Право социального обеспечения Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Фонд социального страхования Российской Федерации: правовой статус, задачи, функции, структура

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика фонда социального страхования 6
1.1. Источники правового регулирования деятельности Фонда социального страхования 6
1.2. Структура, задачи и функции Фонда социального страхования 17
1.3. Имущественная основа деятельности Фонда социального страхования 24
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования в г. Москве как субъекте РФ 31
2.1. Структура региональных подразделений ФСС 31
2.2. Особенности социального страхования в г. Москве 34
Глава 3. Направления совершенствования законодательства в сфере социального страхования 41
3.1. Проблемы социального страхования на современном этапе 41
3.2. Пути усовершенствования деятельности Фонда социального страхования 45
Заключение 53
Библиографический список 57

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Государственные внебюджетные фонды — неотъемлемая часть финансовой системы РФ. Их основная деятельность направлена на обеспечение социальных благ населению страны. Каждый фонд отвечает за отдельное направление: Пенсионный Фонд – за обеспечение пенсионных выплат, Фонд социального страхования – за выдачу различных социальных выплат, Фонд обязательного медицинского страхования – за оказание бесплатной медицинской помощи. Все фонды являются важнейшим звеном государственных и муниципальных финансов.
В силу Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение. При этом исполнение государством этой обязанности не только требует наличия необходимых социально-экономических условий, но и предполагает функционирование надлежащего государственно-правового механизма защиты нарушенного права, особая роль в котором принадлежит судебной власти.
На современном этапе российская модель социально обеспечения переживает серьезные перемены, связанные с увеличением количества элементов системы «либерального» типа. Текущие реформы позволяют не просто «стабилизировать» экономику системы социального обеспечения, но и обеспечить более адресный характер оказания помощи, донося ее до нуждающихся категорий населения.
Социальное страхование — важнейшая область экономического знания. Оно направлено на улучшение социальной жизни населения как в период их активной жизни, так и в пенсионном возрасте, и во время нетрудоспособности.
Фонд социального страхования выполняет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ. Он обеспечивает функционирование многоуровневой системы государственного социального страхования. Его отделения созданы во всех субъектах страны. Денежные средства Фонда социального страхования являются государственной собственностью.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с деятельностью Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус, задачи, функции и структуру Фонда социального страхования Российской Федерации, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности правового статуса, задачи, функции и структуру Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть источники правового регулирования деятельности Фонда социального страхования.
2. Определить структуру, задачи, функции Фонда социального страхования.
3. Изучить имущественные основы деятельности Фонда социального страхования.
4. Охарактеризовать структуру региональных и территориальных подразделений фонда социального страхования.
5. Рассмотреть особенности социального страхования в г. Москве.
6. Исследовать проблемы социального страхования на современном этапе.
7. Проанализировать пути усовершенствования деятельности Фонда социального страхования.
Теоретическая основа работы – труды и научные публикации таких авторов, как: Александрова А.А., Антипьева Н.В., Благодир А.Л., Егунова А.М., Кириллова Н.В., Максютова Л.Н., Миронова Т.К., Нуртдинова А.Ф., Поветкина Н.А., Семенова О.В., Шинкарева О.В. и др.
Нормативно-правовая основа работы — Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», иные нормативные правовые акты.
Эмпирическая основа работы – материалы судебной практики.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальное страхование является установленной, контролируемой и гарантированной государством системой по обеспечению, поддержке престарелых, не способных к труду граждан за счет средств целевого внебюджетного Фонда социального страхования государства, а также иных частных и коллективных фондов страхования.
Фонд социального страхования – совокупность элементов и систем, которые осуществляют накопление денежных отчислений, а также их распределение.
Фонд социального страхования РФ — один из внебюджетных фондов государства, который относится к единой бюджетной системе РФ. Бюджет Фонда, как и иных внебюджетных фондов государства, не входит в состав общего российского бюджета, он утверждается как самостоятельный федеральный закон. В границах своей деятельности ФСС реализует денежное обеспечение расходов по обязательному соцстрахованию по временной нетрудоспособности граждан, а также в связи с материнством, по социальному обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.
В состав Фонда социального страхования включены следующие исполнительные органы:
— Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
— Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
— Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.
Страховые фонды формируются по определенным правилам, преследуя цель максимальной компенсации рисков при минимальных необходимых тратах участников схемы страхования.
Социальное страхование применяет две методики покрытия рисков:
1) распределение вероятностного ущерба меж всеми участниками фонда за счет предварительной оплаты взносов;
2) капитализация, предусматривающая индивидуальное накопление взносов любого из участников к моменту выплаты страхования.
Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:
1. Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
2. Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
3. Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время;
4. Денежные средства, которые возмещаются страховым лицам в том случае, когда образуются регрессивные требования к ответственными за вред, который был причинен застрахованным лицам. Таким образом, гражданин получает определенные финансы, если оказывается в ситуации, от которой он застраховал себя, свою жизнь или имущество;
5. Доходы, которые образуются в связи с размещением временно свободных денежных средств обязательного социального страхования граждан.
Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.
Приходим к выводу о том, что выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам носят в высшей степени страховой характер, расходы на выплату пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение, предоставляемое населению, и оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этого, предлагается определять по каждому виду расходов, проводимых средствами, определенными на социальное страхование, свои источники финансирования. Таким образом, в настоящее время в условиях рыночной экономики система обязательного социального страхования развивается и требует внесения изменений для оптимизации работы по предоставлению гражданам всех необходимых социальных услуг и надежной защиты от социальных рисков.
Подводя итоги, отметим, что в настоящее время созданы все объективные предпосылки к реформированию системы обязательного социального страхования. Ключевым элементом данной реформы выступает наделение Фонда социального страхования статусом публично-правовой компании и его исключение из участников бюджетного процесса и бюджетной системы Российской Федерации. Целесообразным представляется расширение границ применения страховых принципов в системе обязательного социального страхования с одновременным повышением ответственности социальных партнеров в зависимости от роли и степени их участия. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности расходования средств, консолидируемых в Фонде, повышению качества оказания услуг в данной сфере и развитию системы обязательного социального страхования.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика фонда социального страхования

1.1. Источники правового регулирования деятельности Фонда социального страхования

Социальное страхование является системой экономических отношений по распределению стоимости общественного продукта на материальную поддержку населения при потере работы, трудоспособности и на охрану его здоровья.
Социальное страхование — одна из частей более крупной системы — социального обеспечения. Различие меж этих двух систем состоит в отношении к трудовой деятельности граждан, и методике формирования фондов для нетрудоспособных лиц.
Социальное страхование отражает отношения, которые возникают в связи с образованием и использованием фондов для поддержки граждан навсегда или временно утративших способность к труду. При этом имеются в виду те граждане, которые прежде работали либо временно не работает по причине болезни; таким образом, важнейшей особенностью социального страхования является то, что оно имеет непосредственную связь с трудовой деятельностью работников в прошлом или настоящем .
Социальное обеспечение выражает отношения, имеющие связь с созданием и применением бюджетных фондов для поддержания граждан, потерявших трудоспособность, или вовсе не обладающих ею, то есть для всей совокупности граждан, вне зависимости от их участия в трудовой деятельности.
Вследствие целевого характера средств, предназначенных для социального обеспечения, отношения, которые рассматриваются, возникают, как правило, на не договорной основе (кроме добровольного и негосударственного социального страхования). Этому утверждению не противоречит тот факт, что правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают на основе договора между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного. Нормативными актами определен типовой договор, который содержит все необходимые условия, отход от которых не допускается, если это нарушает права застрахованного лица .
Правоотношения в сфере социального обеспечения обладают собственными отличительными признаками.
1. Правоотношения в сфере социального обеспечения возникают вследствие действия норм социального обеспечения, регулирующих поведение субъектов по отношению к определенным благам – объектам (пенсии, пособий, социальных услуг и т.п.). В качестве оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения лежат определенные юридические факты, как события (например, временная нетрудоспособность), так и действия (например, подача заявления на выплату пособия). Как правило, для возникновения сложных правоотношений в сфере социального обеспечения требуется юридический состав, т.е. совокупность юридических фактов. Например, для возникновения пенсионного правоотношения по установлению и выплате страховой пенсии по старости необходимо как минимум два юридических факта: достижение гражданина пенсионного возраста и обращение в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением.
2. Правоотношения в сфере социального обеспечения устанавливает юридическую связь между субъектами путем наделения их в силу нормы прав субъективными правами и юридическими обязанностями. Эти права и обязанности взаимосвязаны между собой. Например, в случае правоотношения по пенсионному страхованию работодатель является обязанным лицом в части уплаты страховых взносов и предоставления необходимой отчетности, Пенсионный фонд РФ, в свою очередь, вправе требовать от работодателей исполнения данных обязанностей, вправе применять меры юридической ответственности. При этом Пенсионный фонд РФ является обязанным лицом перед, например, работником, имеющим право на получение пенсии по инвалидности. Государство в целом является одновременно управомоченным лицом в сфере установления и изменения общеобязательных правил поведения участников правоотношений по социальному обеспечению, и обязанным лицом в сфере реального обеспечения действия принципа социального государства, создания эффективного механизма правового регулирования сферы социального обеспечения в целом и отдельных ее элементов в частности .
3. Правоотношения в сфере социального обеспечения как правило индивидуализированы. Это не абстрактные и абсолютные правоотношения, как например отношения собственности. Персонификация прав и обязанностей – характерный признак правоотношения в сфере социального обеспечения, при котором всегда известны конкретные лица, имеющие субъективные права и обладающие юридическими обязанностями. Таковы например, отношения между гражданином, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и учреждением, оказывающим социальные услуги. Всегда строго индивидуальными являются правоотношения по пенсионному обеспечению, медицинскому обслуживанию, страхованию от несчастных случаев на производстве и т.д.
4. Правоотношения в сфере социального обеспечения возникают вследствие действия принципа социального государства, а потому подлежат обязательной охране со стороны государства. Обеспечение законности и правопорядка в сфере социального обеспечения – необходимое условие существования современного общества, и важнейшая функция демократического государства.
5. Правоотношения в сфере социального обеспечения имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект правоотношения вправе требовать предоставления ему определенного вида обеспечения (например, страховой выплаты вследствие приобретения профессионального заболевания), а другой субъект – безусловно обязан предоставить указанное обеспечение.
7. Правоотношения в сфере социального обеспечения имеют определенную цель. «Данный признак означает, что они являются формой выражения, и закрепления отношений распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства и т.д.)» .
Объективная необходимость социального страхования и социального обеспечения вызвана требованиями процесса широкого воспроизводства, а именно одного из его элементов — воспроизводства рабочей силы. Наравне с главным источником средств для такой разновидности воспроизводства – фондом оплаты труда, функционируют фонды социального обеспечения и фонды социального страхования.
Есть два принципа образования фондов социальной значимости:
1) на основании солидарности поколений, когда трудящееся поколение обеспечивает уже неработающее, а его в свою очередь, по мере старения, заменяет поколение, которое начинает трудовую деятельность;
2) на основании персонализированных отчислений граждан в социальные фонды, более всего в фонды пенсионного обеспечения; при действии данного принципа объем выплат находится в зависимости от вложенной суммы определенного лица за весь период его работы .
Система, которая основана на первом принципе, охарактеризована следующими особенностями:
— монополия государства на пенсионное обеспечение;
— обезличенность обязательных пенсионных взносов граждан в фонды социального обеспечения;
— распределение средств внутри системы.
Система, основанная на действии второго принципа, который положен в основание производимой пенсионной реформы, охарактеризована:
— регулированием пенсионного обеспечения государством;
— гарантиями государства по соблюдению установленного прожиточного минимума для граждан, принимающих участие в образовании пенсионных фондов;
— разграничением пенсионных сбережений и иных форм социального обеспечения;
— участием всех граждан трудоспособного возраста в формировании накоплений пенсионного типа;
— личной ответственностью трудоспособного населения за собственное пенсионное обеспечение в старости;
— безопасностью и эффективностью инвестирования пенсионных сбережений;
— правом граждан на наследство средств в пенсионных накопительных фондах;
— предоставлением гражданам прав на добровольное пенсионное обеспечение дополнительного типа;
— инвестициями пенсионных сбережений в экономическую сферу, что способствует ее развитию.
В дополнение государственного обязательного социального страхования используется негосударственное пенсионное страхование, то есть отношения социальной защиты населения посредством формирования дополнительной пенсии из добровольных взносов работников и (или) их работодателей.
Реализация конституционного права на социальное обеспечение может быть организована в различных формах, которые принято разделять по таким признакам, как:
— общность обеспечиваемых;
— способы и источники формирования фондов для финансирования соответственных мероприятий;
— разновидности обеспечения;
— размеры и условия обеспечения;
— органы, которые предоставляют обеспечение .
При учете вышеназванных признаков в настоящий момент можно выделять следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:
— обязательное (государственное) социальное страхование;
— социальное обеспечение из прямых ассигнований из общефедерального бюджета;
— социальная помощь государства.
Базисной организационно-правовой формой признано обязательное (государственное) социальное страхование. В настоящий момент оно преобразуется согласно принципам, адекватным отношениям рыночного типа.
Обязательному социальному страхованию подлежат работники по найму и иные лица, круг которых определяется законодательством.
По обязательному (государственному) социальному страхованию страховыми случаями могут являться безработица (отсутствие спроса на труд), инвалидность, болезнь, смерть кормильца, старость, и иные. Их перечень установлен законодательством.
Социальное обеспечение из средств общефедерального бюджета охватывает особенных субъектов: военнослужащих, государственных служащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов госбезопасности и членов их семей, а также иные категории служащих при учете специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения названного контингента лиц должны перечисляться в федеральные фонды социального страхования либо выделяться соответственным министерствам (к примеру, Министерству внутренних дел РФ) из бюджета РФ .
Социальная помощь государства является формой организации реализации права на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи с трудовой деятельностью и выплатой взносов по страхованию.
Таким образом, социальное страхование является установленной, контролируемой и гарантированной государством системой по обеспечению, поддержке престарелых, не способных к труду граждан за счет средств целевого внебюджетного Фонда социального страхования государства, а также иных частных и коллективных фондов страхования.
Фонд социального страхования – совокупность элементов и систем, которые осуществляют накопление денежных отчислений, а также их распределение.
Фонд социального страхования РФ — второй по величине (первый — Пенсионный фонд РФ) социальный внебюджетный фонд.
Цель российского Фонда социального страхования состоит в финансировании выплаты пособий по родам и беременности, нетрудоспособности временного типа, в случае рождения ребенка и ухода за ним до момента наступления возраста полутора лет, оплате отдыха и курортно-санитарного лечения и пр. Источники образования средств российского Фонда социального страхования — это взносы по страхованию от организаций и предприятий всех форм собственности, ассигнования из бюджета федерации, добровольные взносы юридических и физических лиц и пр.
Деятельность Фонда социального страхования отнесена к сфере публичных (государственных) финансов.
Российский фонд социального страхования (ФСС) был образован 01.01.1991 года общим постановлением Федерации независимых профсоюзов и Совета министров РСФСР. Деятельность фондов по социальному страхованию регулируется:
1. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» ;
2. Бюджетным кодексом РФ ;
3. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» , а также другими нормативными актами.
Федеральные фонды соц. страхования в РФ обладают давней историей. Еще в 1889 году в совет российского государства представлялся проект закона об ответственности собственников промышленных предприятий за производственные несчастные случаи. 02.06.1903 года был принят российский закон «О вознаграждении служащих и рабочих (а равно и членов их семейств), потерпевших от несчастных случаев на предприятиях заводской, фабричной, горнозаводской и горной промышленности». В соответствии с этим законом, в Российской Империи введено было обязательное социальное страхование служащих и рабочих. В 1929 году социальное страхование образовало отделенный фонд социального страхования (ФСС), за счет средств которого с 1931 года были финансированы:
— отдых на курортах;
— санаторное лечение.
Фонд социального страхования РФ — один из внебюджетных фондов государства, который относится к единой бюджетной системе РФ. Бюджет Фонда, как и иных внебюджетных фондов государства, не входит в состав общего российского бюджета, он утверждается как самостоятельный федеральный закон. В границах своей деятельности ФСС реализует денежное обеспечение расходов по обязательному соцстрахованию по временной нетрудоспособности граждан, а также в связи с материнством, по социальному обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве .
С 2005 года на ФСС возложена задача по реализации ФЗ РФ от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения групп населения путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств бюджета федерации. Фонд также занимается обеспечением ветеранов труда и инвалидов техническими реабилитационными средствами, протезными и ортопедическими изделиями за счет бюджета государства. Федеральный ФСС осуществляет контроль над расходованием средств, которые выделены на социальное страхование, отслеживает поступление взносов, контролирует деятельность фондов социального страхования РФ в регионах. Помимо этого, в фонде вырабатываются госпрограммы по усовершенствованию социального страхования и охране здоровья работников.
ФЗ «Об обязательном соцстраховании от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве» предусматривает наполнение фондов обязательного страхования посредством регулярных взносов, которые собираются со всех трудящихся граждан РФ. В соответствии с законом, облагаемая взносами база подлежит определению не налоговым кодексом РФ, а специализированным ежегодно принимаемым ФЗ, иными законодательными актами, которые приняты на уровне государства. Каждый год утверждаются страховые тарифы по обязательному соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.
В судебной практике иногда возникают споры о правовой природе данных страховых взносов. Так, при рассмотрении одного из дел отделения ФСС заняло позицию о том, что в силу п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений, в том числе связанные с выплатами работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Однако, как указал суд, признавая позицию ФСС неправомерной, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена ст. 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств ФСС РФ .
Страховые взносы на обязательное социальное страхование подлежат взиманию по всем разновидностям дохода застрахованных лиц, вне зависимости от источников их получения. Это означает, что взносы по страхованию начисляются не только на оплату труда, но и на иные выплаты, которые непосредственно не имеют связи с результатами трудовой деятельности. Но есть перечень доходов, с которых взносы на страхование не могут взиматься, он устанавливается 4 пунктом данных правил. Разновидности материальной помощи, с которых не взимаются страховые взносы, перечисляются в 7 и 8 пунктах перечня.
Государственное социальное страхование является объективной необходимостью, а не прихотью государства. На конкретном этапе развития общество принимает под защиту группы населения, которые по некоторым причинам не могут осуществлять трудовую деятельность, получать за нее оплату. Разумная система федерального социального страхования граждан является одной из предпосылок в обеспечении социальной справедливости, образовании и поддержке политической стабильности в государстве. Принимая к учету важность социального страхования и его воздействия на процессы в обществе, органы власти во множестве государств мира формируют системы обязательного государственного страхования, которые дают возможность значительной концентрации финансов в единых фондах и, тем самым, обеспечивают надежную социальную защиту населения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы