Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Диагностика творческого мышления младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Теоретические основы развития творческого мышления у детей младшего
школьного возраста
1.1.
Понятие творческого мышления
1.2
Факторы интенсивности творчества
1.3.
Особенности творческого мышления у младших школьников
Глава
2. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1
Описание методов диагностики
2.2
Результаты формирующего эксперимента
Список
использованных источников
Введение:
Решение задачи, поставленной перед Россией в начале ХХI
века, а именно, перейти в довольно короткие сроки к инновационному социально
ориентированному экономическому развитию, требовало многоплановой
социокультурной модернизации всего российского общества. Одной из ключевых её
задач является развитие человеческого потенциала страны, воспитание нового
поколения россиян. Разработанная, в настоящее время, образовательная программа
начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее ФГОС НО), определяет содержание и организацию образовательного процесса
и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся. А в условиях изменения российского образования, появлении новых
федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание личности и
переустройства учебного процесса. Поэтому можно сказать, что проблема развития
творческих способностей учащихся остается одним из самых актуальных.
Младший школьный возраст – это тот возраст, насыщенный
эмоциональными переживаниями, развитием познавательных процессов (воображения,
логического мышления и т.д.), стремлением к самостоятельности, появлением
устойчивых интересов. При этом, педагоги отмечают высокую степень восприимчивости
к воспитательным воздействиям. Таким образом, вопрос организации развития
творческих способностей младших школьников может успешно решаться в
общеобразовательных учреждениях.
Хотя проблема развития творческого мышления давно
рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в
практике школы должного внимания не получила, что подчеркивает актуальность
проблемы. А.В. Хутoрскoй, в своих исследованиях отмечает, что «само выведение
за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как
и его внутреннего мира, с личностными качествами, приводит к отчуждению
учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса».
Цель исследования – теоретическое обоснование, подборка и
реализация комплекса методов диагностики творческого мышления у детей младшего
школьного возраста.
Задачи исследования:
1.
Изучить теоретические основы развития
творческого мышления у детей младшего школьного возраста;
2.
Проанализировать методы диагностики;
3.
Провести эксперимент про использованию методик
диагностирования творческого мышления и описать его результаты
Объект исследования – творческое мышление у детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования – процесс диагностики творческого
мышления у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
работы:
– системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
– психологические теории развития творческих способностей
(Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Д.
Шадриков и др.);
– методология творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, Г.Я.
Буш, М.М. Зиновкина и др.);
– принципы педагогики творчества (В.И. Андреев, В.И.
Загвязинский, Н.Д. Никандров и др.);
– работы о социальной сущности игры, природе и мотивах игры,
составившие основу психологической концепции игровой деятельности человека
(Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К. Гросса, B.В. Зеньковского, Д.Ф. Каптерева,
Г. Спенсера, C.Т. Шацкого, Г.И. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина);
– работы, посвященные определению значимости игры для
формирования и развития личности в процессе общения (А.Н. Леонтьева, А.А.
Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Г.Ф. Федорца, Г.И. Щукиной и др.);
– работы, посвященные применению игры в педагогике как
одного из способов обучения (И.Г. Абрамовой, З.В. Баянкиной, М.В. Кларина, О.Н.
Крыловой, Н.Я. Лернера, В.Н. Липника, З.И. Мальковой, Г.К. Селевко, Ж.С.
Хайдарова, С.А. Шмакова и др.).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованных источников.
Заключение:
На основе анализа психолого-педагогической литературы, можно
сделать вывод, что сущность, процесс и результат развития творческого мышления у детей
младшего школьного возраста сегодня остается педагогической проблемой. На
основании многочисленных исследований (В.Н. Дружинин, А.В. Брушлинский, Д.Б.
Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев и др.) установлено,
что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший
школьный возраст, именно в этом возрасте имеется высокий потенциал творческого
развития. Представим круг научных понятий на котором строим наше исследование,
это:
Творческое мышление – это мышление, результатом которого
является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или
иной задачи (по Я.А. Пономареву).
Развитие творческого мышления применительно к детям младшего
школьного возраста – это процесс погружения ребенка в деятельность, в
результате которой, ребенок создает или открывает нечто новое или
усовершенствует решения той или иной задачи (рабочее определение по Я.А.
Пономареву).
Результатом развития творческого мышления применительно к
детям младшего школьного возраста в рамках нашего исследования считаем единство
четырех показателей развитости творческого мышления – беглости (количество
идей, возникающих за некоторую единицу времени); гибкости (способности
переключаться с одной идеи на другую); оригинальности мышления (способности
продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых); разработанность (способность
к детальным проработкам идей) (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.).
На основе анализа методологических подходов и возрастных
индивидуальных особенностей развития творческого мышления у младших школьников,
можно сделать вывод, что процесс организованный на основе
системно-деятельностного подхода обусловлено целостностью личности,
взаимосвязью всех сфер, единством закономерностей и принципов развития, а также
тем, что развитие ребенка происходит прежде всего в активной деятельности. Дифференцированный
подход в развитии творческого мышления, позволяет создать условие с целью учета
индивидуальных особенностей каждого ребенка и его творческих способностей.
Развивающий потенциал дидактической игры позволяет говорить
как эффективное средство развития творческого мышления у детей по выбранным
показателям, т.к. Игровое действие создает особый тип отношений между игроками
(учителем и ребенком, ребенком и ребенком) — это творческие отношения, это не
учебная ситуация, ребенок свободен в выборе действий. В игровой ситуации,
созданной в дидактической игре, развивается особое пространственное видение,
способность понимать символическое значение действий, передачу ценностей от
одного субъекта к другому и т. д. Игровая ситуация является каналом для реализация
творчески трансформирующей способности, а именно открывает возможность
«попробовать», «испытать» неиспользованные способности в реальности, творчески
мыслить.
Далее была проведена опытно-исследовательская работа,
направленная на развитие творческого мышления у детей младшего школьного
возраста и проводилась с января по сентябрь 2020. Она проводилась в три этапа:
констатирующего, формирующего и контрольного.
Опытно-исследовательская работа осуществлялось на базе
Муниципального казённого образовательного учреждения основной
общеобразовательной школы д. Ленино, где приняли участие дети в количестве 8
человек, в возрасте 10 лет.
При диагностике использовались «Тест А.М. Вильямса»,
методика «Пиктограмма», А.Р. Лурия, «Тест креативности Э.П. Торренса».
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой
работы показал, что у большинства детей преобладает средний уровень развитости
творческого мышления – 75% (6 человек), на низком уровне 25% (2 человека), на
высоком уровне развитости творческого мышления у школьников не выявлено.
Полученные данные сориентировали нас в подборе комплекса дидактических игр,
способствующих развитию творческого мышления у младших школьников для
применения во внеурочной деятельности.
Подобран комплекс с дидактическими играми, представленный
различными видами дидактических игр для развития каждого показателя творческого
мышления. Разработана дидактическая игра «Умка-переводчик», способствующая
развитию всех показателей творческого мышления.
На основании полученных результатов контрольного этапа
опытно-поисковой работы: у школьников
был диагностирован высокий уровень развитости творческого мышления – 75%
(6 человек), на среднем уровне 25% (2 человека), на низком уровне детей не
выявлено, можем заключить, что дети младшего школьного возраста проявили
способность создавать большое количество осмысленных идей, способность детально
разрабатывать придуманные идеи, способность давать необычные, уникальные
ответы, требующие творческой силы, способность длительное время оставаться открытым
новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие
окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать
оригинальные идеи.
На основании полученных положительных данных по всем четырем
показателям развитости творческого мышления у младших школьников, подтверждают
выдвинутую гипотезу. Следовательно, подобранный и реализованный комплекс
дидактических игр показал себя результативным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития
творческого мышления у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие творческого мышления
Сегодня понятие «творческое мышление» занимает особое место
среди психологических понятий: с одной стороны, оно имеет неразрывную связь с
самим понятием творчества, одаренности и с понятием способностей, с другой, –
творческое мышление еще остается не до конца изученным, неоднозначно
определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических
терминов.
«Творческое мышление» включено в основное понятие
творчества. Многие авторы (Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Вересова и др.) в своих
профессиональных исследованиях либо отождествляют творчество и творческое
мышление, либо соотносят их в диаметрально противоположных концепциях (Э. Боно,
И.Н. Семенов и М.С. Бернштейн)[1].
В психологии творчеством называют всякую практическую или
теоретическую деятельность, в которой у субъекта деятельности возникают новые
результаты (знания, способы действия, решения, материальные продукты). Или
говоря на простом языке, «творчество» означает создание того, чего раньше не
существовало.
Для того чтобы творческий процесс мыслительных операций
протекал с достаточной скоростью, человек должен обладать богатым воображением
и высоким уровнем мышления. Это обусловлено как генетическими факторами (наследственность),
так и социальными (среда обитания, окружающие люди, мотивационная сфера в
познании чего-то нового).
Исходя из психологической науки, мышление – это вид
интеллектуальной деятельности, где происходит процесс решения задач, связанных
с открытием человека для себя новых знаний, опирается данный процесс в основном
на мыслительные операции: синтез, абстрагирование, анализ, конкретизация,
сравнение, обобщение, абстракция. Они позволяют глубоко и детально рассмотреть
интересующую проблему, процесс или явление.
Творческое (креативное) мышление – один из видов мышления,
где происходит процесс созидания или обработки информации через сенсорные,
образные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к
новым открытиям, идеям и явлениям, к новым способам решения проблемной
ситуации. Именно способность мыслить наделяет человека креативностью,
остроумием, находчивостью и предприимчивостью.
Однако творчество не ограничивается узким кругом направления
типа искусства, существуют творческие навыки, которые необходимы для смены
концепций и восприятия, детские рисунки, блюдо от повара, сочиненная музыка
тоже относится к ряду творческой деятельности.