Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование исследовательских навыков у младших школьников в процессе использования квест-технологий во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Пояснительная записка 7
1.1 Теоретические аспекты проблемы развития исследовательских навыков младших школьников в процессе использования квест-технологий во внеурочной деятельности 7
1.2. Обоснование структуры и содержания конспектов внеурочных занятий с использованием квест-технологий 14
1.3. Анализ ресурсов и условий реализации проекта в ГБОУ города Москвы «Школа №1507» 16
1.4. Оценка результативности проектной разработки 18
Проектная часть 25
2.1. Серия конспектов внеурочных занятий с использованием квест-технологий, направленных на развитие исследовательских навыков младших школьников 25
2.2. Методические рекомендации по реализации педагогического проекта…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы 45
Словарь 47
Приложение……………………………………………………………….……48
Введение:
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального навыка постановки и решения задач для разрешения возникающих в жизни проблем – повседневной жизни, самоопределения, профессиональной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает воспитание и развитие мобильной и самореализующейся личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Исследовательское отношение к действительности есть одно из наиболее значимых качеств личности. Реализовать свой потенциал в современном мире может лишь человек с высокой степенью готовности к активному поиску новой для себя информации, к овладению новыми способами мышления и поведения, способностью наблюдать и использовать имеющийся опыт в новых условиях.
Современному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала обязательно требуются навыки исследовательского поиска. Это требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств, роли и значения исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. Поэтому главная задача современного образования заключается в определении путей трансформации процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских навыков.
Очень важно формирование данной группы навыков у школьников начать с младшего школьного возраста – периода активного развития и формирования познавательных способностей ребенка. Именно в возрасте 6-11 лет у ребенка развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, окружающем мире, формируются исследовательские навыки.
Способствовать формированию исследовательских навыков у младших школьников можно при помощи самых разнообразных методов и технологий. Однако мы в рамках выпускной квалификационной работы остановимся именно на квест-технологиях – одной из наиболее перспективных образовательных технологий, основанных на игровом подходе, позволяющих отойти от стереотипной формы организации занятий и стимулировать исследовательскую активность учащихся.
Особыми возможностями для развития исследовательских навыков у младших школьников обладает внеурочная деятельность.
Вопрос об использовании во внеурочной деятельности научных методов познания и формирования исследовательских навыков рассмотрен многими известными педагогами и методистами: Н.Д. Десяевой, А.В. Дудниковым, Э.В. Криворотовой, И.Я. Лернером, И.М. Подгаецкой, М.Н. Скаткиным.
Проблемы исследовательской деятельности поднимаются в работах А.Г. Виноградова, Н.Л. Головизниной, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.Д. Симоненко. Развитие исследовательских навыков у младшего школьника с использованием квест-технологий – актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование исследовательских навыков у младших школьников в процессе использования квест-технологий во внеурочной деятельности».
Актуальность обусловлена тем, что обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающей действительности ребенком. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно способствовать развитию соответствующих умений и навыков, которые можно совершенствовать с помощью квест-технологий. Использование универсальной образовательной технологии. Развитие потенциальных возможностей младших школьников посредством использования универсальной образовательной технологии возможно во внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность с использованием квест-технологий позволит актуализировать исследовательские возможности детей, освоить способы совместной деятельности, сформирует интерес к познанию и исследованию нового.
Проблема: возможно ли формирование исследовательских навыков у младших школьников в процессе использования квест-технологий во внеурочной деятельности?
Цель работы: разработка серии конспектов внеурочных занятий с использованием квест-технологий, направленных на формирование исследовательских навыков у младших школьников.
Задачи работы:
1. Изучить литературу, посвящённую формированию исследовательских навыков у младших школьников в процессе.
2. На основе изученной литературы определить наиболее эффективные задания для формирования исследовательских навыков у младших школьников во внеурочной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Пояснительная записка
1.1 Теоретические аспекты проблемы развития исследовательских навыков младших школьников в процессе использования квест-технологий во внеурочной деятельности
В рамках современной педагогической науки исследовательская деятельность учащихся является составляющей частью поисково-исследовательской теории обучения. Сущностью данной технологии является стремление сформировать учебное познание как совокупность задач, а так же выработать средства, которые помогут учащимся:
— понять проблемность поставленных задач, т.е. сделать проблему более доступной;
— выявить возможности сделать решение поставленных задач для учащихся личностно важным;
— обнаруживать и изучать проблемные ситуации, выявляя проблему и задачи [3].
Кроме того, исследовательская деятельность учащихся – это цель технологии проектного обучения, которая заключается в создании условий, в рамках которых учащиеся:
— независимо и с удовольствием получают отсутствующие знания из разнообразных источников;
— обучаются использовать полученные знания для того, чтобы решать практические и познавательные задачи;
— действуя в разнообразных группах, получают навыки коммуникации;
— формируют умения обнаруживать проблему, собирать информацию, организовывать эксперимент, наблюдать, формулировать гипотезы и обобщения;
— вырабатывают системное мышление [3].
Самостоятельная концепция исследовательской деятельности была сформулированная А.В. Леонтовичем [7]. Он рассматривает ее как деятельность учащихся, связанную с процессом решения ими творческой, исследовательской задачи, у которой отсутствует заранее известное решение (что отличается от практикума, который является иллюстрацией различных законов природы). Также Леонтовичем [7] отмечается, что исследовательская деятельность учащихся имеет ряд базовых этапов, которые характерны для научного исследования, а так же нормированную в соответствии с научными традициями структуру, состоящую из:
— определения проблемы;
— ознакомления с теориями, отражающими данную проблематику;
— выбора методик исследования и овладения ими на практике;
— сбора собственного материала с последующим его анализом и обобщением;
— формулированием выводов [7].
С точки зрения А.В. Леонтовича [7] всякое исследование, вне зависимости от научной сферы, в рамках которой оно осуществляется, имеет описанную структуру, а такая последовательность неотделима от исследовательской деятельности.
В своих трудах А.В. Леонтович [7] выражает мнение, что исследование в рамках образовательного процесса является учебным, а его основной целью является формирование личности учащегося, а не достижение абсолютно нового итога.
А.В. Леонтович [7] считает, что в рамках науки ведущей целью становится выработка новейших знаний. В то время как в образовании целью исследования является получение учащимися функционального навыка исследования в качестве универсального способа постижения действительности, а так же формирование предрасположенности к исследовательскому типу мышления и личностной позиции учащихся в рамках образовательного процесса, ориентированного на получение субъективно новых знаний (тех которые получены самостоятельно и являются новыми и индивидуально значимыми для отдельного учащегося)[7].
В рамках своих исследований Л.Ф. Фомина [15], А.С. Обухов [10], Е.В. Титов [14] понятия «учебно-исследовательская деятельность» и «исследовательская деятельность» учащихся анализируют не как тождественные. Базовая функция учебно-исследовательской деятельности с точки зрения А.С. Обухова [10] – это побуждение учащихся к познанию мира, а так же себя в его рамках. В то время как исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс взаимной деятельности педагога и учащегося, направленный на выработку неизвестного решения, в рамках которого между ними происходит передача культурных ценностей, итогом которой является создание мировоззрения.
По мнению А.С. Обухова [10], педагог при этом является организатором условий и формы исследовательской деятельности, позволяющей сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию, которая соответствует любой появляющейся перед ними проблемой (жизненной или научной) в рамках исследовательской и творческой точки зрения. Так же он считает, что усилия направленные на организацию системы исследовательской деятельности учащихся должны быть ориентированы только на данную задачу, а не на теоретическую подготовку учащихся к взрослой жизни, и формирование у них определенных навыков и специальных знаний.
По мнению Л.Ф. Фоминой [15], исследовательская деятельность учащихся – это одна из форм организации учебно-воспитательной работы, взаимосвязанная с процессом решения учащимися исследовательских, творческих задач с заранее неизвестным итогом в разнообразных сферах искусства, техники и науки. По мнению ученого, данная форма работы с учащимися предполагает наличие базовых этапов соответствующих и научному исследованию:
— определение проблемы,
— ознакомление с литературой по теме исследования,
— изучение методов исследования,