Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Специфика развития математических представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2. Роль дидактической игры в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Исследование уровня развития элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы 25
2.2. Реализация комплекса мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством дидактической игры 31
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

  

Введение:

 

На сегодняшний день все больше внимания уделяется обучению, развитию и воспитанию подрастающего поколения. Особое место в образовании отводится дошкольной педагогике. Именно в период дошкольного детства, в процессе стимулированной и социально-организованной деятельности происходит становление психических процессов, а также развиваются качества личности (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.).
Формирование готовности к обучению в школе – это важная задача всей воспитательной работы с дошкольниками, которая направлена на их всестороннее развитие – умственное, нравственное, физическое, эстетическое. Одним из наиболее трудных предметов в современной школе является математика.
Математика дает широкие возможности для развития познавательных способностей, что является базой для формирования в перспективе математического мышления, а сформированность такого мышления – это гарантия успешного усвоения математического содержания в будущем.
К моменту поступления в школу детям необходимо усвоить относительно широкий круг различных взаимосвязанных знаний о числе и множестве, величине и форме, научиться ориентироваться во времени и в пространстве.
Математическое развитие детей-дошкольников осуществляется зачастую под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Вместе с этим проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.
Развитию у детей математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от дошкольников усидчивости, серьезного настроя на результат, использования активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно и с удовольствием участвуют в познавательном процессе. В результате применения таких игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в своих высказываниях используют доказательства. Также дошкольники становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.
Образовательная область «Познавательное развитие», а, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. И обучение математике дошкольников без использования дидактических игр немыслимо, поскольку именно в игре (как в ведущем виде деятельности) у детей развивается наблюдательность, фантазия, память, ребята учится размышлять, анализировать, справляться с различными трудностями.
Вопросам развития математических представлений детей дошкольного возраста посвящены работы следующих авторов: Л.И. Вахрушева, В.В. Абашина, В.В. Данилова, О.А. Еник, Е.С. Демина, Л.И. Ермолаева, Е.Э. Кочурова, Т.И. Иванова, И.А. Попов и других. При этом проблема использования дидактических игр как одного из способов формирования математических представлений детей дошкольного возраста остается недостаточно изучена, что и предопределило выбор темы дипломной работы.
Об условиях развития математических представлений личности ребенка неоднократно говорили многие исследователи (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, А.Н. Давидчук, А.В. Запорожец, Э.В. Ильенков, Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, В.А. Левин, Е.И. Николаева, А.В. Лилов, Н.Н. Палагина, Е.А. Флерина и другие). В их работах подчеркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста.
При этом использование игровой деятельности в значительной мере повышает эффективность всей работы. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Проблема исследования — каковы педагогические условия формирования системы элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности?
Цель исследования – изучить методику работы с применением дидактических игр как средства развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; разработать комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наиболее эффективному формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать использование на занятиях дидактических игр.
Объектом исследования является процесс формирования системы элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования системы элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1) Изучить специфику развития математических представлений у детей дошкольного возраста;
2) Выявить роль дидактической игры в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
3) Провести диагностику уровня развития элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы;
4) Реализовать комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством дидактической игры;
5) Проанализировать полученные результаты.
Практическая значимость: разработанные занятия могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, методистами дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования: анализ психологической, методической, педагогической литературы; методы психолого-педагогической диагностики; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: МАДОУ «Детский сад «Радуга» п. Агириш.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Развитие математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс усвоения и передачи знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями. Математическое развитие детей дошкольного возраста представляет собой качественные изменения форм их познавательной активности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними.
2) Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогикой для воспитания и обучения детей. Они нацелены на решение определенных задач обучения детей, но также в них проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности. Все дидактические игры математического содержания условно можно разделить на несколько групп: 1. Игры с числами и цифрами; 2. Игры-путешествия во времени; 3. Игры на ориентировку в пространстве; 4. Игры с геометрическими фигурами; 5. Игры на логическое мышление.
В практической части нашей дипломной работы мы провели исследование уровня развития элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группы. В эксперименте участвовала подготовительная группа детей общей численностью 20 человек – контрольная и экспериментальная (по 10 детей в каждой). Наше исследование состояло из трех этапов: констатирующий (диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей), формирующий (организация комплекса мероприятий с применением дидактических игр), контрольный (оценка результативности нашей работы).
На констатирующем этапе были получены следующие результаты: в контрольной группе двое детей (20%) имеют высокий уровень сформированности математических представлений, четыре ребенка (40%) – средний уровень, двое (20%) – низкий уровень и двое (20%) – крайне низкий уровень; в экспериментальной группе один ребенок (10%) имеет высокий уровень, пятеро детей (50%) – средний уровень, один ребенок (10%) – низкий и трое (30%) – крайне низкий. Полученные результаты оказались практически равны. Преобладающий уровень сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников обеих групп – средний. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу нашего исследования, мы решили провести комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством дидактической игры с детьми экспериментальной группы. Это был формирующий этап эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. Для этого мы использовали те же самые методики, что были предложены детям на констатирующем этапе. Были получены следующие результаты: в контрольной группе результаты остались прежними; в экспериментальной группе было выявлено, что у 4 детей (40%) – высокий уровень, у 4 (40%) – средний и у двоих (20%) – низкий, показателей крайне низкого уровня выявлено не было. Результаты экспериментальной группы выросли в значительной степени: показатели высокого уровня выросли на 30%, среднего уровня уменьшились на 10%, низкого уровня выросли на 10%.
Таким образом, наиболее эффективному формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста действительно способствует использование на занятиях дидактических игр.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Специфика развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Понятие «развитие математических представлений» является довольно сложным, многоаспектным и комплексным. Оно состоит из взаимообусловленных и взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, времени, количестве, величине, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «научных» и «житейских» понятий. [4, С. 20].
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, что происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – это значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Математические представления – это представления о числе, множестве, счете, простейших вычислениях, геометрических фигурах и форме предметов, величинах и их измерении, которые ребенок постигает на чувственном, эмпирическом уровне, называют элементарными [5].
Е.А. Утюмова и Л.В. Воронина дают следующее определение: формирование математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, способов и приемов умственной деятельности, что предусмотрены программными требованиями [8, С. 6].
Основная его цель заключается не просто в подготовке к успешному овладению математикой в начальной школе, но и во всестороннем развитии детей. Осуществляется развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста при поддержке научно обоснованной методической системы, в компоненты которой входят цель, содержание, методы, средства и формы организации работы, тесно связанные между собой и взаимообусловленные друг другом.
Развитие элементарных математических представлений напрямую связано с математическим развитием детей. Рассмотрим различные подходы к данному понятию.
По мнению А.А. Столяра, под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения и сдвиги в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [25, С. 7].
В учебном пособии Е.А. Утюмовой и Л.В. Ворониной представлено следующее определение: «Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций» [8, С. 5].
Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Л.Н. Вахрушевой, Н.Г. Белоус, Н.С. Денисенковой, Т.А. Куликовой, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцовой, П.Г. Сирбиладзе, Н.К. Постниковой и других, показывают, что на ступени старшего дошкольного возраста, у детей уже вполне возможно сформировать довольно устойчивый познавательный интерес.
Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы ее понимать необходимо развитое логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, то есть основанное на уровне представлений. Математические представления, как и представления вообще – это объективно существующие субъективные образы, которые воссоздаются памятью или создаются воображением, которые возникают именно тогда, когда нечто материальное, которое породило эти образы, не воздействует прямо на субъект и его органы чувств.
С точки зрения генетики представления имеют промежуточное положение между восприятием и понятием. Они предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают ему определенность и конкретность.
Исследования педагогов и психологов (таких как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Данилова, Г.А. Корнеева, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.А. Мусейибова и других) показывают, что в дошкольном возрасте имеются особенности в восприятии и генезисе математических представлений. Математическое образование сосредоточено на освоении детьми дошкольного возраста представлений, являющихся предпосылкой формирования таких математических понятий как величина, число, геометрические фигуры.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы