Юриспруденция Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Деятельность оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности 6
1.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 6
1.2 Роль и место оперативно-розыскной деятельности при реализации функций территориальными органами МВД России 14
2 Организационно-правовые особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности 21
2.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности 21
2.2 Контроль за оперативно-розыскной деятельностью территориальных органов МВД России 32
3 Проблемы осуществления оперативно-розыскной деятельности 41
Заключение 47
Список использованных источников 52

 

  

Введение:

 

Правоохранительная функция по праву входит в число важнейших направлений деятельности любой современной страны. Уголовные законы эффективно реализуются, преступления предупреждаются под угрозой неот-вратимости уголовной ответственности за их совершение на основании таких видов государственной деятельности, как уголовно-процессуальная и опера-тивно-розыскная.
Мировой практикой выявления и расследования преступлений и име-ющимся отечественным опытом деятельности правоохранительных органов доказано, что наиболее эффективный метод противодействия преступности – это осуществление расследования при наличии полной картины о событии преступления, получаемой посредством совместных усилий органов рассле-дования и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. Учитывая это, многими авторами отмечается, что получение максимального количества сведений, носящих доказательственное значение по отношению к событию преступления и лиц, его совершивших, возможно только, когда в процесс уголовно-процессуального доказывания в максимальном объеме вводятся результаты оперативно-розыскной деятельности [37, с.43].
Проблематика реализации результатов оперативно-розыскной дея-тельности в доказывании по уголовным делам неоднократно рассматрива-лась на страницах юридической печати, выступая при этом предметом дис-куссии и активного обсуждения среди ученых и практических работников. В отношении данного вопроса к настоящему времени авторами изложены и обоснованы различные варианты разрешения. Причем многими озвучивают-ся абсолютно полярные точки зрения: одни считают необходимым категори-чески запретить использование в уголовно-процессуальном доказывании ре-зультатов, добываемых при производстве оперативно-розыскных мероприя-тий, другие полагают возможным вообще снять какие-либо ограничения для реализации в ходе уголовного судопроизводства результатов оперативно-розыскной деятельности.
Как представляется подобная ситуация во многом является следствием отсутствия единообразной правовой регламентации соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-ро¬зыскной деятельности.
На основании изложенного можно прийти к выводу, что изучение во-просов осуществления оперативно-розыскной деятельности является более чем актуальным.
Степень научной разработанности. Современным подходам и мето-дам оценки результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе в той или иной степени уделяют внимание: И.М. Белякова, А.А. Бес-сонов, Ю.П. Гармаев, В.И. Зажицкий, Т.В. Зеленская, А.В. Земскова, М.П. Котухов, М.П. Поляков, Р.Е. Савонюк, А.В. Стремоухов, М.А. Удовыдченко и др.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые складываются при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и предоставлении ее результатов.
Предметом исследования являются правовые, организационные и тактические аспекты оперативно-розыскной деятельности.
Цель исследования – провести анализ деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Исследовать правовые основы оперативно-розыскной деятельности;
Выделить роль и место ОРД при реализации функций органами МВД России;
Рассмотреть вопросы использования результатов ОРД;
Изучить контроль за оперативно-розыскной деятельностью;
Проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении ОРД.
Специфика поставленных автором цели и задач вызвала необходимость применения комплекса общенаучных и специальных методов. По ходу ис-следования использованы диалектический подход, логический метод, анали-тический метод, историко-правовой метод, сравнительный и статистический методы, метод определения и деления понятий, метод экспертных оценок, си-стемно-структурный анализ и др. Применение вышеперечисленного методо-логического инструментария в совокупности позволило обеспечить досто-верность и обоснованность выводов и практических рекомендаций.
Структура работы. Структурно работа представлена введением, тре-мя главами, объединяющими четыре параграфа, заключением, списком ис-пользуемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования представляется возмож-ным сформулировать следующие выводы и предложения.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это одно из наиболее эф-фективных средств борьбы с преступностью в любой стране мира. Объектив-ную необходимость ОРД подтверждает многовековой исторический и совре-менный опыт противодействия преступности на основании применения спе-цифических, только ей присущих средств и методов. Практически общепри-знанным является утверждение о том, что раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений наиболее успешно при активном применении оперативно-розыскных мероприятий.
Легальное определение ОРД можно обнаружить в ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель-ности». Его анализ позволяет прийти к выводу, что данному виду государ-ственной правоохранительной деятельности присущи следующие признаки:
1) деятельность государства в лице специальных органов осуществля-ется гласным и негласным способами;
2) право проводить оперативно-розыскные мероприятия имеют орга-ны, специально уполномоченные на это и прямо названные в Законе об ОРД;
3) основная направленность оперативно-розыскных мероприятий – это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, отношений собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступлений.
В Законе об ОРД можно обнаружить широкий диапазон целей и задач, достигаемых и разрешаемых в процессе ОРД. И это достаточно просто объ-ясняется. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой специфи-ческий вид государственной деятельности, позволяющей достаточно эффек-тивно противодействовать преступности, незамедлительно и адекватно реа-гировать на возникновение новых криминальных угроз, нейтрализация ко-торых только на основании уголовных, уголовно-процессуальных и уголов-но-исполнительных средств является практически невозможной. Учитывая это, на протяжении уже длительного периода именно меры оперативно-розыскного характера играют первостепенную роль в работе специально со-зданных оперативных подразделений правоохранительных органов, при-званных предупреждать и раскрывать преступления. При этом ОРД – это де-ятельность непроцессуального характера. ОРД является предшествующим этапом по отношению к доказыванию.
Легальная трактовка понятия «результаты оперативно-розыскной дея-тельности» присутствует в норме п. 36.1 ст. 5 УПК РФ; под результатами ОРД понимаются сведения, полученные на основании Закона об ОРД, о при-знаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях, лицах, которые участвовали в подготовке или совершении преступления и скрылись от органов дознания, следствия или суда.
В отличие от УПК РФ, Закон об ОРД, непосредственно регламентиру-ющий основы оперативно-розыскной деятельности, соответствующую дефи-ницию не содержит. Этим, а также тем, что данный термин применяется в различных отраслях правовой науки (к примеру, в уголовном праве, уго-ловном процессе, криминалистике, теории оперативно-розыскной деятельно-сти и т.д.), объясняется большое число подходов, раскрывающих содержание понятия «результаты ОРД».
В частности, к настоящему времени в юридической литературе имеется несколько концепций результатов ОРД: доказательственная, смешанная и информационная.
Предлагается под результатами ОРД понимать источники информации о фактах, имеющих значение для уголовного дела, которые подлежат ис-пользованию в уголовном процессе в качестве доказательств при условии их закрепления надлежащим процессуальным путем, который предусмотрен в уголовно-процессуальном законодательстве, и соответствии требованиям, предъявляемым оперативно-розыскным законодательством. Тем самым, ука-зывается на нетождественность результатов ОРД такому понятию как «дока-зательство» и на наличие кроме информативного элемента требований к процессуальному оформлению соответствующих сведений.
Варианты использования результатов ОРД в уголовном процессе мо-гут быть следующие: результаты ОРД как повод и основание для возбужде-ния уголовного дела; их применение при подготовке и производстве след-ственных (судебных) действий, которые предусмотрены УПК РФ; их упо-требление в процессе доказывания по уголовному делу (но в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства).
При этом, УПК РФ вопрос реализации ОРД в процессе регламентирует крайне лаконично. Основной нормативный акт, позволяющий формировать доказательства на основе информации, добытой путем производства ОРД, – это Закон об ОРД. Значимую роль в практической деятельности играют так-же положения совместной Инструкции 2013 г.
Исходя из анализа их положений установлено, что результаты ОРД могут и должны выступать лишь в качестве информационной основы для формирования доказательственной базы по уголовному делу, т.к. получение непосредственно доказательств возможно исключительно процессуальным путем. Для того, чтобы результаты ОРД были использованы как основа для формирования доказательств по уголовному делу, необходимо соблюдение процедуры их представления в адрес органа дознания, следователя, проку-рора или суда. В соответствии с действующим законодательством, это про-исходит на основании постановления руководителя (его заместителя) опера-тивного подразделения соответствующего ведомства, полномочного осу-ществлять ОРД.
Далее в целях трансформации результатов ОРД в доказательства по уголовному делу следует соблюсти условия и порядок следующего алгорит-ма, предусмотренного УПК РФ:
1. Осмотр представленных письменных материалов при соблюдении положений ст.ст. 176-177 УПК РФ и при обязательном составлении в поряд-ке ст. 166 УПК РФ протокола, подтверждающего проведение указанного следственного действия.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности

1.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это одно из наиболее эф-фективных средств борьбы с преступностью в любой стране мира. Объектив-ную необходимость ОРД подтверждает многовековой исторический и совре-менный опыт противодействия преступности на основании применения спе-цифических, только ей присущих средств и методов. Практически общепри-знанным является утверждение о том, что раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений наиболее успешно при активном применении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) [22, с.35].
Отмечается также, что «оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и высоко эффективно выявлять наиболее опасные замаскиро-ванные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные пре-ступления, предупреждать совершение этих и иных преступлений» [18, с.14].
Правовые основы расследования любого преступления по сути состав-ляют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также подзаконные и ведомственные нормативные акты. Согласно содержа-нию и сфере действия правового регулирования, их можно разделить на [20, с.15]:
– нормативные правовые акты, не имеющие прямого отношения к опе-ративно-розыскной деятельности правоохранительных органов и деятельно-сти подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследования пре-ступлений, но играющие методологическую роль в ее организации и осу-ществлении (Конституция, нормы уголовного, жилищного, гражданского за-конодательства и т. д.);
– закон, непосредственно определяющий обязанность по расследова-нию применения мер детективного поиска и подкрепляющий некоторые по-ложения об использовании возможностей в процедуре раскрытия и рассле-дования преступлений (статьи 21, 37, 38, 40, 89, 95, 157, 163, 164 УПК РФ[4]);
– нормативные правовые акты, регулирующие организацию и осу-ществление оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска (Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [6], Федеральный закон «О полиции» [7] и др.);
– нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие орга-низацию и осуществление расследования и раскрытия преступлений (норма-тивные акты МВД России: Приказ МВД России от 03.04.2018 № 196 «О не-которых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследо-вания отдельных видов хищений» [8], Приказ МВД России от 06.06.2018 № 356 «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией возна-граждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их со-вершивших» [9], Приказ Министерства внутренних дел по УР от 11 июня 2008 г. № 376 «О совершенствовании системы контроля за раскрытием преступлений и розыском преступников (Система «Сигнал»)» [10]; Следственного Комитета РФ: Приказ СК РФ от 15 января 2011 г. № 2 «Об организации предварительного расследования в следственном комитете Российской Федерации» [12]; Приказ СК России от 08.08.2013 № 53 «Об ор-ганизации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации [13] и др.) [26, с.46].
Важное значение играют положения Конституции РФ [1], которая в Главе 1 (ст.2-4; ст.6-9) закрепляет основные принципы, а также в Главе 2 (ст.17-64) права человека и гражданина. По своей сути, все остальные отрас-ли права Российской Федерации служат воплощением и закреплением норм конституционного права, реализуя при этом ведущий конституционно-правовой принцип (ст.2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Следовательно, исходными для всех остальных российских от-раслей права, нормы конституционного правы выступают исходными нор-мами. Права человека и гражданина закреплены также и нормами междуна-родного права [2,3].
При этом, все российские отрасли права основаны на принципах орга-низации системы власти, а также их компетенции и принципах деятельности всех органов власти в целом, которые закреплены конституционным правом.
Основным нормативным актом, который закрепляет правовые основы расследования преступлений является Уголовно-процессуальный кодекс Рос-сийской Федерации (далее по тексту УПК РФ) [4]. Именно на основании по-ложений УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности могут ис-пользоваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела, а также получать статус доказательств по уголовному делу.
В числе нормативно-правовых актов, посвященных регламентации рас-сматриваемой сферы общественных отношений, прежде всего, следует выде-лить Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) [6]. Именно в данном акте определяется содержание оперативно-розыскной деятельности, которая под-лежит осуществлению на территории Российской Федерации, и закрепляется система гарантий законности в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Раскрывая значение ОРД, необходимо, в первую очередь, указать на ее принадлежность к правоохранительной деятельности, наделенной государ-ственным статусом. Цели, задачи, порядок и пределы ОРД определяются Федеральным законом; им же ограничивается определенный перечень спе-цифических средств и методов ОРД, применять которые вправе лишь специ-альные названные Законом субъекты, выступающие от имени государства.
Под оперативно-розыскной деятельностью в Законе об ОРД понимает-ся «вид деятельности, которую гласно и негласно осуществляют оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на это указан-ным Федеральным законом, в пределах своих полномочий путем проведения оперативно-

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы