Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Эстетическое воспитание юных читателей в библиотеке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3
1.1. Основные понятия и сущность
эстетического воспитания……………. 10
1.3. Библиотечные проекты и
программы по искусству……………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 50
Введение:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3
1.1. Основные понятия и сущность
эстетического воспитания……………. 10
1.3. Библиотечные проекты и
программы по искусству……………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 50
Заключение:
Обязательной
частью гармонически развитой личности считается эстетическое воспитание. Только
целенаправленное эстетическое образование детей способно реализовать адаптацию
в обществе.
Рассматривая сущность эстетического воспитания, мы
выяснили, что оно состоит в следующем: обращено к душе человека, его эмоциям,
чувствам, благодаря чему способствует развитию способности целенаправленно
воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в искусстве и
жизни; развивает способность работать творчески, развивает эстетические
потребности, чувства, идеи, художественные вкусы и взгляды, ум.
В ходе исследования выявлены основные задачи эстетического
воспитания, которые состоят в создании определенного запаса эстетических
познаний и звуковых, цветовых, пластических воспоминаний; в формировании
художественного и эстетического восприятия и эстетической творческой
возможности.
Нами определено, что эстетическое воспитание
читателей, и особенно детей, является одним из направления деятельности
библиотек. Библиотеки помогают ребенку раскрыть его творческие возможности,
расширить мир своих увлечений: она располагает более благоприятными критериями для
обеспечения всеохватывающего влияния на эстетические ценности пропагандируя не
один вид искусства, а развивая эстетический вкус во всех направлениях.
Библиотека вовлекает читателей при помощи литературы во все виды эстетической
деятельности ориентируясь на конкретного читателя.
Формы работы библиотеки по эстетическому воспитанию разнообразны – наглядные
(выставки), устные (массовые мероприятия различных форм и видов), комплексные.
Знакомя детей с книгами об искусстве, лучшими
произведениями, библиотекари вдохновляют детей к художественному творчеству,
помогают понять язык искусства.
Художественная литература – вид искусства – искусства
слова, который в том числе используется для эстетического воспитания детей,
пробуждая эстетическое ощущение и вкус, умение понимать реальность по законам
красоты, думать художественными образами; приобщая к словесному искусству.
Художественная литература влияет не только на понимание, но и на ощущения и
действия ребёнка, вводит в мир образов. Она содействует появлению у детей
эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам
литературных произведений, к окружающим их людям, к реальности.
Рассматривая деятельность Центральной Рязанской
библиотеки мы выяснили, что эстетическое воспитание в библиотеке происходит в
условиях приобщения к книге и чтению. Мероприятия, проводимые в библиотеке,
повышают интерес не только к «прекрасному», но и к прочтению художественной
литературы. Эстетическое воспитание юных читателей осуществляется под
воздействием педагогических условий во время учебной и внеурочной деятельности.
В библиотеке организуются выставки и мероприятия
художественно-эстетического цикла, которые формируют художественный вкус,
позволяют детям эмоционально воспринимать прочитанное и увиденное.
Деятельность по эстетическому воспитанию посетителей Рязанской библиотеки
осуществляется в сотрудничестве с другими организациями, в результате чего
эффект от данной деятельности более действенный.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ БИБЛИОТЕК НА КУЛЬТУРНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
1.1.
Основные понятия и сущность эстетического воспитания
Основные понятия и сущность эстетического воспитания
Показателем уровня
эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура,
а для этого необходимо в детях воспитывать и развивать чувство к прекрасному.
Идея эстетического
воспитания зародилась в глубокой древности. Представление о сущности
эстетического воспитания, его задачах, целях изменились, начиная со времен
Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были
обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
Категории: «красивое», «прекрасное», легли в основу системы эстетического
воспитания. Нет такой реальности, к которой нельзя было бы применить критерии
красоты или эстетические характеристики [1, 20-25].
В настоящее время
проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее
эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед библиотекой.
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и
зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А.Леонтьев,
Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, А.В.
Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.А.Сухомлинский, Е.М. Торошилова В.Н.
Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных
подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического
воспитания.
Д.С. Лихачев
определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески
активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по
законом красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного воздействия
в эстетическом становлении ребенка. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и
искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом
ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто
обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у
ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах.
В кратком словаре
по эстетике: эстетическое воспитание — система мероприятий, направленных на
выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно
понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но,
рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения,
говорящие о его сущности.
— Это процесс
целенаправленного воздействия.
— Это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее.
— Это
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [13].
Задача эстетического
воспитания — формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
Эстетическое
воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его
слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его
отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками,
сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды,
жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так
каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на
полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
Воспитание
красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию
личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических
ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и,
конечно, в искусстве.
Эстетическое
воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает
своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Эстетическое
образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все
это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического
воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой
индивидуальности, действующей по законам красоты [11].
В понятие
«эстетическое воспитание» включается: развитие эстетических потребностей,
эстетических чувств, привитие эстетических идей, художественных вкусов и
взглядов в соответствии с современной идеологией; формирование способностей у
детей посильно участвовать в создании красоты в жизни и в искусстве.
Эстетическое
воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс
становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность
эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального
переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей [3,
47-55].
Таким образом,
эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями: