Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Формирование геометрических представлений как средства математического образования младшего школьника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 5
1.2 Условия формирования геометрических понятий у младших школьников 9
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Изучение начального уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников 18
2.2 Методические рекомендации по формированию геометрических представлений у детей младшего школьного возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема формирования геометрических представлений у детей младшего школьного возраста постоянно находится в центре внимания государственных структур, психолого-педагогической теории и практики обучения математике в начальной школе. Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению обучающимися математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное.
Геометрическое понятие не всегда сформировано на наиболее высоком уровне. Выпускники младших классов испытывают затруднения в обучении. Следовательно, такая проблема как формирования геометрических понятий у учеников младших классов является актуальным во все времена.
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования геометрических понятий детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать психолого-педагогические условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
3. Организовать исследование по выявлению уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и апробировать на практике программу курса практических работ, направленных на формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования: В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зайкина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых геометрических понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками. Традиционные методики формирования геометрических понятий раскрыты в работах М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, М.И. Моро и др. Методика обучения элементам геометрии учащихся начальных классов раскрыта в работах А.В. Андрущенко, Э.И. Александровой, И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, А. В. Белошистой, М.И. Моро, И.В. Шадрина, И.Ф. Шарыгина и др. Использование элементов практических работ в процессе формирования геометрических понятий раскрыто в работах В.В. Афанасьева, М.И. Зайкина, Г.Л. Луканкина, В.Л. Матросова, А.Г. Мордкович, Г.И. Саранцева, Е. И. Смирнова.
Практическая значимость работы: Разработанная нами и проведенная система упражнений, которая направленная на формирование геометрических понятий может быть предложена учителям для использования на уроках математики в начальной школе.
База исследования: МБОУ СОШ. В исследовании участвовали 18 детей.
Структура работы. Работа состоит из теоретической и методической основы формирования геометрических понятий младших школьников.
Заключение:
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и позволяет сделать следующие выводы.
Определены особенности, структура и содержание формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Выделены критерии и показатели геометрических понятий:
Способность к аналитико-синтетической деятельности, показателями которого являются сформированность навыков анализа и синтеза, умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, умения классифицировать материал, знание формы простейших геометрических фигур.
Сформированность навыков визуального анализа, показателями которого является умение визуально находить общие и отличительные признаки.
Знание геометрических фигур, показателями которого являются умение выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
Умение ориентироваться в пространстве, показателями которого являются знания детьми частей тела, парных направлений, расположение предметов на плоскости стола, понимание словесных обозначений пространственных отношений.
Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Математика». Особое содержание геометрического материала, включенного в программу математики и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами). На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста обеспечивается реализацией комплекса условий: Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии; Формирование геометрических понятий у младших школьников через использование конструкторского способа; Систематичность работы, расширение содержания курса «Геометрия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу.
Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование показало, что геометрические понятия детей сформированы недостаточно, ученики испытывают затруднения при узнавании и воспроизведении данных понятий, хотя известно, что понятия считаются одним из самых ключевых элементов в содержании любого учебного предмета в младших классах, в частности, при изучении математики.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения практического курса «Занимательная геометрия», является ступенью к решению общей проблемы формирования геометрических понятий у обучающихся и повышения качества математического образования младших школьников в целом.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста
Возрастной этап младших школьников — 6-10 лет. Известный специалист по психологии Л.В. Выготский верно заявлял, что интеллектуальное развитие ребёнка произведено столько в развитии отдельных процессов, сколько в развитии между ними взаимосвязей. Все ученые сходятся на том, что главная индивидуальность ребёнка данной ступени изучения заключается не в том, что он в состоянии исполнять и добиться сейчас, а в вероятных способностях, которыми располагают дети этого возраста. В способностях, которые лежат в зоне развития младшего школьника [8, 111].
В младшем школьном возрасте случается активное становление психических процессов: память, восприятия, узнавания, мышления, фантазии. Геометрический материал в значительно большей степени, чем алгебраический и арифметический, соответствует основному в младшем школьном возрасте виду мышления, такому как образному. Урок математики в младшей школе играют в процессе обучения очень существенную роль, ориентированного на индивидуальные интересы учащихся. Алгебраические аспекты этого предмета формируют в основном аналитико — синтетическое мышление, а геометрические способствуют развитию этого важного мышления, как пространственное. Главной единицей пространственного мышления является образ, в нем представлены пространственные характеристики объекта: взаиморасположение, величина, форма составляющих его элементов.
Составление пространственных представлений не считается прерогативой курса математики, так как образы, в которых фиксируется величина, форма, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, уже с самого раннего детства выстраиваются в сознании ребёнка.
Составление пространственного мышления ребёнка считается важной частью его умственного становления в целом. Задача сформировать нужный уровень пространственного мышления детей до начала исследования размеренного курса математических дисциплин курсом математики младших классов не производится. В последующем же низкий уровень пространственного воображения и пространственного мышления детей, как правило, считается для них буквально непреодолимым препятствием для постижения курса стереометрии. В то же время и изучения специалистов и жизненный опыт по психологии показывают, что уже у младших учащихся эффективно формировать составляющие пространственного мышления. А возраст младшего учащегося считается в принципе более подходящим для формирования пространственного мышления потому, что наглядно-образный стиль мыслительной работы считается на данном этапе основным, а это значит, что данный возраст более подходящий для формирования, как операционной так и базовой стороны пространственного мышления.