Юриспруденция Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Деятельность следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию преступлений (на примере района Ховрино г. Москвы)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Правовые основы в истории возникновения и становления следственных и оперативных групп…………………………………………
7
1.1. Исторический опыт создания и деятельности следственно-оперативных групп…………………………………………………………….
7
1.2. Современное понятие, содержание, классификация и криминалистическое обеспечение следственно-оперативной группы………
11
1.3. Правовые основы деятельности следственных групп………………….. 14
1.4. Правовые основы деятельности следственно-оперативных групп……. 16
Глава 2. Организационно-тактические основы раскрытия и расследования преступлений на примере ОМВД России по району Ховрино г. Москвы….
18
2.1. Организация расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой……………………………………………
18
2.2. Следственно-оперативная группа как оптимальная форма организации сил и средств органов внутренних дел в целях раскрытия и расследования подследственных им преступлений………………………….

21
2.3. Организация работы следственно-оперативной группы на месте происшествия……………………………………………………………………
25
2.4. Формы организации деятельности следственно-оперативной группы по раскрытию и расследованию преступлений и их уголовно-процессуальные основы………………………………………………………..

32
Глава 3. Организационные и иные проблемы деятельности следственно-оперативных групп…………………………………………………………….
40
3.1. Планирование деятельности следственно-оперативной группы………. 40
3.2. Организационные и психологические аспекты взаимодействия в следственно-оперативной группе………………………………………………
46
3.3. Преодоление следственно-оперативной группой противодействия расследованию преступлений………………………………………………….
54
Заключение……………………………………………………………………… 63
Библиографический список……………………………………………………. 65
Приложения……………………………………………………………………… 73

  

Введение:

 

Актуальность темы. Раскрытие преступлений невозможно без организации взаимодействия следователей с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, всеми участниками следственно-оперативной группы в расследовании и раскрытии преступлений.
Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, обеспечивая разделение труда и согласованность действий и также позволяя экономить силы, средства, время, реализовать задачи, которые невозможно решить разрозненно, разобщенно. Объединение людей является одной из задач взаимодействия органов дознания и следователя, позволяющая организовать единое управление, определить место и роль каждой стороны. Таким образом, организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств. «Следственно-оперативная группа» (СОГ) – это наиболее оптимальная организация взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступления . СОГ – основанное на законе и нормативно правовых актах временное организационное формирование, состоящее из следователей, сотрудников оперативных органов и других специалистов, возглавляемое следователем, согласующего работу всех участников по цели, месту и времени, направленную на раскрытие преступлений.
В настоящее время, согласно статистическим данным, сохраняется как общий уровень преступности (см. приложение 1), так и количество совершаемых тяжких преступлений (см. приложение 2) и преступлений особой тяжести (см. приложение 3).
Взаимодействие следователя, органов дознания и сотрудников розыска в расследовании диктуется, прежде всего, потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Полагаться в борьбе с такого рода противоправными деяниями только на собственное умение, собственные силы и средства одного органа предварительного расследования или подразделения нельзя. В большинстве сложных уголовных дел этого оказывается недостаточно для установления истины. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают сотрудники розыска. Умелое сочетание уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, как об этом свидетельствует передовой опыт, обеспечивает успешное раскрытие преступления. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.
Важность и актуальность темы исследования объясняется тем, что организация работы следственно-оперативной группы (далее – СОГ) является важным аспектом на первоначальном этапе расследования преступления. Четкое взаимодействия и слаженность работы всех участников СОГ, понимание указаний руководителя, его грамотное руководство позволяют быстрее установить реальную картину преступления.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с деятельностью следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию преступлений.
Предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие деятельностью следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию преступлений, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности и проблемы деятельности следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию преступлений (на примере района Ховрино г. Москвы).
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический опыт создания и деятельности следственно-оперативных групп, определить современное понятие, содержание, классификация и криминалистическое обеспечение следственно-оперативной группы.
2. Выявить правовые основы деятельности следственных групп, правовые основы деятельности следственно-оперативных групп, проанализировать вопросы организации расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой.
3. Исследовать следственно-оперативную группу как оптимальную форму организации сил и средств органов внутренних дел в целях раскрытия и расследования подследственных им преступлений, охарактеризовать организацию работы следственно-оперативной группы на месте происшествия.

4. Рассмотреть формы организации деятельности следственно-оперативной группы по раскрытию и расследованию преступлений и их уголовно-процессуальные основы.
5. Определить основы планирования деятельности следственно-оперативной группы, проанализировать организационные и психологические аспекты взаимодействия в следственно-оперативной группе.
6. Охарактеризовать особенности преодоления следственно-оперативной группой противодействия расследованию преступлений.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Применение перечисленных методов в едином комплексе позволило осуществить системный анализ правового регулирования и организации предварительного следствия.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также иные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации. В исследовании проанализированы постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, теоретические труды российских ученых по уголовно-процессуальному праву в сфере организации и правового регулирования органов предварительного следствия.
Научная новизна исследования определяется выбором проблематики, которая до настоящего времени не получила детальной разработки на монографическом уровне и состоит в том, что оно является дополнением к проводимым исследованиям по организации и правовому регулированию предварительного следствия. В работе определены критерии, обуславливающие особенности регулирования предварительного следствия, выработаны рекомендации по их его совершенствованию.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на расширение и дополнение научного знания в сфере организации и правового регулирования предварительного следствия. Выводы и рекомендации, представленные в исследовании в определенной мере развивают как общетеоретические, так и отраслевые знания о предварительном следствии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные выводы и предложенные рекомендации можно использовать в практической деятельности в сфере организации и осуществления предварительного следствия, в том числе путем создания и деятельности следственно-оперативной группы.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из основных форм взаимодействия следователей и оперативных работников твердо зарекомендовавших себя на практике и показавших свою эффективность является следственно оперативная группа.
Следственно-оперативные группы (СОГ) создаются, как правило, для раскрытия и расследования особо тяжких, многоэпизодных и имеющих большой общественный резонанс преступлений. Это позволяет решить ряд задач, от чего зависит быстрота, объективность и всесторонность расследования, обработать большой массив данных и выполнить значительный объем работы в определенные законом сроки:
— на начальном этапе расследования преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, и при выдвижении следственных версий принять во внимание всю информацию, полученную следователем и работниками уголовного розыска;
— согласовывать производство сложных и значительных по объему следственных действий, что отражается как в совместном плане расследования, так и в планах оперативно-розыскных мероприятий;
— значительно облегчить дачу следователем органу дознания поручений и указаний о производстве розыскных и следственных действий, так как уже нет необходимости каждый раз обращаться к начальнику органа дознания, а можно давать поручения сотруднику оперативному уполномоченному, входящему в состав СОГ;
— ускорить процесс взаимного обмена информацией;
— четко разграничить компетенцию следователя и оперативных сотрудников — членов СОГ;
— обеспечить действенный контроль со стороны руководителей следственного и оперативного подразделения за раскрытием и расследованием преступлений путем проверки выполнения совместных, согласованных планов.
В настоящее время набирает силу тенденция формализации взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений. Попытки каждого наделить определенными обязанностями, не учитывая психологические аспекты данной деятельности, которые проявляются в неправовом взаимодействии. Такая позиция может вести к снижению эффективности совместных действий. Хотелось бы, чтобы в нормативных актах больший акцент уделялся правам каждого участника взаимодействия, а выбор конкретных приемов и способов должен производиться самими сотрудниками. Для повышения эффективности совместных действий большее внимание нужно уделять мотивации сотрудников на достижение высоких результатов служебной деятельности, причем применение императивных приемов следует ограничить необходимым минимумом.
Среди проблем, возникающих во время взаимодействия можно выделить: 1. Отсутствие необходимого обсуждения и планирования совместной деятельности. 2. Отсутствие должного информирования следователем оперативного сотрудника при выдаче поручения и как следствие посредственное исполнение этого поручения. 3. Нескоординированность механизма обмена информацией между следователем и оперуполномоченным. 4. Проблемы в использовании результатов ОРД в качестве доказательств по делу.
Среди возможных предложений самым главным, на наш взгляд, является необходимость закрепления норм регламентирующих деятельность следственно оперативной группы в УПК РФ. Это унифицирует и облегчит сегодняшнюю систему СОГ. Так же необходимо в рамках ведомственных актов обозначить формы непроцессуального взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, наглядно показав, таким образом, возможности эффективного выполнения стоящих перед сотрудниками задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовые основы в истории возникновения и становления следственных и оперативных групп

1.1. Исторический опыт создания и деятельности следственно-оперативных групп

Первичный этап развития регламентации группового метода расследования можно связать с Судебной реформой 1864 года, в результате которой были изданы Уставы, регламентирующие деятельность суда, органов расследования и сыскных органов.
Предварительное расследование во времена царской России подразделялось на дознание и судебное следствие. Соответственно судебные следователи производили расследование наиболее сложных дел. В числе органов дознания значилась полиция на различных уровнях, военное командование, гражданские чиновники, духовенство, жандармерия, сотрудники сыскных отделений. Процесс дознания состоял в получении доказательств для суда, либо помощи судебному следствию в его деятельности, при этом отмечается, что полиция подчинялось судебному следователю. При этом процесс взаимодействия все же имел место быть. К примеру, обнаружив следы преступления полицейские сообщали об этом судебному следователю или прокурору. Если это было сделать невозможно, полиция осуществляла процесс дознания для собирания и закрепления найденных следов. Следователь осуществлял свою деятельность единолично для скорейшего разрешения дела, при этом ему оказывалась всесторонняя помощь со стороны органов дознания.
Как видно из обозначенного текста в России ко времени разделения следственных и оперативных органов наметилась тенденция четкого разграничения полномочий следствия в процессуальное обеспечение расследования, и дознания, в оперативном обеспечении этого процесса.
При этом, нормативное регулирования их взаимодействия выражено довольно скупо. По сравнению указанным периодом современный следователь и оперативный работник хотя и имеет каждый свою специализацию, но их деятельность происходит в едином ключе, с более широким спектром взаимодействия, как нормативно регулируемого, так и вне его .
Процесс складывания организованных форм процесса взаимодействия следователя с органами дознания в советский период. В отличие от единоличного процесса производства следствия в царской России, в России Советской во всех формах использовался принцип коллегиальности, который являлся одним из основных образующих принципов построения советской власти. В числе первых следственных органов Республики Советов Декретом Совета Народных комиссаров (СНК) РСФСР «О суде» № 1 от 22 ноября 1917 года были образованы следственные комиссии . Перед установлением декрета о суде в России действовали революционные следственные комиссии при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Именно эти следственные комиссии заложили основу для формирования системы следственных органов. Декрет «О суде» ликвидировал все существующие на тот момент институты судебной власти в Российской Империи прокуратуру, адвокатуру и институт судебных следователей. Вместо этого были сформированы коллегиальные суды с параллельным осуществлением предварительного следствия судьей и революционным трибуналом. В случае революционных трибуналов, то для нах были образованы следственные комиссии, обладающие всей полнотой власти и полномочий в осуществлении предварительного следствия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы