Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Этическая беседа как средство формирования духовно- нравственных качеств младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Историко-педагогический анализ понятия «нравственность» 5
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников 8
1.3 Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 12
1.4 Использование метода этической беседы в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Анализ методик измерения сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников 25
2.2. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников 31
Выводы по главе 2 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
3.1. Разработка и проведение этических бесед во внеурочной деятельности 35
3.2. Анализ результатов апробации серии этических бесед 46
Выводы по главе 3 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение:
Актуальность исследования. Начальное образование можно назвать фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на успешность обучения в начальной школе, а потом во много определяют будущую жизни человека.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст является важным периодом развития личности. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии и самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на изменения эмоциональной сферы ребенка.
Формирование нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
В начальной школе осуществление нравственного воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в применении средств, которые направлены на формирование всех сторон личности ребенка, реализуясь в учебной и внеурочной деятельности младших школьников.
Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.
Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
Цель исследования заключается в определении роли этических бесед в формировании духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Гипотеза исследования: развитию духовно-нравственных качеств младших школьников будет способствовать использование учителем метода этической беседы во внеурочной деятельности при следующих условиях:
1) разработка и пошаговая реализация серии этических бесед на тему «Что главное в жизни», «Я – гражданин России», «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Моя семья – мое богатство», «Мои друзья».
2) создание учителем благоприятной образовательной среды во внеурочной деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятийный аппарат поставленной проблемы исследования на основе научно-педагогической литературы и разработать глоссарий используемых терминов.
2. Проанализировать образовательные стандарты начальной школы по духовно-нравственному воспитанию и его особенностей в младшем школьном возрасте.
3. Определить и проанализировать методики, способствующие измерению духовно-нравственного воспитания младших школьников.
4. Разработать серию этических бесед для формирования духовно-нравственных качеств в процессе внеурочной деятельности.
5. Выявить эффективность этических бесед для формирования духовно-нравственных качеств.
6. Разработать и апробировать методику.
Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
Предмет исследования – формирование духовно-нравственных качеств в духовно-нравственном направлении внеурочной деятельности младших школьников посредством этической беседы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость представляется в том, что результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы в подготовке программы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Обобщенный теоретический материал может служить основой для дальнейшего исследования по теме нравственного воспитания и эмоциональной сферы, а практическое применение полученных данных в ходе исследования позволит продолжить изучение темы в перспективе.
Исследование проведено на базе Средней общеобразовательной школы № 54 города Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие младшие школьники 3-А класса в количестве 30 человек.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что нравственное воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.
Необходимо воспитывать у младших школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество. Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать помощь. В процессе внеурочной деятельности ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.
В результате нравственного воспитания формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений, в деятельности и общении детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Историко-педагогический анализ понятия «нравственность»
Осмысливая проблему формирования духовно-нравственных качеств, необходимо определить действительные истоки нравственного и безнравственного поведения людей, выяснить, что такое мораль и моральные нормы поведения.
Дефиниция «нравственность» обсуждается «как совокупность реальных отношений, которые возникают между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиции добра и зла» [1, с. 4].
Нравственность — выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитание и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе [2].
Нравственность — внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе [49].
В своих работах Л.А. Григорович нравственность определяет как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество [9].
О.Н. Васильева в своей статье считает, что нравственность общезначима в свойстве безупречного плана (в желаниях) и произвольна в свойстве настоящего выбора (в действиях) [6].
Также необходимо рассмотреть такое важное понятие как качество.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова качество объясняется как та, либо другая характеристика, преимущество, уровень годности чего — нибудь либо кого-нибудь [32].
В иллюстрированном толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля качество рассматривается как множество немаловажных свойств, качеств и специфических черт, отличающих объект либо событие от иных, придающих ему точность [11].
Качества личности в работе Л.И. Божович имеют такое понятие: обусловленные, хорошо освоенные привычки действия человека [2].
После того, как мы определили такие понятия как: «духовность», «нравственность» и «качества личности», необходимо рассмотреть подробнее взгляды различных методистов и авторов психолого-педагогической литературы на проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников.
А.И. Зимина подчёркивает, что духовно-нравственное воспитание — это один из критериев совместной воспитательной работы, который содержит в себе выработку морального сознания, поведения и эмоций. Развитие морального сознания предполагает овладение определениями и взглядами, представляющихся нравственными познаниями, какие приобретаются индивидом в ходе деятельности и коммуникации [16].
В своей статье «О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников» М.А. Дьячкова отмечает, что духовно-нравственное воспитание составляет отдельную концепцию, у которой имеются все без исключения свойства, какие характеризуют концепцию. Данная концепция содержит в себе цели и задачи, сущность, связь участников воспитательной работы, руководство, ресурсы, технологии и способы воспитания [14].
По мнению К.В. Зелинского духовно-нравственное воспитание понимается как отдельная область целой концепции воспитания, направленная на осознание подрастающим поколением прививаемых высоких духовных и моральных ценностей, их принятием и реализацией в практических действиях людей [15].
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически упорядоченный процесс овладения и принятия обучающимися основных национальных ценностей, постижение концепции общечеловеческих ценностей и моральных, культурных, духовных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Целью духовно — нравственного воспитания является обучение детей любви, показать им образцом, действием и словом высоту, глубину и всесторонность данного действительно духовного чувства. Предметом духовно -нравственного воспитания представляется душа человека, и в данном его различие от интеллектуального воспитания [12].
И.В. Метлик утверждает, что на сегодняшний день многие школы покинула столетиями формируемая концепция духовно -нравственного воспитания. Духовно-нравственный резерв, переданный нашими предками, практически исчерпан. В настоящее время происходит потеря ценностей. У ребёнка иногда отсутствует эталон. Как бы то ни было, неповторимую значимость в нравственном воспитании представляет моральный эталон как абсолютная реализация взглядов о человеке. Добрый образец нужен людям постоянно и в любой деятельности, но в особенности нужен он ребятам в целях взросления души. Эталон предназначается ориентиром ради человеческого существования и поведения, он считается той высшей целью, к каковой устремляется человечество и что управляет их деятельностью [29].
В своей статье о духовно-нравственном воспитании школьников Е.Е. Игнатьева считает основной целью обучения в школе — это формирование нравственной, гармоничной, развитой на физическом уровне и духовно здоровой личности, способной к креативности и самоопределению. Это даёт возможность любому педагогу принимать участие в душевном становлении своих воспитанников [17].
Н.А. Курмелева под духовно-нравственным воспитанием понимает педагогически упорядоченный процесс изучения и принятия обучающимися базисных культурных ценностей народа Российский Федерации, постижение знаний и навыка, требуемого в целях мирной жизни в социуме, развитие ценностных свойств в целях индивидуальной самореализации, приобщения к культуре собственной семьи, отчизны, народа и социализации в современном мире [22].
А.Г. Бойматова в своей статье «Цели и задачи духовно-нравственного воспитания молодёжи» обозначает духовно -нравственное воспитание как целенаправленное становление нравственного сознания, формирование моральных чувств и выработка способностей и привычек нравственного действия [3].
Духовно-нравственное воспитание — это процесс совместной деятельности по становлению позитивной личности индивида, осваивающей основные ценности. Это развитие этических чувств (ответственности, патриотизма, долга перед Родиной, совести), высоконравственной позиции (разделение зла и добра, анализ моральных свойств в себе и других), нравственной деятельности (готовности придерживаться социальных общепризнанных норм нравственности, выражать разумность и благую волю).
Следовательно, духовно-нравственные качества — это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств применяются добровольно и правильно.