Право социального обеспечения Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование и правовое регулирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Краснодарского края

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и структура маломобильной группы населения, основные права ее представителей 7
1.2. Нормативная правовая основа формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения 13
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 22
2.1.Анализ системы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на примере Краснодарского края 22
2.2. Проблемы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на примере Краснодарского края 26
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на примере Краснодарского края 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61

 

  

Введение:

 

Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами.
Одной из наиболее важных задач общества является государственная поддержка и социальная защита инвалидов в нынешних социально-экономических условиях. В 2008 году Российская Федерация подписала и ратифицировала в 2012 году Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, в которой определены принципы государственной политики в отношении инвалидов.
В соответствии с Конвенцией государства-участники должны принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физической среде (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), к транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или доступным для населения.
Данные меры, включающие в себя выявление и устранение барьеров и препятствий для обеспечения доступности, должны охватывать, в частности, здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилье, медицинские учреждения, информационные, коммуникационные и другие услуги, включая электронные и аварийные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизни и здоровья доступная среда может быть определена как физическая среда, объекты, транспорт, информация и связь, дополненная для устранения препятствий, с которыми сталкиваются отдельные лица или группы лиц в соответствии с их особыми потребностями, доступность окружающей среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, включая федеральные законы от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социальных услуг гражданам в Российской Федерации», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», от 4 декабря 2007 года, № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» и Градостроительном кодексе РФ определены требования к властям и организациям, независимо от организационной и правовой формы создания условий для инвалидов для беспрепятственного доступа к инженерным, транспортным и социальным объектам, а также ответственности за уклонение от выполнения этих требований.
Доступная среда обитания является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает необходимые условия для реализации их возможностей и, следовательно, способствует социально-экономическому развитию государства. Государственная программа Краснодарского края «Доступная среда» (далее государственная программа) была разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-Р.
Актуальность решения проблем инвалидов объясняется их масштабами. В Краснодарском крае впервые признаны инвалидами около 40,0 тыс. человек: в 2015 году — 433,8 тыс. человек (8,0% от общей численности населения края), в 2016 году — 411,5 тыс. человек (7,5% от общей численности населения края), в 2017 году — 412,3 тыс. человек (7,6% от общей численности населения края) .
Общее число инвалидов по зрению в Краснодарском крае составляет 7,0 тыс. человек (1,7% от общего числа инвалидов на территории), инвалидов по слухам-3,0 тыс. человек (0,7% от общего числа инвалидов на территории), инвалидов, передвигающихся с помощью инвалидных колясок (далее — инвалидных колясок)-5,0 тыс. человек (1,2% от общего числа инвалидов на территории). Значительная доля инвалидов (64,5 процента) имеет 1 и 2 группы инвалидов из-за выраженных и резко выраженных ограничений на жизнь .
Тем не менее, число людей, которые испытывают трудности с использованием элементов существующей среды обитания, намного выше, чем зарегистрированное число инвалидов.
Целью данной работы является анализ формирования и правового регулирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Краснодарского края.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и структуру маломобильной группы населения, основные права её представителей;
— изучить нормативно правовые основы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
— провести анализ системы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
— охарактеризовать проблемы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
— проанализировать комплекс мероприятий, направленных на создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Объект исследования – меры социальной поддержки инвалидов и маломобильных групп населения в России.
Предмет исследования — условия и порядок оказания социальной поддержки инвалидам и маломобильным группам населения в соответствии с нормативно-правовыми актами в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и пяти параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной работы на основании поставленной цели и заявленных задач сделаем выводы.
Регламентация правоотношений по социальной защите инвалидов в Российской Федерации базируется на конституционных положениях, позволяющих вместе с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов определить структуру, пределы и возможности ее предоставления.
Правовое понятие инвалидности закрепляется в части первой статьи первой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
По смыслу данного определения основным сущностным признаком инвалидности является стойкость расстройств функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности человека. Данный признак позволяет проводить различие между инвалидами и временно нетрудоспособными лицами.
В имеющихся социально-экономических условиях ограничения в доступе к социальной инфраструктуре, образованию и рынку труда у лиц с ограниченными возможностями здоровья воспринимается как форма социального неравенства, поэтому адаптация объектов социальной инфраструктуры для их нужд должна рассматриваться как важный вектор развития мер социальной поддержки населения. Физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющие людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни, все это – доступная среда. Мало только провести отдельные виды работ (например, установку пандусов для инвалидов-колясочников), нужен комплексный подход к данной проблеме: проведение дооснащения объектов, обеспечивающих их доступность для всех категорий инвалидов – по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций и других маломобильных групп населения.
К маломобильным группам населения относятся люди, которые испытывают затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К ним относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья и передвижения, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками.
В разные периоды жизни и состояния здоровья в безбарьерной среде есть необходимость у 50% населения .
Под доступностью (безбарьерностью) понимается свойство здания, помещения, места обслуживания, которое позволяет беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой.
Доступная или безбарьерная среда в широком смысле – это среда, при помощи которой создаются лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности «доступная среда – это такие элементы окружающей среды, в которые могут свободно заходить, попадать и которые могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями» .
Поскольку проблема формирования доступной среды для инвалидов является достаточно острой, органы государственной власти активно занимаются этим вопросом.
Все права людей с ограниченными возможностями и маломобильных граждан защищены Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Отсюда вытекает такое понятие, как социальная поддержка инвалидов, т.е. это меры, которые обеспечивают социальные гарантии, установленные законом.
Данный Закон устанавливает обязательства Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.
Теоретически сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли человек с ограниченными возможностями может наравне с другими получить доступ ко всем сферам жизни.
Дело состоит лишь в том, чтобы такие достижения стали доступны тем, кто в них нуждается, поскольку понятие инвалид включает себя такое понятие, как барьер.
В целях формирования условий для безбарьерного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам реализуется государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
О положительном опыте реализации программы можно говорить уже сейчас. В рамках этой программы ввели субтитры на некоторых телеканалах для инвалидов по слуху, в городах для более удобного и безопасного передвижения инвалидов по зрению на перекрёстках стали оснащать светофоры акустическими системами, устанавливать пандусы и лифты для колясочников. Также данная программа предусматривает повышение уровня жизни, увеличение количества специализированных учреждений для инвалидов, количество рабочих мест, обеспечение техническими средствами и т.д.
В стране создана достаточно полная правовая база, регламентирующая создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. Однако, практическая реализация законов и иных нормативных актов осуществляется медленно.
В данной ситуации важной является разработка комплексного, системного подхода, направленного на регулирование жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, обеспечивающий переход от преимущественно финансовых форм социальной поддержки инвалидов к формам социальной адаптации и вовлечения данных категорий граждан в экономические и социальные процессы, происходящие в обществе. Запускаются программы, направленные на преодоление самоизоляции инвалидов и снижение их социальной зависимости.
Такой подход должен быть реализован путем разработки и внедрения на практике новых нормативных, конструкторских, технических решений и организаций, разработанных с учетом российского и международного опыта, которые способствуют формированию в Российской Федерации доступной для инвалидов и других групп моего мобильного населения среды, что создаст достойные условия для развития доступной для инвалидов и других групп маломобильного населения в Российской Федерации.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие и структура маломобильной группы населения, основные права ее представителей

Исследование проблемы населения с низкой мобильностью в контексте социального неравенства предполагает, прежде всего, определение концептуального устройства. Основным термином является термин маломабильная группа населения (МГН).
МГН-люди, которые испытывают трудности с перемещением, получением услуги, необходимой информации или ориентации в пространстве. Группы населения с низкой мобильностью — инвалиды, люди с временными нарушениями здоровья, беременные женщины, пожилые люди, люди с колясками и т.д. Часто это определение означает инвалидов. Поскольку нет специализированного термина для группы инвалидов-колясочников, применим данный термин.
Кроме того, понятие «граждане с низкой мобильностью» определяется Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «О беспрепятственном доступе граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры в Краснодарском крае» (далее — в соответствии с этим законом граждане являются лицами, которые испытывают трудности с перемещением, получением необходимых им услуг или перемещением в пространстве (инвалиды, люди в возрасте старше 60 лет, люди с временными или постоянными нарушениями здоровья, беременные женщины, люди с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе, с детскими колясками).
Еще одно фундаментальное определение исследования этой проблемы — социальное неравенство. В социологической науке неравенство рассматривается с разных позиций и направлений.
Можно дать несколько определений этого явления:
1) неравенство-это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным преимуществам, таким как деньги, власть и престиж ;
2) неравенство-это специфическая форма социальной дифференциации, в которой люди, социальные границы, слои, классы находятся на разных уровнях вертикальной социальной иерархии, имеют неравные шансы и жизненные возможности для удовлетворения потребностей .
Если отличить основную идею от набора определений, то ее можно сформулировать следующим образом: социальное неравенство-это условия жизни людей, в которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам жизни (материальной, духовной, культурной) личности и общества. Все эти определения относятся к различным типам неравенства: по полу, возрасту, национальному и др. признакам.
Определение социологического словаря наиболее широко охватывает социальное неравенство как явление, но, по мнению автора, оно не раскрывает характерных аспектов неравенства инвалидов в обществе.
В социологии проблема инвалидов рассматривается и изучается в контексте социального неравенства (или социальной стратификации). Фактически, в обществе инвалиды — это социальная группа. Если вы даете характеристику данной социальной группе, то это неформальная реальная группа, которая выполняет несколько ролей: поддерживающая, выразительная и инструментальная.
Самоопределение любой социальной группы, безусловно, включает в себя 4 пункта: социальное взаимодействие, стигмация, идентификация и хаббитуализация. Эта социальная группа инвалидов характерна во всех пунктах. Взаимодействие проявляется в факте общения в соцсетях-группах, организациях и т. д.
Стигма-это определение внешнего вида, способа передвижения (костыли, инвалидные коляски).
Идентификация четко отражает мышление инвалидов: «мы не похожи на все», что есть в обществе. Часто инвалиды сосредотачиваются на своей разнице с другими, тем самым отделяясь от общества.
И последний момент-это хиббатуализация. Этот пункт несколько дублирует предыдущий, добавив, что стереотипы были разработаны не только в группе, но и в обществе.
На сегодняшний день ситуация в сфере жизни граждан с низкой мобильностью не является примером социального равенства в обществе. Корни этой проблемы лежат в историческом прошлом страны. Приоритетной задачей Советского Союза было создание «светлого будущего» без категорий неподходящих для государства людей. Другими словами, СССР официально не признавал категорию граждан как инвалидов, поэтому ни законодательство, ни инфраструктура, ни общество не приспособились к жизни слабой группы населения . К тому времени, когда права инвалидов в инвалидных колясках уже были признаны в европейских странах и созданы все условия их жизни, Российская Федерация лишь осознала серьезность этого вопроса.
Таким образом, решение этой социальной проблемы в России на протяжении десятилетий затягивалось мировой практикой.
Для того чтобы получить представление о доле лиц, принадлежащих к социальной группе инвалидов, необходимо ознакомиться со статистикой (Приложение 1).

Из приведенной в Приложении 1 таблицы следует, что общее количество инвалидов в течение последних 5 лет снизилось. Наблюдается сокращение численности инвалидов I и II группы, но III группа отмечается ростом показателей на 27% по сравнению с 2012 г.
Следует отметить, что в общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию по инвалидности в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности РФ и т.д.
Для того чтобы подробнее рассмотреть данную проблему, необходимо также проследить динамику количества человек, впервые вставших на учет по инвалидности (Приложение 2).
Из таблицы, приведенной в Приложении 2 следует, что по критерию впервые признанных инвалидами в течение последних 4 лет, начиная с 2014 г. показатели снизились на 15%. Также стоит обратить внимание, что II группа инвалидов, в которую обычно входят инвалиды-колясочники, от общей численности инвалидов отмечается снижением на 3,8 %.
Тем не менее, следует понимать, что это данные об общем числе инвалидов в целом. Необходимо отметить тот факт, что государственная статистическая служба точно не учитывает людей, которые перемещаются в инвалидных колясках. Инвалидные коляски принимаются во внимание, однако точное число инвалидов определить невозможно. Такие данные могут быть лишь приблизительными, так как определенная доля инвалидов самостоятельно покупает вспомогательное средство передвижения. В медицинских учреждениях есть только простые «ручные» инвалидные коляски, поэтому для более активного передвижения инвалиды приобретают кресла, питаемые электрической энергией. Эти устройства облегчают перемещение инвалида в труднодоступную городскую среду.
Несмотря на разработанную и принятую нормативно-правовую базу, в Российской Федерации нет глобальной деятельности по упрощению городской жизни инвалидов. Только в нескольких крупных городах были приняты меры по повышению доступности окружающей среды. Однако в большинстве городов и населенных пунктов инвалидов практически невозможно увидеть на улицах из-за недоступности городской инфраструктуры.
Надо понимать, что этой категории граждан трудно передвигаться даже по квартире: добраться до ванной или комнаты — непростая задача, так как строительные нормы и размеры дверей недостаточно широки для человека, передвигающегося в инвалидной коляске .
Следует иметь в виду, что не только нормальное движение, но и другие аспекты жизни являются трудной задачей для социальной группы инвалидов.
Хотя существуют конкретные законы и правовые рамки, эти права часто нарушаются государством, достаточно обратить внимание на характер и сферу применения социальной защиты, но каждый конкретный случай требует индивидуального подхода и отдельного рассмотрения.
Бывают случаи, когда нарушаются права малоподвижных посетителей (они не допускаются в учреждение, транспорт). Такие случаи указывают на необходимость уточнения нормативной базы.
Таким образом, нет никакого неравенства де-юре и де-факто трудностей, возникающих в жизненном процессе:
1) отсутствие доступа к общественному транспорту;
2) отсутствие возможности посетить большинство сервисных компаний (питание, проживание и т.д.);
3) трудность работы и автономия;
4) трудно добраться до городской инфраструктуры;
5) преодоление транспортных барьеров;
6) психо-негативное восприятие обществом инвалидов и др.
Следует отметить, что в социальной среде инвалидов есть и проблемы морального и психологического уровня.
В социальной группе инвалидов существуют стереотипы о невозможности достижения равенства в обществе для всех, и зачастую сложный процесс инклюзивности не происходит именно из-за психологических проблем и барьеров.
Помимо вопросов психологического характера, проблема, несомненно, связана с доступностью городской среды, которая в нашей стране находится на неудовлетворительном уровне по сравнению с европейскими или некоторыми азиатскими странами.
Стоит также отметить, что в обществе существует такое явление, как «зависимость от повседневной жизни», другими словами, если встретить китайцев или корейцев на улицах городов Дальнего Востока — обычное дело, представители афроамериканских культур уже вызовут повышенный интерес.
Например, в центральных регионах страны повышенный интерес будет вызван обычными азиатами Дальнего Востока. То же самое относится и к социальной группе инвалидов. Некоторое время назад человек, который двигался в инвалидном кресле, привязывал узкие взгляды к прохожим из-за того, что инвалидные коляски редко появлялись на улице.
В течение пяти лет с развитием доступности окружающей среды, инфраструктуры различных заведений на улицах и развлекательных комплексах все чаще появляются инвалиды и общество постепенно начинает к ним привыкать.
Среди населения наблюдается снижение повышенного интереса к все более активной жизненной деятельности инвалидов в инвалидных колясках.
Таким образом, можно сказать, что упомянутый выше процесс «зависимости» занимает некоторое время, поэтому для того, чтобы население с низкой мобильностью могло в полной мере участвовать в обществе, потребуется еще несколько лет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы