Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Безработица в современной России: показатели, проблемы, и меры реформирования социальной защиты безработных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы безработицы 7
1.1. Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения 7
1.2. Правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации 18
Глава 2. Характеристика мер по обеспечению занятости населения и социальной защите безработных 34
2.1. Система и структура органов по социальной защите безработных в г. Москве 34
2.2. Экономические и социальные последствия безработицы и методы борьбы с ней. Основные программы социальной поддержки безработных граждан в г. Москве 46
Заключение 60
Список используемых источников 63
Введение:
Актуальность темы. Инновации в экономике государства Российской Федерации за последние десять лет связана с введением рыночной экономики, которая оказала огромное влияние и на преобразования в области трудоустройства и занятости. На протяжении многих лет в Российской Федерации было полное обеспечение рабочих мест для населения. Ранее если человек пытался избежать трудового заработка, взыскивалась административная и даже уголовная ответственность. И, конечно же, наше государство было заинтересовано обеспечить рабочими местами желающих, систематично и планомерно велось сельское хозяйство, производились расчеты рационального использования трудовых ресурсов с учетом запланированной производительности труда.
И когда на территории Российской Федерации начались преобразования в начале 90-х годов и в политике и в экономике, безусловно, в этой связи появилась необходимость в регулировке отношений в социальном обществе, начала увеличиваться безработица и огромная проблема занятости населения. Что в будущем повлекло за собой составить и принять Закон занятости населения, чтобы у граждан были элементарные гарантии и защита граждан, попавших в категорию «безработный». Таким образом, в 1991г. была первая попытка создания такого документа, но уже 1992 году этот документ претерпел существенные изменения и был дополнен. Сегодня данный закон не удовлетворяет потребности современного общества и требует нововведений в законодательство. Ранее статус безработного не исследовался и условия для обязательного труда не нуждались в принятии какого-либо закона. Закон о занятости в Российской Федерации строился на общих международно-правовых принципах, в нем не учитывались в должной мере народные традиции трудовых отношений. Нельзя оставлять без внимания исторические традиции каждого народа, страны именно в них ярко проявляются трудовые отношения в полной мере. Сегодня Закон «О занятости населения в РФ» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.
Возникла реальная необходимость совершенствовать закон с целью формирования социально ориентированной рыночной экономики. Самый главный фактор, который обеспечит достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала государства. И потребуется формирование и совершенства трудового рынка, то есть его государственное урегулирование, системы гарантий занятости и развитого спектра социальных и правовых услуг. Безусловно, политика занятости должна обрасти новыми направлениями и актуальными приоритетами. Необходимо повысить уровень занятости населения, не ограничивая свободу лишней рабочей силы. Задача закон проектировщиков сохранить и создать новые рабочие места, придерживаясь принципов экономической целесообразности, необходимо учитывать государственные инвестиции. Основа данного рынка заложены при ликвидации монополия в государстве на использование рабочей силы, расширены права ее мобильности, появились гибкие формы организации и оплаты труда. Ярко выражена не развитость современного рынка труда. Объяснение этому есть: общий спад экономики государства, слабая конкурентоспособность, ограниченность финансовых ресурсов организаций и др. Для совершенного рынка труда необходимо: соблюдение социальных прав гражданина, предоставление гарантий материальных и правовых, любому работнику, противодействие росту безработицы. Страна должна быть заинтересована стабильности как экономической, так и социальной, она должна быть способна обеспечить высокий уровень правовой защиты, интересов всех участников рынка.
Заключение:
Подведем итоги исследования.
Безработица — это масштабная общественная ситуация в стране, вызванная экономическими, политическими или социальными факторами, при которой значительная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой и творческий потенциал через ограниченное количество вакантных рабочих мест или из-за своей неконкурентоспособности на рынке труда.
Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются с учетом комплекса обстоятельств: гражданин должен быть трудоспособен – по здоровью и возрасту; он должен встать на учет, представив полный пакет документов с достоверной информацией; у получателя услуги отсутствует заработок; заявитель должен активно искать работу и иметь желание немедленно к ней приступить.
То есть, статус безработного и условия его получения потребуют от гражданина регулярного посещения биржи и явки к работодателям, вакансии которых ему были предложены. Несоблюдение данных требований могут привести к приостановлению выплаты пособия и снятию с учета.
Международный правовой уровень регулирования безработицы представляет собой важный с позиции опыта мирового сообщества источник рекомендаций для развития внутригосударственного законодательства в данной сфере. Международное законодательство по вопросам занятости и трудоустройства носит преимущественно общий рекомендательный характер и не является общеобязательным для государств, однако при разработке нормативных актов о содействии занятости и снижении безработицы, государственных программ в данной сфере каждое государство в той или иной мере обязано учитывать положения приведенных выше международных документов.
В целом институт безработицы носит комплексный характер, поскольку включает нормы государственного, административного, гражданского, трудового, финансового, налогового, права социального обеспечения и других. Занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей. Правовое регулирование занятости населения в РФ ныне представлено большим числом нормативных актов. Базовым в этой сфере отношений является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Основными понятиями данного правового института являются «занятость», «занятые граждане», «подходящая работа», «безработные граждане». Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
При условии реализации вышеизложенных предложений, направленных на увязывание существующих элементов в эффективно функционирующую «систему прогнозирования», будут преодолены недостатки организационного и методического характера, существующие на текущий момент. Итогом работ станет определение оптимального функционала элементов и построение результативной структуры взаимодействия между ними, что обеспечит эффективность системы прогнозирования потребности в кадрах в городе Москве.
Фрагмент текста работы:
p>Глава 1. Теоретико-правовые основы безработицы
1.1. Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения
Право на труд — это одно из экономических прав, данных человеку сегодняшним законодательством. Его смысл заключается в том, что каждый человек имеет право трудиться, свободно выбирать работу, имеет право на благоприятные и справедливые условия труда, защиту от безработицы, достойное вознаграждение для человека и его семьи.
Право на труд в нашей стране закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации. Многие граждане сегодня сталкиваются с определенными проблемами, которые связаны с трудовыми правоотношениями; и не любой гражданин может объективно и всесторонне реализовать данное ему конституционное право на труд.
На сегодня преимущественно исследуются основные тенденции формирования безработицы и в меньшей степени — механизм предупреждения его долговременного состояния.
У безработицы, как и у занятости, также имеется необходимый правовой потенциал для ее упорядочения юридической нормой; то же касается всех остальных структурных элементов рынка труда и собственно рынка труда как системы отношений по организации трудовых ресурсов (свободный рынок) и/или управлению ими (государственно регулируемый рынок). Тем не менее Закон о занятости не определяет безработицу как правовую категорию, но на- ряду с ней вводит в оборот понятие «незанятость граждан» (ст. 1) , что позволяет судить о недостаточной правовой определенности категории безработицы и значительном управленческом потенциале в ситуативном использовании и наполнении данного понятия.
Явление безработицы довольно сложно отнести к юридическим категориям трудового права, и традиционным является скорее социально-обеспечительный акцент в содержании данного понятия. Но представляется обоснованным мнение авторов «Курса российского трудового права», в частности М.В. Филипповой, утверждающей, что безработный – это вспомогательный субъект трудового права . Кроме этого, к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены защита от безработицы и содействие в трудоустройстве (ст. 2 ТК РФ ). Как следствие, трудовое законодательство не может игнорировать типологию безработицы и поэтому должно её частично адаптировать к собственному предмету и регулировать, что сейчас имеет место.
Предлагаем ввести понятие безработного в ТК РФ соответствующее ст. 10 Конвенции Международной организации труда № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» , который определен ею как лицо, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, способное трудиться, готовое трудиться и действительно ищущее работу. Для таких лиц с учетом Рекомендации МОТ № 122 «О политике в области занятости» можно было бы установить преимущество при прочих равных условиях на заключение трудового договора при конкурсе на вакантное рабочее место или в случае конкуренции претендентов на трудоустройство, притом что один из них безработный, а другой имеет основную работу и устраивается по совместительству. Либо же (по аналогии с нормами Закона о занятости) можно установить преимущество для безработных на предприятия и в учреждения государственной (и возможно также муниципальной) формы собственности.
В наше время ученые по-разному трактуют сущность безработицы, однако особой оригинальности в их определениях нет, поскольку практически все они используют словосочетания, относящиеся к одному синонимическому ряду.