательские навыки: 1) навыки охватывать всю проблему в целом; 2) навыки корректно ставить исследовательскую задачу; 3) навыки оценивать методы решения поставленной экспериментальной задачи; 6) навыки реализовывать экспериментальную методику; 7) навыки оценивать ее информативность и точность с помощью лабораторно-практических уроков [27, с. 63].
А.Н. Савенков определяет следующие навыки: навыки видеть проблемы; навыки задавать вопросы; навыки выдвигать гипотезы; навыки давать определение понятиям; навыки классифицировать; навыки наблюдать; навыки и навыки проведения экспериментов; умение и навыки структурировать полученный в ходе исследования материал; умение и навыки делать выводы и умозаключения; умение и навыки доказывать и защищать свои идеи [18, с. 26].
Исследовательские навыки имеют активный характер, которое позволяет решить любою возникающие противоречие. Школьник, занимающийся исследовательской деятельностью, должен все время прилагать усилия для нахождения объяснений всех противоречий, только тогда ученик должен чувствовать удовлетворенность от своей работы, а тем самым его исследовательские навыки улучшаются.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы